Авиапассажирам придется уплатить особый сбор
Сумма сбора пока не определена, рассказывает в газете «Коммерсантъ» Айгуль Абдуллина. В авиакомпаниях полагают, что он составит не менее 150–300 рублей с пассажира, и выступают против инициативы. Юристы отмечают, что «резервный фонд поддержки пассажиров» ускорит возврат денег за билеты в случае дефолтов авиакомпаний. Но эксперты считают, что новый сбор приведет к удорожанию билетов, а польза от него неочевидна.
Минтранс вернулся к обсуждаемой с 2021 года идее дополнительного сбора с авиапассажиров при оформлении билетов. Речь идет о создании «резервного фонда поддержки пассажиров» на случай банкротства авиакомпаний. В июне Минтранс уведомил авиакомпании, что прорабатывает инициативу «Ростеха» о создании «национальной системы взаиморасчетов на воздушном транспорте» на базе единого оператора — АО «Авиагарант». Источником гарантийных резервов станет «регулируемый сбор, взимаемый при оформлении перевозки».
По данным Росстата, российские авиакомпании перевезли в 2022 году 95,2 миллиона человек. Если отчисления составят 150–300 руб. с билета, то при текущем пассажиропотоке годовой сбор фонда составит около 1,5–3 млрд руб. В первые годы работы фонда этого не хватит на случай повторения «ковидных» или «санкционных» отмен, указывает собеседник издания в экспертном сообществе. А для случаев банкротств авиакомпаний объем фонда представляется избыточным. Но, считает он, если сумму сбора снизить «до символических 50 рублей» и публиковать расходы самого «Авиагаранта», идея может быть полезной.