Действие западных санкций на российский финсектор сильно переоценено
По её словам, глобальная экономика приближается к серьёзному кризису, который будет похож на потрясения 2008 года.
При этом, на вопрос, прошла ли российская экономика «дно» или ожидается дальнейший спад, Эльвира Набиуллина ответила, что «не любит искать дно».
Однако председатель регулятора рассказала, что отток денег из российских банков в сентябре-октябре 2022 года был меньше, чем в феврале-марте, а в октябре он и вовсе сократился примерно в 5 раз по сравнению с сентябрём.
«В целом в сентябре-октябре отток наличных был меньше, чем в феврале-марте, и в сентябре, если не ошибаюсь, где-то 0,5 трлн рублей [500 млрд рублей – прим. ред.], в октябре около 100 млрд рублей, — сказала она. – По первым данным ноября мы видим, что операции с наличными возвращаются в сезонную норму».
При этом, по её словам, объём наличных в обращении за сентябрь вырос на 865,8 млрд рублей, а за октябрь сократился до 266,5 млрд рублей.
Эльвира Набиуллина также добавила, что в России сейчас сбалансированы дезинфляционные и проинфляционные риски. «До декабря ещё есть время, будем смотреть, какие факторы появятся или не появятся к этому времени, а на настоящий момент, мы считаем, что краткосрочно дезинфляционные и проинфляционные риски сбалансированы, дальше будем смотреть по ситуации», – сказала она в обсуждении дальнейшей динамики ключевой ставки, которая сегодня составляет 7,5% и полностью отражает баланс рисков в экономике.
В то же время глава Сбербанка Герман Греф заявил, что признаков окончания кризиса пока не видно, однако жизнь стала намного более интересной.
«У меня спросили, видим ли мы какие-то признаки конца кризиса, и я сказал, что не видно, по одной простой причине – конец всегда приходит незаметно, поэтому в том кризисе, который случился, мы ещё не осознаём и все те потери, которые понесли», – рассказал он.
По мнению главы Сбербанка, сейчас необходимо сосредоточиться на защите интересов детей, стариков и людей, которые не могут себя обеспечить, однако для всех остальных происходящее может стать огромным подарком.
«Потому что есть мотивация жить, работать, творить и думать, сейчас огромная мотивация, замешанная на наших условных рефлексах, жизнь стала более яркой, красочной и интересной, – отметил Греф. – Похоже, в ближайшие годы она будет ещё более интересной».
Он подчеркнул, что кризис очень ярко высветил как сильные стороны, так и недостатки, как людей, так и организаций.
В то же время глава «Сбера» отметил, что одно из самых долгосрочных негативных последствий для экономики России будет иметь уход с рынка мощных иностранных ИТ-компаний.
«Я не оцениваю хорошо уход с рынка иностранных вендоров, – сказал он. – Никакие российские компании не смогут поддержать тот уровень конкуренции, который был, и разовое получение каких-то активов относительно недорого, это для кого-то будет разовой прибылью, но долгосрочно экономика потеряет».
По словам главы «Сбера», это произойдёт из-за снижения плотности конкуренции.
В то же время, директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ РФ Александр Данилов сказал, что российский банковский сектор вряд ли выйдет на прибыль по итогам 2022 года, хотя банкам в III квартале удалось «довольно прилично» сократить убыток по сравнению с итогами I полугодия.
«Просто тот убыток, который был вначале, он был в значительной степени от переоценки валютных позиций, потому что в какой-то момент у ряда банков просто разъехалась валютная поза [позиция, соотношение требований и обязательств по валюте, — прим. ред.], и невозможно было продолжать заключать хеджирующие сделки с иностранными контрагентами, – рассказал он. – В результате та позиция балансовая, которая была, которую они до этого закрывали, она оказалась не закрытой, и плюс изменение курса, которое на тот момент резко произошло, оно повлияло».
В дальнейшем, добавил Данилов, большой динамики курса не было и банки зарабатывали тот результат, который у них был до этих разовых операций.
В то же время, по словам Данилова, Банк России планирует вернуться к публикации финансового результата банковского сектора по итогам 2022 года.
«Мы, наверное, будем переходить к более полному раскрытию [информации о развитии банковского сектора России – прим. ред.], – сказал он. – По году точно увидим [опубликованный финансовый результат – прим. ред.], а по итогам десяти месяцев посмотрим».
Данилов отметил, что Центробанк хочет сделать раскрытие отчётности по российским стандартам бухгалтерского учёта (РСБУ) обязательным для банков, а публикацию отчётов по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО, IFRS) оставит на усмотрение кредитных организаций.
«Будет достаточно информативно, понятно, что, может быть, там не будет каких-то пикантных деталей относительно резидентов и нерезидентов, но это как раз такие вещи, которые могут способствовать санкционным рискам, поэтому мы всё-таки за какой-то баланс, – сказал Данилов. – Там, скорее всего, будет с какими-то изъятиями в части чувствительной информации, там, где есть санкционные риски, но в целом раскрытия будет достаточно, чтобы все могли понимать, что происходит, и могли сформировать мнение относительно финансовой устойчивости».
