Мессенджеры, которые мы потеряли. Закономерно – да, но не неизбежно
По мнению ряда экспертов, опасения, вынудившие Роскомнадзор запретить пользоваться иностранными мессенджерами, в целом понятны – возможная утечка критичных данных в недружественные руки с последующим вмешательством этих самых «рук» в наши внутренние процессы представляются сегодня реальной угрозой. Но вот с логикой реагирования на эти риски что-то явно не так. Ведь следуя такому подходу, российским банкам (тем, которые еще не попали под санкции) следует запретить пользоваться SWIFT и прочими «недружественными» платформами, а их клиентам – платежными картами за рубежом.
Если же говорить всерьез, то на самом деле решать, что рискованно, а что нет, должен все-таки сам клиент. А государство, если хочет, может запретить пользоваться «нехорошими» мессенджерами своим подчиненным структурам и лично – чиновникам, дабы не ставили под угрозу госсекреты. Что же касается банков, то им следовало бы просто указать, чтобы строго блюли безопасность при разработке приложений для работы в «токсичной среде».
По мнению независимого эксперта Андрея Грачева, несмотря на то, что сегодня практически у всех участников банковского сектора есть реализованный чат с банком на сайте и в мобильном приложении, сервисы в мессенджерах широко востребованы массовым потребителем, и прежде всего – в части клиентской поддержки. Их интерфейс хорошо понятен и привычен даже технически неискушенному пользователю.
На этом фоне логичным будет предположить, что присутствие банков в мессенджерах сохранится, но клиентский путь при этом изменится и станет более сложным. Так, например, большая часть диалогов и сервисов будет переводиться в защищенные каналы – т. е. в те же самые сервисы банковских приложений. А вот насколько успешным будет этот процесс – покажут время и правоприменительная практика.
В целом же многие эксперты задаются риторическим вопросом – а не стоило нашему государству еще лет 20 назад в рамках некой программы технологической независимости страны запустить проект создания целого ряда сугубо российских информационных сервисов, включая мессенджеры, соцсети и т. п., которые никогда не смогут контролироваться из-за рубежа. Вместо того, чтобы закрывать глаза, на необратимые процессы цифровизации, которые идут в мире и в РФ, до того самого момента, когда «жаренный петух» готов клюнуть, а после – устраивать «чисто аналоговый» демонстративный аврал.