24.01.2023, 17:11
Количество просмотров 3543

Из публичных в корпоративные. Почему банки отказываются от привычных мессенджеров и на что их меняют

5 января 2023 года вступил в силу 584-ФЗ, который запрещает банкам обмениваться документами в публичных иностранных мессенджерах с 1 марта. Переход в корпоративные мессенджеры позволит выполнить требования регуляторов, повысить защищенность персональных данных и другой переданной информации, считает Денис Гасилин, CMO платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress.
Из публичных в корпоративные. Почему банки отказываются от привычных мессенджеров и на что их меняют

Службы информационной безопасности контролируют все, что происходит в компании. Они защищают данные от внешних и внутренних угроз, проводят корпоративные тренинги, следят за цифровой гигиеной. Но публичные мессенджеры на личных мобильных устройствах остаются вне зоны влияния безопасников. Федеральный закон от 29.12.2022 № 584-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» касается информационных систем или программ, которые принадлежат иностранным юридическим лицам и иностранным гражданам. Он запрещает отправлять через такие средства связи документы с персональными данными россиян. Например, сведения о безналичных денежных переводах, информацию для проведения платежей, данные о банковских счетах и вкладах граждан России. С 1 марта 2023 года любители быстрого общения не смогут отправить, например, коллегам, платежные документы или персональные данные.

Роскомнадзор еще не опубликовал список запрещенных приложений, но популярные иностранные мессенджеры мы в нем увидим. Организациям, где общение в публичных мессенджерах в ходу, надо начинать «стелить соломку». Это не так сложно. Отечественные защищенные корпоративные платформы уже закрывают вопросы коммуникации российских компаний.

Есть три причины, по которым корпоративный мессенджер действительно зайдет банкам больше, чем публичный.

Стабильность и надежность

Мессенджеры имеют свойство падать. Если это публичный мессенджер, ответственность за падение никто не несёт – пользователь же не платит.

Знакомая ситуация: сотрудники компании переписываются с коллегами/клиентами в WhatsApp. Работа кипит, документы движутся. Через 5 минут мессенджер из-за проблем на сервере перестает работать. Компанию не парализует: документы можно отправить в почту, позвонить партнеру по номеру телефона, на совещание собраться в Zoom. Но в целом ситуация неприятная.

Еще фактор – некоторые западные мессенджеры уже не продаются в России и скоро перестанут здесь работать. Однажды утром не обнаружить информацию за несколько рабочих месяцев – ситуация не фэнтезийная. Разработчики Сбера, которые общались в  Slack, подтвердят.

Если использовать корпоративный мессенджер в своей инфраструктуре, неприятностей можно избежать. Отечественная платформа с рынка не испарится. А если с работой мессенджера возникнут проблемы, поставщик быстро разберется и поднимет сервера.

Еще один плюс: инфраструктура располагаются на территории РФ, и компания всегда в курсе, что происходит с железом и информацией.

Информация под защитой

Публичные мессенджеры классные, но не для корпоративного общения. У служб ИБ с ними всегда была масса проблем. Переписка в них не контролируется, в чаты могут попасть посторонние люди, а уволенные сотрудники уходят со всей информацией. Вероятность фишинга – кражи корпоративных и персональных данных – высокая. Информацию могут украсть и продать. Ну или просто потерять по невнимательности.

Корпоративный мессенджер позволяет контролировать данные внутри приложения. Помимо классического end-to-end шифрования или TLS информацию защищают и другими методами.

Служба ИБ организации настраивает политики безопасности так, чтобы данные нельзя было выгрузить в другие приложения, копировать текст в буфер обмена, скриншотить переписке или записывать ее на видео. Если сотрудника уволили или он просто потерял смартфон, по команде с сервера все корпоративные данные на смартфоне удаляются. Это проще и надежнее, чем верить в добросовестность бывших коллег.

При этом все инструменты корпоративного общения сохраняются. Переписка внутри или снаружи организации из нескольких публичных мессенджеров перетекает в корпоративную платформу коммуникации – единую для всей компании.

Больше, чем просто чаты

В мобильном приложении для работы нужны не только чаты. Мы привыкли к мобильности и не находимся все время в офисе. Чем больше задач сотрудник может решать на смартфоне – тем лучше. В публичный мессенджер перенести другие инструменты корпоративного общения нельзя. А в корпоративный – можно и нужно.

Росатом, например, пользуются защищенным отечественным мессенджером Atom Space на базе eXpress и перенес в него конференции, документооборот и согласование типовых документов с помощью чат-бота. Пользователям удобно все делать в одном сервисе, их вовлеченность в работу растет. Финансовый сектор может развиваться в этом же направлении.

Переход неизбежен, будьте к нему готовы

Рубрика:
{}Технологии
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube