53% россиян хотели бы заняться частным бизнесом
53% россиян заявили о готовности заняться частным предпринимательством (определенно да 23%, скорее да 30%). Чаще всего такой ответ давали жители Кавказа (60%), Приволжского федерального округа (59%), реже других – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Северо-Западного федерального округа (по 46%). Не хотели бы заниматься бизнесом 26% (скорее нет 17%, определенно нет 9%). В Москве и Московской области так ответили 33%, на Северном Кавказе лишь 12%. В настоящий момент занимаются бизнесом 5% опрошенных. Еще 4% были предпринимателями раньше.
41% считают благоприятными условия для ведения частного бизнеса в своем регионе (скорее да 32%, определенно да 9%). Чаще других так отвечали жители Южного федерального округа (46%), а также Москвы и Московской области (45%), реже других сибиряки (32%). При этом 39% назвали условия для ведения бизнеса в своем регионе неблагоприятными (скорее нет 26%, определенно нет 13%). Каждый пятый респондент затруднился ответить на этот вопрос.
30% опрошенных готовы открыть бизнес в своем регионе в ближайшие год-два (скорее да 24%, определенно да 6%). Однако 52% не готовы к этому (скорее нет 25%, определенно нет 27%). Еще 18% затруднились с ответом.
Готовность открыть бизнес в другом регионе у россиян ниже, чем в своем. В другом регионе готовы стать предпринимателями в ближайшие год-два 18% (скорее да 14%, определенно да 4%). Не готовы 64% (скорее нет 29%, определенно нет 35%).
«Популярность предпринимательства в нашей стране растет, возможность реализовать себя в бизнесе есть у каждого. Сейчас для развития собственного бизнеса в России есть хорошие возможности, и многие ими пользуются, запуская новые проекты в сфере розничной торговли, логистики и других отраслях», — комментирует Светлана Сырцова, руководитель блока МСБ банка «Открытие».
Отвечая на открытый вопрос об основных плюсах предпринимательства (можно было давать более одного варианта ответа), 52% назвали самостоятельное достижение целей, возможность превратить хобби в успешный бизнес, 46% - ощущение свободы и независимости, возможность выбирать, с кем, где и когда работать, 34% - больший доход, чем при найме на работу, 19% - свободное и полное использование денежных средств на свое усмотрение. По мнению 11%, в предпринимательстве нет никаких плюсов.
Среди препятствий к получению статуса индивидуального предпринимательства (открытый вопрос, можно было давать более одного варианта ответа) россияне называют сложную процедуру регистрации бизнеса (52%), необходимость отдавать часть дохода государству (46%), высокую ответственность, риск принять неправильное управленческое решение (34%), необходимость регулярно сдавать отчетность (19%). Меньшие доходы, чем при работе в найме, назвали 10%, доступность кредитования 6%.
«Мы видим, что у наших соотечественников сложились определенные стереотипы о предпринимательстве, и не все готовы выйти за рамки привычных клише о том, в каких сферах можно развивать собственный бизнес. При этом, например, профессия страхового агента, в которой человек сам определяет свой режим работы, а уровень дохода зависит только от собственной инициативы, дает возможность попробовать себя не предпринимательской стезе. Причем, при помощи крупной компании, которая обеспечивает актуальную продуктовую линейку, методологическую и организационную поддержку», - говорит Юлия Шабанова, член правления ПАО СК «Росгосстрах». — Многие наши агенты со временем обретают статус индивидуальных предпринимателей, а некоторые даже открывают собственные офисы продаж по франшизе и становятся полноценными партнерами компании. Сейчас у нас уже более 30 франчайзинговых офисов по всей стране».
Среди тех, кто хотел бы открыть свой бизнес, по 7% выбрали бы ИТ-направление и рестораны, кафе, общепит, 6% - производство товаров повседневного спроса, по 5% - онлайн и оффлайн образование, торговлю и параллельный импорт из стран СНГ, а также строительство и ремонт, 4% открыли бы салон красоты.
*Опрос проведен банком «Открытие» и СК «Росгосстрах» 7-14 сентября во всех макрорегионах России по репрезентативной выборке среди 1600 человек в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.