Ozon и F.A.C.C.T. предупредили об основных мошеннических схемах при онлайн-покупках
Главный способ продвижения мошеннических сайтов в этом году — это реклама в мессенджерах и соцсетях.
В 2023 г. Ozon и F.A.С.С.T. в общей сложности заблокировали более 39 000 мошеннических сайтов, которые использовали бренд маркетплейса для обмана покупателей. Бум скама пришелся на второе полугодие из-за возросшей активности мошеннических «партнерских программ» — это пакетные предложения, которые позволяют мошенникам масштабировать бизнес, увеличивать прибыль и привлекать больше жертв. Такие программы предлагали участникам различные варианты использования мошеннических сайтов с фейковыми розыгрышами. В первом полугодии 2024 г. было заблокировано 9 341 подобных мошеннических сайтов, что почти в 19 раз больше значений аналогичного периода прошлого года.
Фишинговые сайты
Не обошлось без фишинга: в последнее время он уступает по популярности скам-атакам, но все еще представляет серьезную угрозу. В 2023 г. было заблокировано почти 16 000 фишинговых сайтов, которые выдавали себя за страницы авторизации, покупки товаров или возврата денежных средств (популярная мошенническая схема «Мамонт»), либо порталы оплаты комиссии для получения приза в розыгрыше. В первом полугодии 2024 г. было заблокировано 3 621 фишинговых ресурсов.
Сообщения и группы в мессенджерах и соцсетях
По данным аналитиков Digital Risk Protection (DRP) компании F.A.C.C.T., основными источниками привлечения аудитории на скамерские и фишинговые ресурсы стали группы и аккаунты в мессенджерах и соцсетях. Их количество в первом полугодии 2024 г. значительно возросло — было заблокировано 1 632 постов и групп, что почти в 7 раз больше, чем за весь 2023 год.
«В России немного найдется компаний, которые так же серьезно, как Ozon, подходят к вопросам кибербезопасности, защиты своего бренда. Тем более могут говорить об этом публично — это показатель зрелости компании и заботы о своих клиентах», — отмечает Валерий Баулин, генеральный директор компании F.A.C.C.T.
«Онлайн-шоппинг на маркетплейсах стал нормой для миллионов пользователей: только на Ozon в 2024 году число активных покупателей достигло более 50 млн человек. Мошенники пытаются использовать популярность известных сервисов и прибегают к различным методам для обмана клиентов. Чтобы обезопасить пользователей мы применяем инструменты для быстрого отслеживания и блокировки подозрительных ресурсов, а также повышаем осведомленность клиентов, рассказывая о новых приемах злоумышленников», – комментирует Кирилл Мякишев, директор по информационной безопасности Ozon.
«Наша многолетняя совместная работа по выявлению и ликвидации мошеннических ресурсов и их инфраструктуры с помощью высокотехнологичной платформы F.A.C.С.T. Digital Risk Protection (DRP) позволяет противодействовать киберпреступности задолго до того, как она нанесет какой-либо серьезный ущерб бренду или клиентам», — убежден Станислав Гончаров, руководитель департамента Digital Risk Protection компании F.A.C.C.T.