Хитрая терминология встроенных финансов и платежей: не дайте ей стать отвлекающим фактором
В Celent мы определяем встраиваемые финансы как поиск и приобретение индивидуальных финансовых сервисов, когда это необходимо, в рамках цифровых приложений, курируемых сторонней организацией, не являющейся банком.
Диалог, ведущийся в отрасли вокруг встраиваемых финансов и цифровых платежей, иногда затрудняется отсутствием единой терминологии. Например, мы продолжаем слышать такие утверждения, как «кошельки вытесняют карты» и «оплата поездки на Uber – это пример встроенных финансов». Степень правдивости этих утверждений зависит от точки зрения. Ключевой момент здесь – это концентрация внимания на стратегических целях, решении проблем клиентов и обеспечении превосходного качества процесса платежей.
Это карта? Это кошелек? Это встроенные финансы?
Цифровые кошельки упрощают платежи, но они обеспечивают далеко не все удобные способы оплаты. Кроме того, многие цифровые кошельки сегодня выступают в качестве интерфейса для карточных транзакций. Поэтому при анализе статистики платежей крайне важно помнить и делать различие между платежной составляющей и тем, что лежит в основе, или между «платежными предпочтениями» и фактическим «платежным инструментом». Так, например, хотя на сайте ТСП я предпочитаю платить с помощью цифрового кошелька, такого как, например, PayPal, мне также нужно решить, какой платежный инструмент в конечном итоге использовать после входа в свой кошелек. С точки зрения эквайрера это явно транзакция с помощью кошелька. Но с точки зрения эмитента это карточная транзакция (если только я не решил заплатить из имеющегося остатка средств или альтернативным способом, таким как банковский счет).
А как насчет других эффективных способов оплаты? Если я решу платить картой онлайн, мой браузер может предварительно заполнить все данные; все, что мне нужно будет ввести вручную, это только CVV. Мой браузер действует как цифровой кошелек? Мы бы сказали: «нет», но это, безусловно, положительный клиентский опыт.
Uber предлагает, пожалуй, лучший пример удобной оплаты: вы садитесь в такси и выходите из него, а соответствующая сумма списывается с вашей карты. Мы продолжаем слышать, как люди называют это «встроенными финансами», но чем это отличается от карты, хранящейся в приложении Netflix для подписок или в Amazon для покупок в один клик? Да, это положительный опыт, и он делает платежи «невидимыми» – и мы даже называем это «встроенными платежами» – но это всего лишь платеж с использованием сохраненных данных карты (card-on-file) и не соответствует строгому определению реальных встраиваемых финансов.
В Celent мы определяем встраиваемые финансы как поиск и получение доступа к индивидуальным финансовым сервисам, когда это необходимо, в рамках цифровых приложений, курируемых сторонней организацией, не являющейся банком. Для нас критически важна часть «поиска и получения доступа»; простого внедрения существующего платежного инструмента в цикл взаимодействия с клиентом для улучшения качества процесса оплаты недостаточно. Вот почему мы утверждаем, что оплата клиентом поездки с помощью карты, сохраненной в приложении Uber, не относится к встроенным финансам – а вот то, что Uber выпускает дебетовые карты для своих водителей, чтобы дать им более быстрый доступ к зарплате – как раз к Embedded Finance относится! Аналогичным образом то обстоятельство, что клиент добавляет свою банковскую карту в Apple Pay и использует ее для оплаты товаров и услуг, не является Embedded Finance, а Apple, предлагающая клиентам Apple Card в партнерстве с Goldman Sachs (см. рисунок 1) – действительно предлагает встроенные финансы.
Рис. 1. Цифровые кошельки/ платежи по сохраненным реквизитам карты /встроенные платежи в сравнении со встроенными финансами.
Встроенные финансы
Мы понимаем, что это утверждение справедливо с точки зрения банка-эмитента. Предоставление бизнес-партнерам возможности выпускать карты – это дополнительная возможность для банков, потенциально требующая новых инвестиций, но обработка транзакций типа card-on-file – таковой не является.
С другой стороны, для платежных компаний, таких как Stripe и Adyen или FIS и Fiserv, предоставление клиентам возможности предлагать платежные сервисы, подобные Uber, – это огромное преимущество. Конечно, это также возможность для банков (в основном для крупных), все еще предлагающих обслуживание ТСП, таких как JP Morgan, Citi или NatWest.
Кстати, чтобы еще больше запутать ситуацию, Uber называет раздел своего приложения, который позволяет клиентам управлять своими платежными инструментами, «кошельком». Действительно, там могут храниться несколько карт, которые клиент может выбрать для оплаты поездок, включая предоплаченный счет Uber Cash. Но это не делает приложение Uber цифровым кошельком – клиент может использовать сохраненные карты только для оплаты внутри экосистемы Uber, например, в основных приложениях Uber и Uber Eats, и нигде больше.
Это подводит нас к важному требованию в отношении мобильных и цифровых кошельков: они должны иметь сеть приема в ТСП. Это также означает, что у них должна быть отметка о приеме платежа / «кнопка» оплаты, которую клиент сможет увидеть и выбрать для расчета за товары/услуги. Вот почему такие системы, как Apple Pay и PayPal, являются признанными цифровыми кошельками, а Uber и Netflix – нет. Вместо этого они представляют собой приложения (или платформы), платежи в рамках которых глубоко интегрированы в процесс взаимодействия с клиентом. То же самое можно сказать и о Tesco ClubCard Pay+ или приложении Starbucks – эти приложения торговых предприятий делают оплату покупок в их магазинах проще и выгоднее для покупателей, но чтобы называться цифровым кошельком, им не хватает внешней сети приема.
Имеет ли терминология значение?
Терминология определенно имеет значение! Унифицированная система отслеживания отраслевой статистики была бы очень полезна при разработке бизнес-обоснований для новых инициатив. Очень важно уметь говорить на одном языке внутри отрасли. И тем не менее, вполне вероятно, что этот связанный с платежами язык продолжит становиться все более фрагментированным, поскольку идея кошелька расширяется во многих направлениях: от криптокошельков до кошельков для идентификации и интернета вещей.
Мы же, со своей стороны, советуем нашим клиентам банков и платежных систем не отвлекаться на терминологию; «встроенные финансы» в понимании некоего абстрактного мужчины – это «card-on-file» в понимании некой абстрактной женщины. Вместо этого сосредоточьтесь на проблемных точках своих клиентов и творчески подумайте о том, как вы можете эти проблемы решать, возможно, посредством партнерства. В конечном счете, разработка и предоставление реальных возможностей осуществления платежа гораздо важнее, чем то, как мы их называем.
Эта статья была впервые опубликована в отчете The Paypers «Встроенные финансы и банковское обслуживание как услуга за 2023 год», который является новейшим всесторонним обзором и анализом рынка, посвященным ключевым продуктам и игрокам в экосистеме встроенных финансов и BaaS.
Жильвинас Барейсис (Zilvinas Bareisis) возглавляет направление розничных банковских услуг и платежей в Celent. Его исследования сфокусированы на влиянии технологических изменений в банковской сфере с акцентом на потребительские платежи, цифровую идентификацию и открытую экосистему финансовых услуг. Обладает 25-летним опытом консультирования руководителей банков и их технологических партнеров.