Финансовая грамотность – эффективный способ защиты от мошенников
Особенности человеческой психологии и ее слабые места активно используются мошенниками, чтобы заставить людей перевести свои деньги на посторонние счета или вложить в финансовые пирамиды. Психологическую уязвимость и когнитивные искажения иногда используют и недобросовестные финансовые компании, подталкивающие клиентов к принятию невыгодных для них финансовых решений.
Проблема мошенничества в банковской сфере сейчас стоит особенно остро. В первую очередь речь идет о незаконных онлайн-кредитах и психологической обработке граждан, которые отдают свои сбережения незнакомцам как с помощью денежных переводов, так и путем обналичивания банковских средств.
Проанализировав статистику, участники диалога пришли к выводу: в большинстве случае это происходит по доброй воле людей.
Какие приемы нейропсихологии и когнитивные искажения наиболее активно используются мошенниками? Как применять научные достижения поведенческой и нейроэкономики для повышения устойчивости потребителей финансовых услуг, развития их компетенций и финансовой культуры в целом? Могут ли сами финансовые организации быть эффективными участниками в процессе формирования финансовой культуры населения или это станет еще одним способом подталкивания клиентов к ненужным затратам?
Об этом говорили участники сессии, модератором которой выступила Людмила Преснякова (Банк России)
Спикеры:
· Руслан Вестеровский (Сбер)
· Ирина Грекова (Московская биржа)
· Олег Замиралов (Т-Банк)
· Ольга Медяник (СБГУ)
· Тимофей Нестик (Институт психологии РАН)
Участники дискуссии:
· Вениамин Каганов (Ассоциация Развития Финансовой Грамотности)
· Михаил Сергейчик (НИФИ Минфина России)
В ходе диалога участники отмечали, что поведенческая экономика изучает влияние социальных, познавательных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений и поведение людей. Кроме того, предметом интереса поведенческих экономистов являются рыночные аномалии (например, календарные эффекты ценообразования на фондовом рынке).
Наиболее широко применяемые поведенческими экономистами методы – опросы и эксперименты, специально разрабатываемые учеными. Еще один метод – фиксация с помощью специального оборудования физиологической реакции людей на какие-то стимулы (так, например, изучают воздействие рекламы). Проводимые различными организациями реформы в определенных областях жизни людей позволяют получать данные полевых исследований об изменении поведения людей. Также данное направление изучает поведение людей при решении финансовых вопросов, в том числе – в стрессовых ситуациях, которые создают мошенники, пытаясь завладеть средствами клиентов банков.
В ходе обсуждения этих вопросов, участники сессии пришли к выводу, что наиболее эффективный способ защиты от мошенников – это повышение финансовой грамотности населения.