Искусственный интеллект – основа для создания финансовых услуг нового поколения – АФТ
В последние годы российские банки считаются одними из наиболее технологичных и «продвинутых» не только в Европе, но и в мире. Крупнейшие игроки российского финансового рынка, построив современные ИТ-ландшафты, выступают цифровыми лидерами и ориентирами для представителей различных отраслей экономики. Хотя для мировой практики такой подход нетипичен. Например, многие крупные западные банки традиционно консервативны, а для запуска новых цифровых сервисов в этих странах создаются необанки, которые берут на себя функцию цифровизации финансовой сферы.
Финансовый сектор как один из лидеров экономики наряду с телекомами накопил огромное количество клиентских данных. А сегодня именно те индустрии, которые располагают масштабными базами клиентских данных, имеют все шансы стать локомотивами внедрения ИИ. Поэтому вполне логично, что в России именно банки стали одним из флагманов внедрения искусственного интеллекта.
Согласно недавнему исследованию, проведенному Ассоциацией ФинТех, около 90% методов и инструментов искусственного интеллекта, которые используют российские кредитные компании, основываются на методах машинного обучения. Российские банки применяют МО для создания систем компьютерного зрения, запуска речевых технологий, работы с текстом, анализа данных (предиктивной аналитики) и интеллектуальной роботизации.
Если говорить про технологии, которые используются внутри МО, то наиболее популярными стали деревья решений (об их использовании упомянули 89% респондентов), а также сверточные нейронные сети (63% респондентов).
Наименее популярными среди российских разработчиков финансового рынка оказались мультиагентные системы (7%) и генеративные состязательные сети (5%).
При этом уже сейчас можно сделать вполне определенный футуристический прогноз – к концу 2023 года наиболее активно развиваемыми технологиями в финтехе станут генеративные предобученные трансформеры (50%) и графовые нейронные сети (39%).
Самое популярное функциональное направление искусственного интеллекта, которое используется в финтехе – предиктивная аналитика для анализа рисков. Это направление существует на рынке уже более 20 лет. При этом данные модели постоянно совершенствуются.
Также крайне популярно использование ИИ при взаимодействии с клиентом на уровне построения программ лояльности. Происходит это следующим образом. Данные, накопленные финансовыми институтами, подвергаются анализу с помощью ИИ, в результате чего определяются паттерны лояльности клиентов и прогнозируется их поведение. В результате такой подход помогает формировать персонализированные и наиболее релевантные клиентские предложения.
Кроме того, технологии искусственного интеллекта активно применяются на всех этапах взаимодействия с клиентами: синтез речи, а также речевые технологии в рамках чат-ботов и виртуальных помощников для информационной поддержки; технологии компьютерного зрения для распознавания текстов и символов при онбординге и сопровождении клиентов.
В 2023 году большие языковые модели стали технологическим драйвером развития ИИ в финтехе. Кроме этого, наблюдается некоторое изменение приоритетов в использовании методов ИИ. Согласно прогнозам специалистов, уже к концу 2023 года 47% участников российского рынка планируют внедрить генеративные предобученные трансформеры.
В целом очевидно, что искусственный интеллект становится основной для создания финансовых услуг следующего поколения.