05.07.2024, 15:20
Количество просмотров 1208

Финансовая грамотность – эффективный способ защиты от мошенников

К такому выводу пришли участники Финансового конгресса Банка России в Санкт-Петербурге в ходе сессии «Поведенческая экономика и финансовая культура: как не стать жертвой нейропсихологических приемов».
Финансовая грамотность – эффективный способ защиты от мошенников

Особенности человеческой психологии и ее слабые места активно используются мошенниками, чтобы заставить людей перевести свои деньги на посторонние счета или вложить в финансовые пирамиды. Психологическую уязвимость и когнитивные искажения иногда используют и недобросовестные финансовые компании, подталкивающие клиентов к принятию невыгодных для них финансовых решений.

Проблема мошенничества в банковской сфере сейчас стоит особенно остро. В первую очередь речь идет о незаконных онлайн-кредитах и психологической обработке граждан, которые отдают свои сбережения незнакомцам как с помощью денежных переводов, так и путем обналичивания банковских средств.

Проанализировав статистику, участники диалога пришли к выводу: в большинстве случае это происходит по доброй воле людей.

Какие приемы нейропсихологии и когнитивные искажения наиболее активно используются мошенниками? Как применять научные достижения поведенческой и нейроэкономики для повышения устойчивости потребителей финансовых услуг, развития их компетенций и финансовой культуры в целом? Могут ли сами финансовые организации быть эффективными участниками в процессе формирования финансовой культуры населения или это станет еще одним способом подталкивания клиентов к ненужным затратам?

Об этом говорили участники сессии, модератором которой выступила Людмила Преснякова (Банк России)

Спикеры:

·       Руслан Вестеровский (Сбер)

·       Ирина Грекова (Московская биржа)

·       Олег Замиралов (Т-Банк)

·       Ольга Медяник (СБГУ)

·       Тимофей Нестик (Институт психологии РАН)

Участники дискуссии:

·       Вениамин Каганов (Ассоциация Развития Финансовой Грамотности)

·       Михаил Сергейчик (НИФИ Минфина России)

В ходе диалога участники отмечали, что поведенческая экономика изучает влияние социальных, познавательных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений и поведение людей. Кроме того, предметом интереса поведенческих экономистов являются рыночные аномалии (например, календарные эффекты ценообразования на фондовом рынке).

Наиболее широко применяемые поведенческими экономистами методы – опросы и эксперименты, специально разрабатываемые учеными. Еще один метод – фиксация с помощью специального оборудования физиологической реакции людей на какие-то стимулы (так, например, изучают воздействие рекламы). Проводимые различными организациями реформы в определенных областях жизни людей позволяют получать данные полевых исследований об изменении поведения людей. Также данное направление изучает поведение людей при решении финансовых вопросов, в том числе – в стрессовых ситуациях, которые создают мошенники, пытаясь завладеть средствами клиентов банков.

В ходе обсуждения этих вопросов, участники сессии пришли к выводу, что наиболее эффективный способ защиты от мошенников – это повышение финансовой грамотности населения.

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