Европейцы выбирают необанки: исследование мобильных банков в Европе
Отчет Europe Best Mobile Banking Apps Review 2023 позволил изучить рынок, который в последние годы активнее стали для себя открывать многие российские пользователи. Мы оценили качество мобильных банков и выделили отдельные удачные решения, многие из которых пока в России не использовались или были реализованы не так успешно.
Об исследовании
Исследование позволило оценить максимально подробно весь сегмент на европейском рынке. Для оценки мобильных банков в Европе эксперты выбрали 14 крупнейших стран Европы (по численности населения и ВВП, доля которых составляет более 80% от всей Европы). В каждой стране определили топ-50 сервисов по показателю UsageRank от Similarweb. Для исследования не использовались сторонние данные, специалисты в каждом банке проходили 160 пользовательских сценариев — от открытия счета до операций с криптовалютой. В базе знаний были собраны 1800 практик со скриншотами, скринкастами и текстовыми описаниями, позволяющие узнать европейский рынок мобильных банков.
Какими банками пользуются европейцы
Обзор рынка показал, что в Европе — каждый 3-й банк — это необанк, и их услугами пользуется 1/5 всех банковских клиентов. Необанки все свои услуги предлагают в приложении и отказываются от традиционных офисов. В России в настоящий момент есть три крупных необанка — это Тинькофф (10 млн. скачиваний), Точка (366 тыс. скачиваний) и Модульбанк (100 тыс. скачиваний). В Европе они оказались значительно популярнее. Самые используемые необанки Европы — Revolut (10 млн. скачиваний), N26 (5 млн.скачиваний) и Monzo (5 млн. скачиваний).
Популярнее всего необанки в Дании. В этой стране у крупнейшего традиционного банка с офисами Danske Bank столько же скачиваний приложений, сколько у необанка Lunar (более 500 тыс.).
В топ-5 экономиках Европы (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания) сосредоточено большее количество необанков, а в Германии таких банков в топ-50 сервисов даже больше, чем традиционных.
Необанки Европы с количеством скачиваний более 1 млн. сосредоточены в крупнейших экономиках:
· Италия (Hype, Fineco, ING, Nexi Pay, Inbank, Mooney),
· Великобритания (Monzo, Revolut, Starling Bank, Tesco Bank, Curve, Monese),
· Германия (N26, comdirect, DKB, ING, Vivid),
· Франция (Boursorama, Lydia, Nickel, Bankin),
· Испания (Openbank, Imagin, Fintonic),
· Нидерланды (bunq),
· Румыния (NeoBT).
Легкое открытие счетов и простые трансграничные переводы
Исследование показало, что банки интегрируют в свои приложения платежные сервисы для дешевых трансграничных платежей и переводов с выгодной конвертацией валют.
Например, британский Monzo интегрировал в свое приложение платежный сервис Wise, который позволяет переводить средства клиентам в 34 странах по биржевому курсу, который рассчитывается онлайн.
Открытие счетов в необанках тоже доступнее, изначально нужно только приложение, а документы запрашиваются по мере их необходимости.
Полезный опыт европейских банков для России и стран СНГ
У традиционных банках Европы мобильные приложения часто не так удобны. Например, в британском Halifax в приложении даже нельзя пройти идентификацию, нужно переходить на сайт. Зато необанки предлагают интересные сервисы.
· Британский Revolut позволяет выпускать виртуальные одноразовые карты, чтобы безопасно платить в интернете, меняет реквизиты после каждой операции, дарит криптовалюту за прохождение коротких курсов по криптоплатежам, позволяет отметить карту тегом, чтобы находить ее в приложении для определенных целей.
· Британский Starling предлагает переводить деньги по геолокации, аналогично AirDrop, которая работает через bluetooth.
· Нидерландский Bunq дает возможность объединять других клиентов в приложении в группу и вместе совершать операции (например, собрать деньги или разделить счет).
· Немецкий N26 анонсирует работу с «плохими» клиентами — обещает открыть счет даже тем, у кого плохая кредитная история.
· Испанский Fintonic позволяет в своем приложении привязать карту стороннего банка.
Markswebb уже 10 лет проводит инициативные исследования цифровых банковских сервисов. В агентстве разработана собственная система оценки, которая позволяет составить полное представление о качестве и удобстве продуктов, сервисов и услуг. Система оценки не привязана к мнению и учитывает сотни характеристик и метрик.