23.05.2023, 00:01
Количество просмотров 3996

Российский банковский сектор готовится перейти к новой реальности

Абсолютное большинство малых и средних банков в России могут исчезнуть в течение ближайших 10 лет в результате повышения конкуренции со стороны крупнейших банков, которые активно продолжают внедрять цифровые технологии и повышать качество обслуживания, — к таким выводам пришли аналитики «Яков и Партнёры» по итогам анализа трендов в банковской индустрии.
Российский банковский сектор готовится перейти к новой реальности

Как отмечают авторы исследования «Банковский сектор России ‒ подготовка к новой реальности», в России действуют свыше 300 финансовых организаций среднего и малого размера, совокупный объем активов которых составляет 25–30 трлн рублей, или 18–22% от банковского рынка.

В сфере розничного банковского обслуживания в исследовании выделяется ряд уникальных проблем и возможностей, которые предопределят развитие рынка: риск снижения кредитоспособности розничных клиентов; цифровизация клиентских путей и развитие системы быстрых платежей; повышение конкуренции со стороны цифровых маркетплейсов; внедрение и популяризация цифрового рубля.

«Повышение внутренней, а также внешней конкуренции будет оказывать значительное давление на прибыльность банковских организаций в ближайшие несколько лет. В перспективе, прямые потери чистого операционного дохода „классических” банков-эмитентов в связи с популяризацией финансовых сервисов таких площадок, как „Яндекс Маркет”, Wildberries и Ozon, могут составить от 20 до 50 млрд руб. только за счет упущенных платежей. При внедрении кредитных продуктов, потери классических банков будут еще выше. Если говорить о конкуренции банков между собой, то уже сегодня среднестатистический клиент имеет договоры по банковским продуктам как минимум с 2,5 банками. Все это создает предпосылки для кризиса среди малых и средних банков. По нашим оценкам, на горизонте 10 лет от 65 до 80% малых и средних банков могут исчезнуть», – отмечает партнер компании «Яков и Партнёры» Павел Рязанов.

Ответом на соответствующий вызов могут стать трансформация и усовершенствование бизнес-моделей соответствующих организаций. В первую очередь по мнению авторов исследования компании должны сконцентрироваться на повышении транзакционной активности клиентов, переходе от продуктовых к клиентоцентричным подходам формирования продуктов, а также повсеместном применении инструментов продвинутой аналитики.

Как отмечают авторы, в частности, организациям нужно оценить зрелость всех кредитных и транзакционных продуктов, а также прочих аспектов бизнес-модели, таких, как качество CRM, наличие и развитость необходимых каналов обслуживания, степень развития ДБО, качество адаптации новых клиентов и т. д.

«Несмотря на значительную конкуренцию со стороны крупных банков, в целом потенциал улучшения бизнес-моделей средних и малых банков составляет 300–400 млрд рублей ежегодно. Это дополнительная прибыль, которую они недополучают ввиду незрелости собственных механизмов. Акционерам и членам правления банков, чтобы успешно вести бизнес, необходимо оценить и соответствующим образом настроить организационную модель и поддерживающие механизмы, что позволит обеспечить базу для долгосрочного роста, перспективы которого возникают с развитием открытого банкинга и получением доступа к транзакционным данным розничных клиентов других организаций», – резюмирует руководитель финансовой практики «Яков и Партнёры» Илья Иванинский.

Подробнее с выводами исследования можно ознакомиться по ссылке.

Рубрика:
{}Банки и МФО
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube