Регулирование сферы криптовалют и блокчейн-технологий в России и странах ближнего зарубежья
Республика Беларусь
В Республике Беларусь комплексное регулирование криптосферы было введено еще в 2017-2018 годах с принятием Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» и профильных актов Наблюдательного совета Парка высоких технологий (далее – «ПВТ).
Данными актами были предоставлены обширные налоговые льготы участникам рынка, зафиксированы разрешенные операции с токенами и требования к криптоигрокам, правила для проведения размещения токенов (ICO), что позволило создать в стране привлекательные условия для развития криптобизнеса и майнинга. На текущий момент в Беларуси разрабатывается Концепция развития сферы токенов, цель которой – дальнейшее стратегическое развитие отрасли.
Беларусь не является исключением: комплексное регулирование криптоотрасли уже было внедрено в Казахстане, Кыргызстане, России и Узбекистане. Ожидается также и разработка специального регулирования в Армении в соответствии с Концепцией легализации рынка виртуальных активов, опубликованной Центральным банком Армении в конце 2023 года.
Право осуществлять специализированную предпринимательскую деятельность в криптосфере предоставлено резидентам специального режима – Парка высоких технологий (ПВТ). ПВТ предоставлены обширные налоговые льготы и другие преференции, включая освобождение от налога на прибыль.
К криптодеятельности, которую возможно осуществлять в рамках ПВТ, относится:
• деятельность организатора ICO, то есть оказание услуг по создание и размещению токенов;
• деятельность оператора криптоплатформы (криптобиржи);
• деятельность оператора обмена криптовалют (криптообменника);
• иная деятельность с использованием токенов, в том числе деятельность по созданию и размещению собственных токенов, деятельность криптоброкера;
• майнинг.
Актами Наблюдательного совета ПВТ для данных видов деятельности, за исключением майнинга, установлены детальные требования для регистрации в качестве резидента, в том числе наличие опыта ведения бизнеса, соответствие требованиям к деловой репутации, наличие квалифицированного ключевого персонала, формирование уставного фонда в установленном размере, прохождение аудита у компании, ранее входившей в «Большую четверку» аудиторских компаний, прохождение технического аудита и др.
На текущий момент актами Наблюдательного совета ПВТ не установлено специальных требований к деятельности по майнингу. Отметим, что майнинг вправе осуществлять не только индивидуальные предприниматели и компании, имеющие статус резидента ПВТ, но и также физические лица. В случае, если физическое лицо осуществляет майнинг самостоятельно, без привлечения иных лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, то его деятельность не квалифицируется в качестве предпринимательской.
Физические и юридические лица вправе осуществлять операции с криптовалютой, за исключением использования криптовалют в качестве средства платежа. Так, физические лица вправе владеть токенами, дарить и завещать токены, а также осуществлять майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обменивать токены на иные токены, приобретать (отчуждать) токены за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги. Важно отметить, что законодательство Беларуси содержит положения, запрещающие осуществление P2P-торговли.
Юридические лица, в том числе не имеющие статуса резидента ПВТ, вправе владеть токенами, хранить токены в виртуальных кошельках, а также создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом через организатора ICО. При этом юридические лица осуществляют операции с токенами только при посредничестве специализированного резидента ПВТ.
На текущий момент законодательство республики позволяет выпускать так называемые «долговые» токены (квазиоблигации), которые предоставляют инвестору право на получение определенной доходности, выраженной в денежных средствах или токенах.
До 1 января 2025 года применяются следующие налоговые льготы:
• прибыль от операций по обмену токенов на токены иного вида не облагается налогом на прибыль;
• обороты по отчуждению токенов не облагаются НДС;
• доходы физических лиц от деятельности по майнингу и совершению операций с токенами не облагаются подоходным налогом;
• обороты, прибыль (доходы) резидентов ПВТ от деятельности по майнингу и совершению операций с токенами не облагается НДС и налогом на прибыль.
Дальнейший режим налогообложения будет определен в соответствии с Концепцией развития сферы токенов.
Республика Казахстан
В Казахстане осуществлять специализированную деятельность в криптосфере, в том числе деятельность криптобиржи, возможно при наличии статуса резидента Международного финансового центра «Астана» («МФЦА»), который также предоставляет своим резидентам налоговые льготы, включая освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога.
Актами МФЦА зафиксированы требования для крипторезидентов, в том числе требования о наличии финансовых ресурсов, ключевого персонала, утвержденных внутренних правил и политик, цифровой площадки, соответствующей стандартам.
