В России впервые набирают популярность стартапы по кибербезопасности
По данным исследования ПАО «МТС» (MOEX: MTSS), проанализировавшего географию, фокус и стадии развития стартапов в России, кибербезопасность – впервые в топ-3 самых популярных отраслей в отечественном технологическом бизнесе по итогам первого полугодия 2023 года. Количество стартапов на этом рынке увеличилось в 2 раза по сравнению с 2022 годом. FinTech и MedTech, как и в прошлом году, занимают лидирующие позиции.
Аналитика основана на данных MTS StartUp Hub о 7 тысячах российских стартапов, более 5 тысяч из которых были получены в ходе сбора заявок на акселерационные программы МТС, остальные собраны в процессе формирования портфеля корпоративного венчурного фонда и поиска проектов для коммерческого сотрудничества с экосистемой.
По данным аналитиков центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub, по итогам первого полугодия 2023 года, наибольшее число стартапов в России (15,6%) по-прежнему запускаются в области FinTech, 11,9% развивают свои проекты в сферах медицины и здоровья, замыкает топ-3 — кибербезопасность (6%). Эксперты отмечают рост числа решений на этом рынке: за первое полугодие 2023 года их количество выросло в два раза, по сравнению с периодом всего прошлого года. В 2022 году самыми популярными направлениями были AdTech (10%), FinTech (7%).
В Москве технологические компании фокусируются на решениях в области FinTech (12,5%), в Санкт-Петербурге и Казани — e-commerce: 11,2 и 14,6% соответственно. В Нижнем Новгороде больше всего проектов в области AdTech и MarTech (18,3%), IoT-продукты чаще всего запускают в Екатеринбурге (13% всех проектов), промышленность пользуется популярностью среди стартаперов из Новосибирска — 13%.
По данным исследования, 24% стартапов имеют готовый продукт и массовые продажи, 33% запустили прототип, остальные проекты находятся на стадии разработки или идеи.
«В этом году мы наблюдаем рост интереса к развитию продуктов в сфере кибербезопасности. Это объясняется двумя причинами: во-первых, уход ряда зарубежных вендоров снизил порог входа на рынок молодым проектам; во-вторых, множество смежных отраслей, к примеру, интернет вещей или облачные сервисы, достигло стадии зрелости продуктов — это привело к повышенному спросу на специализированные решения в отрасли CyberSecurity. Активно формируют спрос и бизнес-направления в корпорациях. Мы в MTS StartUp Hub активно изучаем перспективные решения на рынке, оцениваем возможности бизнес-синергии и инвестирования в проекты для поддержки направления кибербезопасности в МТС. В апреле мы вложили 90 млн рублей в разработчика системы обучения сотрудников киберграмотности Phishman, которое дополнило продуктовый портфель МТС RED. Мы видим нарастающую конкуренцию игроков в отрасли и в наших планах продолжать находить с ними точки соприкосновения, расширяя присутствие на рынке», — говорит директор по инновациям и инвестициям МТС Дмитрий Курин.