Напомним, что российские банки и другие финансовые организации: брокеры, страховщики, НПФ и др., с конца февраля 2022 года перестали публиковать актуальную информацию о своих бенефициарах, собственниках и контролирующих лицах, а также годовую и промежуточную отчётность.
В этих условиях российские банки пытаются выходить на финансовые рынки дружественных стран, рассказал первый заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин.
Так, первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин в ответ на вопрос Чистюхина «почему у Сбербанка нет банка в Китае» заявил, что Сбербанк планирует открыть филиал в КНР в дополнение к имеющемуся представительству, для чего ведёт переговоры с местным регулятором.
Ведяхин добавил, что банк осуществляет переводы в Китай, потому что для платежей в национальных валютах, необязательно иметь представительство за рубежом. А у Сбербанка уже есть представительство в Китае, при этом за рубежом у Сбербанка только один филиал – в Индии.
В тоже время, по словам Чистюхина, Центробанк не оставил идею создания фонда компенсации потерь инвесторам, чьи активы были заморожены
«Продолжаем обсуждать, – сказал он. – У нас продолжает вестись внутренняя дискуссия на этот счёт, но есть ряд существенных вопросов, связанных в этой части как с международной повесткой, так и с подходами к внутреннему регулированию».
Глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее заявила, что этот фонд мог бы быть создан на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и пополняться за счёт доходов, поступающих от замороженных Россией активов нерезидентов.
Кроме того, также обсуждается идея добровольного обмена замороженных активов российских участников за рубежом на замороженные Россией активы нерезидентов, что предлагает Минфин для помощи российским инвесторам с замороженными активами.
«Для того, чтобы нам с коллегами из Минфина качественно обсудить этот вопрос, нам надо выйти не с общим предложением, а с проработанным подходом, – отметил он. – Мы пока этого не сделали».
Одновременно Центробанк видит попытки участников рынка создать схемы обхода ограничений для счетов типа «С», на которых блокируются средства нерезидентов из недружественных юрисдикций.
«Такого рода попытки происходят, – сказал Чистюхин. – Ограничения, которые введены на счёт типа “С”, они порождают практику, как с участием недружественных контрагентов, так и с участием дружественных контрагентов, и российских участников, когда они пытаются заработать на том, чтобы создать схему трансформации средств, ограниченных сегодня в использовании, перевода их в средства, которые в использовании не ограничены».
Эльвира Набиуллина отмечала, что на счетах типа «С» скопилось уже несколько сотен миллиардов рублей по состоянию на середину сентября 2022 года.
Тогда же, в сентябре, нерезиденты из дружественных юрисдикций получили доступ на российский фондовый рынок, но в первые недели объём сделок с их участием был небольшим. По данным Центробанка, в сентябре 2022 года такие нерезиденты продали акций всего на 0,7 млрд рублей.
Такое осторожное поведение инвесторов логично, отметил Чистюхин, во время большой неопределённости они ограничивают свой аппетит к рискованным активам.
«Очень надеемся, что после определённой стабилизации ситуации, после того как инвесторы, как российские, так и иностранные, будут лучше себе представлять некий трек развития финрынка России, их участие будет более полноценным», – заявил он.
При этом Центробанк допустил риски уголовного наказания российским держателям акций американской компании Meta (запрещена в России как экстремистская организация) после уточнения их статуса, добавил первый зампред ЦБ РФ, добавив, что сперва нужно решить задачу номер один — считать ли акции запрещённой в России организации Meta именно экстремистскими вложениями, и если это будет признано так, то тогда вводить ограничения.
«Комплаенс-риски [риски появления финансовых или репутационных убытков – прим. ред.] возникают сразу же, – отметил Чистюхин. – К примеру, часть иностранных государств ограничивают трансграничные расчёты не потому, что есть какие-то санкции, а потому, что их комплаенс [последствия соблюдения – прим. ред.] на всякий случай считают, что неплохо было бы ограничить общение с той или иной российской компанией».
В тоже время Банк России планирует отменить часть послаблений, которые были введены для возможности не раскрывать часть информации по конкретным игрокам финансового рынка, сообщил зампред регулятора Филипп Габуния.
По его словам, о таких планах неоднократно сообщало руководство регулятора, потому что дефицит информации по финансовому рынку означает издержки, как для участников рынка, так и для общества в целом.
«Мы заканчиваем проработку отмены послаблений в части той информации, которая не несёт каких-либо рисков, из-за возможных действий недружественных стран, то есть из-за введённых санкций», – отметил Габуния, добавив, что часть информации останется по-прежнему закрытой.
«Скорее всего, это будет касаться персональных данных, а всё, что касается информации по финансовому рынку, должно быть открыто», – подчеркнул зам. главы Центробанка.