Криптоброкеры в Беларуси: чем интересны российским игрокам и как создать такой бизнес
В ходе своей работы юристы SBH Law Offices выяснили, чем интересны криптоброкеры и как создать такой бизнес.
Криптоброкер выступает в качестве посредника на рынке, то есть совершает сделки с криптовалютой по поручению клиентов. Кроме того, криптоброкер может оказывать консультационные услуги по вопросам совершения сделок с криптовалютой, в том числе осуществлять анализ рынка с целью выдачи рекомендаций по формированию торговых стратегий и инвестиционных портфелей, минимизации рисков при работе с криптовалютой.
В этой связи спрос на работу через криптоброкера присутствует как минимум со стороны новичков, которые нуждаются в экспертной поддержке в ходе инвестирования, а также институциональных инвесторов, которые хотели бы внедрить работу с новыми инструментами.
Напомним, что в Республике Беларусь установлен прозрачный правовой режим для рынка криптовалют. Деятельность всех специализированных компаний, в том числе криптобирж и криптоброкеров, регламентирована на уровне законодательства и актов ПВТ. К таким компаниям предъявляются высокие требования для того, чтобы их работа была прозрачной и безопасной. Для регистрации в ПВТ заявителю нужно представить подтверждения о соответствии всем требованиям. После регистрации компании обязаны на ежегодной основе подтверждать соответствие требованиям и выполнение всех обязанностей в рамках аудита.
Как происходит процесс создания криптоброкера?
После принятия решения о создании криптоброкера в качестве первого шага мы рекомендуем обратиться в ПВТ для обсуждения планируемой модели работы и базовых параметров проекта, а также сформировать в компании рабочую команду, которая будет ответственна за процесс регистрации в ПВТ (юрист, экономист, разработчик, маркетолог, др.).
В ПВТ потребуется представить отчет о соответствии требованиям. Такой отчет может быть подготовлен белорусской аудиторской компанией, ранее входившей в «Большую четверку», или же криптобиржей, с которой будет сотрудничать криптоброкер.
Процесс подготовки к регистрации в ПВТ включает в себя:
· создание юридического лица в Беларуси и открытие счетов;
· поиск и трудоустройство ключевого персонала;
· разработку внутренних политик;
· разработку бизнес-плана и согласование его с ПВТ;
· заключение договоров с поставщиками, разработка формы договора с клиентом;
· заключение договора с криптобиржей;
· создание сайта, приобретение и внедрение необходимого ПО;
· формирование уставного фонда;
· сбор подтверждений о деловой репутации учредителей и ключевого персонала, о наличии опыта ведения бизнеса.
Если криптоброкер планирует оказывать услуги по совершению для клиентов операций в рамках маржинальной торговли (торговли «с плечом») потребуется дополнительно пройти технический аудит информационной системы.
Для регистрации в качестве резидента ПВТ потребуется сформировать уставный фонд в размере не менее 500 тыс. белорусских рублей (14 млн российских рублей). Уставный фонд формируется за счет денежных вкладов.
По готовности документов и отчета о соответствии требованиям криптоброкер может представить пакет документов для регистрации в ПВТ. Заседания Наблюдательного совета ПВТ о приеме новых резидентов проводятся, как правило, раз в квартал. Компания вправе осуществлять заявленную деятельность со следующего месяца после принятия решение о приеме в ПВТ.
Какие требования установлены к учредителям компании?
Компании в обязательном порядке необходимо подтвердить наличие достаточного опыта ведения бизнеса.
Достаточность опыта ведения бизнеса определяется в одной или нескольких следующих сферах в Республике Беларусь и (или) за границей:
· банковская деятельность;
· страховая деятельность;
· деятельность по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (в том числе с контрактами на разницу);
· профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам;
· секьюритизация;
· деятельность инвестиционного фонда;
· деятельность организатора ICO либо аналогичная ей деятельность;
· деятельность оператора криптоплатформы либо аналогичная ей деятельность;
· деятельность оператора обмена криптовалют либо аналогичная ей деятельность;
· лизинговая деятельность.
Наличие опыта признается достаточным, если компания, или ее директор, или учредитель / бенефициарный владелец, обладающий долей в размере не менее 10%, соответствует как минимум одному из следующих критериев:
· осуществление предпринимательской деятельности в одной из сфер, указанных выше, в течение не менее 1 года;
· выполнение функций руководителя (заместителя руководителя) организации, осуществляющей деятельность в одной из сфер в течение не менее 1 года.
Какую команду работников нужно сформировать к моменту подачи документов?
Заявителю потребуется представить документы о трудоустройстве:
· директора;
· главного бухгалтера или привлеченной бухгалтерской компании;
· должностного лица по управлению рисками;
· должностного лица по ПОД/ФТ;
· должностного лица по соблюдению режима ПВТ.
Директор должен обладать квалификационным аттестатом специалиста рынка ценных бумаг первой категории. Если у директора нет такого аттестата, то подать документы и осуществлять деятельность первые 6 месяцев после приема в резиденты ПВТ можно при наличии такого аттестата у заместителя директора. Отмечаем, что аттестат должен быть получен в Республике Беларусь, поэтому при отсутствии такого аттестата у директора или его заместителя необходимо учесть время на обучение и сдачу экзамена при планировании сроков.
Функции по управлению рисками и по соблюдению режима ПВТ могут выполняться одним работником; как правило, это юрисконсульт или экономист.
Все работники должны соответствовать требованиям к квалификации и деловой репутации, что подтверждается документами об образовании, копиями трудовых книжек, справками.
Какая степень готовности бизнес-процессов должна быть при подаче документов?
В адрес аудиторов и ПВТ потребуется представить тексты обязательных внутренних политик, например, об управлении конфликтом интересов, ПОД/ФТ, поддержке пользователей. Политики должны соответствовать требованиям законодательства и актов ПВТ.
Кроме того, в ходе аудиторской проверки потребуется продемонстрировать сайт и программное обеспечение, которое планируется использовать для работы. Для этих целей в ходе подготовки потребуется разработать сайт, заключить договоры с ключевыми поставщиками (хостинг, аренда серверов) и внедрить ключевое программное обеспечение, организовать базовую интеграцию с системой криптобиржи: получить технический доступ к системе, организовать защищенный канал передачи данных, обеспечить доступ к учетной записи уполномоченных лиц.
Информация о степени готовности программного обеспечения указывается в бизнес-проекте, который представляется в ПВТ для оценки целесообразности приема заявителя в состав резидентов.