Эксперт сделал прогноз по рынку рассрочек и POS-кредитования
Максим Зайцев, руководитель Т-Рассрочки — сервиса, предоставляющего услуги рассрочки и кредитования покупателей:
В I полугодии 2024 года сумма рассрочек и POS-кредитов, выданных Т-Рассрочкой, по сравнению с I полугодием 2023 года выросла почти на 9%, а их количество – на 3 %. Особенно заметно увеличилась доля рассрочек в таких сегментах товаров, как мебель, образование и электроника. По нашим данным, в среднем у партнеров Т-Рассрочки в этих сегментах с рассрочкой было приобретено 50% товаров, то есть каждая вторая покупка.
Рост популярности рассрочек также связан с дальнейшим развитием технологий, которые делают клиентский путь более удобным и быстрым. В частности, это происходит за счет развития сервисов авторизации и расширения спектра предварительно одобренных предложений по рассрочкам и кредитам.
При этом на рынке наблюдается снижение среднего чека рассрочек и POS-кредитов. Это связано с увеличением числа ниш с более низким чеком, которые начали использовать рассрочку для привлечения клиентов. К числу таких ниш можно отнести детские и спортивные товары, оптику, а также товары для сада и огорода.
В 2024 году мы ожидаем прирост рынка рассрочек и POS-кредитов порядка 10% по сравнению с 2023 годом. По нашим оценкам, по итогам 2025 года рынок POS-кредитования скорее всего продемонстрирует те же объемы, что и в 2024 году. В первую очередь это связано с ростом цен и появлением новых ниш. Сдерживающим фактором также станет ужесточение регуляторной политики: увеличение ставки ЦБ и ужесточение макропруденциальных лимитов (МПЛ), которое приведет к сокращению доли вновь предоставляемых кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой.
Другим ограничивающим фактором развития рынка POS-кредитования станет конкуренция с маркетплейсами. В закрытых экосистемах маркетплейсов наблюдается динамичное развитие собственных сервисов рассрочек. Они активно привлекают клиентов с рынка, замыкая в рамках своей экосистемы. Отсутствие конкуренции внутри закрытых экосистем приводит к сокращению предложений для клиентов и, как следствие, к уменьшению выбора и качества доступных услуг.