Деятельность по майнингу доступна для индивидуальных предпринимателей и компаний и требует получения лицензии Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Приобретенные в ходе майнинга цифровые активы подлежат обязательной продаже через биржи, имеющие лицензию Международного финансового центра «Астана», в размере не менее 75% процентов в целях налогообложения.
В Казахстане возможно также создание цифровых майнинговых пулов, которые проходят аккредитацию, в том числе подтверждают наличие на территории Казахстана необходимого оборудования, прошедшего испытания с положительным результатом.
Физические и юридические лица вправе осуществлять операции по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов через криптобиржи в рамках МФЦА, а также через зарубежные площадки.
Криптовалюта не может использоваться в качестве средства платежа.
Юридическим лицам также предоставлено право выпускать обеспеченные цифровые активы на локальных цифровых платформах по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами. Обеспеченный цифровой актив удостоверяет права на материальные, интеллектуальные услуги и активы, за исключением денег и ценных бумаг.
С 1 января 2023 года в отношении физических лиц введена ставка подоходного налога в 10% в отношении доходов от прироста стоимости цифровых активов. Доходом от прироста стоимости при реализации цифровых активов является положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью его приобретения.
Доходы от прироста стоимости цифрового актива, полученные юридическими лицами, включаются в совокупный годовой доход для целей уплаты корпоративного подоходного налога. При этом оборот по реализации цифровых активов освобождается от налога на добавленную стоимость.
Кыргызская Республика
Лицензии на осуществление специализированной деятельности в криптосфере выдаются Службой регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции. К разрешенным видам деятельности поставщиков услуг виртуальных активов относятся:
• покупка и продажа (обмен) виртуальных активов;
• обмен между виртуальными активами;
• перевод виртуальных активов;
• хранение, управление и контроль виртуальных активов;
• оказание финансовых услуг, связанных с первичным размещением и (или) продажей виртуальных активов эмитента.
Для получения лицензии потребуется соответствовать требования к деловой репутации учредителей и должностных лиц, размеру уставного фонда, наличию локальных актов, др.
На территории Кыргызстана возможно осуществление частного и промышленного майнинга резидентами и нерезидентами. Частный майнинг осуществляется индивидуальным предпринимателем. Промышленный майнинг осуществляется юридическим лицом. Для осуществления майнинга требуется прохождение регистрации с уплатой сбора и включение в электронный реестр майнеров.
К майнерам предъявляются технические требования, например, наличие в собственности майнингового оборудования, наличие виртуального кошелька, обеспечение технической исправности и надлежащего качества системы электроснабжения помещения.
В Кыргызстане предусмотрен специальный налоговый режим – налог на майнинг, который заменяет налог на прибыль, НДС на облагаемые поставки, налог с продаж. Базой обложения налогом на майнинг являются начисленные суммы за электроэнергию, потребленную при майнинге, включая НДС и налог с продаж. При использовании собственной электроэнергии базой обложения является сумма произведения объема потребленной электроэнергии на тариф, установленный на электроэнергию для майнинга.
Физические и юридические лица вправе совершать операции с криптовалютой, за исключением использования криптовалют в качестве средства платежа. Кроме того, юридическим лицам предоставлено право выпускать токены собственные виртуальные активы на территории Кыргызстана и за рубежом. Эмиссия требует осуществления государственной регистрации с уплатой сбора в размере 0,01% от общей номинальной стоимости выпуска.
Доходы, полученные в связи с совершением операций с виртуальными активами, включаются в годовой доход для целей уплаты подоходного налога и налога на прибыль юридических лиц. Реализация виртуального актива, то есть обмен виртуального актива на национальную или иностранную валюту, не признается объектом обложения НДС.
Российская Федерация
В качестве деятельности в криптосфере разрешено осуществление деятельности оператора информационной системы и оператора обмена ЦФА. Банк России осуществляет контроль и надзор в отношении некредитных финансовых организаций, в том числе операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, операторов обмена ЦФА.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем. Законодательством установлены требовании к квалификации должностных лиц, требования к деловой репутации, др.
Оператор информационной системы, осуществляющей учет прав на акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде ЦФА, должен также иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра.
Оператором обмена ЦФА могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям и включенные в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Требования включают в себя требования о размере уставного капитала, размере чистых активов, о создании службы внутреннего контроля и службы управления рисками, о соответствии участников требованиям к деловой репутации, иные требования.
На текущий момент в России отсутствует специальное регулирование майнинга, за исключением применения дифференцированных тарифов на электроэнергии. Согласно Законопроекту №237585-8 требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, будут устанавливаться Правительством по согласованию с Банком России.
Физические и юридические лица вправе осуществлять операции по обмену (продаже, покупке) криптовалюты, а также осуществлять выпуск ЦФА.
Также российским законодательством зафиксированы базовые положения об использовании ЦФА для исполнения обязательств по внешнеторговым контактам. Так, в качестве встречного представления могут быть переданы утилитарные цифровые права, и (или) ЦФА, и (или) цифровые права, включающие одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права. Соответствующие валютные операции могут осуществляться в информационных системах операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, а также в инвестиционных платформах операторов инвестиционных платформ. Валютные операции по использованию цифровых прав в качестве средства платежа могут осуществляться только по внешнеторговым контрактам, которые предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
К доходам в связи с совершением операций с ЦФА применяется налог на прибыль и подоходный налог по общим правилам. Обязанность уплаты налогов появляется в момент продажи криптовалюты на бирже за денежные средства. При этом учитываются расходы на приобретение криптовалюты.
Республика Узбекистан
В Узбекистане право осуществлять специализированную деятельность в криптосфере предоставлено компаниям, имеющим лицензию Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП). К видам деятельности, которые могут быть заявлены для осуществления в НАПП, относятся:
• криптобиржа,
• майнинг-пул,
• крипто-депозитарий, который оказывает услуги по выпуску криптоактивов,
• крипто-магазин;
• иные виды деятельности по решению НАПП.
НАПП устанавливает порядок лицензирования и требования для провайдеров услуг в сфере криптоактивов, включая требования к деловой репутации учредителей и руководителей, размеру уставного фонда, наличию локальных актов, др.
Для осуществления майнинга потребуется прохождение регистрации в НАПП. При этом майнинг осуществляется исключительно юридическим лицом с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектрической станцией (СЭС или ФЭС). При использовании электроэнергии с подключением к единой электроэнергетической системе применяются повышенные тарифы.
В рамках НАПП также возможна реализация пилотных проектов в рамках специального режима «регуляторных песочниц», которым в том числе предоставлены налоговые льготы, исключена обязанность по получению лицензий и иных разрешений на реализацию проекта. По результатам реализации проекта НАПП вправе принять решение о внесении изменений в законодательство в целях вывода пилотных проектов за рамки специального режима.
Так, на текущий момент в рамках специального режима реализуются проекты по выпуску частными коммерческими банками криптовалютных карт.
Операции по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов для физических и юридических лиц разрешены исключительно через национальных провайдеров услуг. Криптовалюта не может быть использована как средство платежа.
Резиденты Узбекистана вправе выпускать токены на площадках локальных крипто-депозитариев. При этом физическим лицам предоставлено право также выпускать невзаимозаменяемые токены.
Операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом криптоактивов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам.
Характеристики регулирования криптосферы
В целом страны СНГ используют схожие подходы к регулированию криптосферы с отдельными особенностями. Так, законодательство всех указанных государств предоставляет возможность осуществления специализированной деятельности в криптосфере. При этом в большинстве стран (Беларусь, Казахстан, Узбекистан) регулирование такой деятельности осуществляется в рамках специальных режимов, которые предоставляют компаниям налоговые льготы и иные преференции. Исключения – Кыргызстан и Россия, где надзор за деятельностью в криптосфере осуществляется финансовыми органами.
Во всех странах для целей защиты инвесторов детально регламентированы правила выпуска токенов. государства, которые экспортируют электроэнергию, устанавливают дополнительные ограничения для осуществления майнинга с целью регулирования рынка электроэнергии. Например, в Узбекистане – осуществление майнинга возможно только с применением альтернативной энергии.
Физические и юридические лица во всех проанализированных странах вправе совершать обменные операции с токенами. При этом в ряде стране существует запрет на использование иностранных площадок, например, в Беларуси (только для юридических лиц), Узбекистане, Кыргызстане.
Что касается налогов, льготы действуют в Узбекистане, а также в Беларуси (до 2025 года, к которому планируется определить дальнейшие правила налогообложения). В Казахстане физические лица применяются пониженную ставку в 10% к доходам от прироста стоимости криптовалют. В России и Кыргызстане налоги взимаются по общим правилам.