11.10.2022, 12:58
Количество просмотров 1036

Как правильно выступать перед аудиторией. Эмоции как новая валюта

Если трезво оценить выступления абсолютного большинства спикеров на самых различных мероприятиях, которые все мы регулярно посещаем, приходишь к неутешительным выводам. Большинство продуктов, или по крайней мере презентации о них, похожи как близнецы, а сами спикеры в своих выступлениях говорят примерно одно и то же. Такова грустная реальность многих конференций 2022 года. Единственное, в чем, пожалуй, можно и нужно конкурировать, выступая с презентацией, – это впечатления. Эксперт по публичным выступлениям Гузель Газиз на примерах известных спикеров рассказывает, как продавать впечатления и почему люди больше верят своим эмоциям, нежели фактам.
Как правильно выступать перед аудиторией. Эмоции как новая валюта

Основатель SpaceX, глава Tesla и еще шести компаний Илон Маск: погружение в эмоции

1 Илон Маск.jpg

Фундамент выступлений ИлонаМаска (lon Reeve Musk) – это погружение в эмоции через сторителлинг и мощные смыслы. Подкупает также, что он всегда открыт и предлагает решения самых сложных проблем. О всех своих бизнесах Tesla, The Boring Company, Neuralink, Open AI, Hyperloop и SpaceX спикер умудряется рассказывать так, что становится понятно кому угодно, даже домохозяйке из Техаса. Отсюда народная любовь и капитализация компаний. Его истории всегда простые и ясные. Кстати, стоит взять на вооружение многим нашим руководителям, которые любят выступать на конференциях и показывать слайды с миллионом окошек, в каждом из которых по заумному слову. А еще Илон Маск в своих историях всегда делает акцент не на технических характеристиках проекта, а на глобальных смыслах. Например, говоря о SpaceX, он привязывает свое повествование к романтическому представлению о том, что «исследование является врожденным качеством для нас». Выращивание семян горчицы на Марсе, разработка многоразовых ракет или открытие доступа к низкой околоземной орбите – все истории Space-X основаны на глобальной идее – Илон Маск хочет сделать людей межпланетным видом. Эта идея нам нравится, мы идем за ней – мы в нее инвестируем. Слушаешь его и становишься мечтателем. А мечты – это то, чего сейчас особенно не хватает. Это и есть главный инструмент, которым он погружает нас в эмоции.

Основатель Meta[1] Марк Цукерберг: игра вдолгую

2 Марк Цукерберг.jpg

Марк Цукерберг (Mark Elliot Zuckerberg) как никто другой транслирует важность «игры вдолгую».

Мы видим, как меняется стиль его коммуникаций, начиная с первого поста в Facebook 2003 года. Как он выступает перед студентами-миллениалами и как – в конгрессе. Интересно, что в самых разных контекстах он всегда «свой». В нем есть выработанный навык своевременности и уместности, который дает ему возможность оставаться собой в самых разных обстоятельствах.

Кроме того, для «игры вдолгую» важно определиться со своей аудиторией. Например, готовясь к выступлению, мы с потенциальным спикером на моих сессиях первым делом определяемся со зрителями. Анализируем: кто они и зачем пришли в этот зал, как с ними говорить, в какой манере, как активировать своих слушателей. Например, Марк Цукерберг создает настоящий иммерсивный перформанс с аудиторией в главной роли. Он, как резидент Stand-up, начинает с шутки и вопроса залу, а потом обязательно делает паузы, чтобы зал смеялся и реагировал на все, что он говорит. Также всегда машет руками или вопросительно указывает на зрителей, чтобы те понимали, что им нужно ответить. Пожалуй, самый чистый жанр диалога с залом.

Со-основатель Google Cергей Брин: язык тела

3 sergej-brin.jpg

Мы говорим не только ртом, а всем телом. Мимика, жестикуляция, реакция тела – это продолжение фраз. Важно, чтобы в теле не было зажатости, чтобы речь лилась. Сергей Брин всегда двигается, жестикулирует и улыбается. Он хороший пример того, как красиво, когда расслабленное тело синхронизировано с интонацией в голосе.

Если вы не начнете чувствовать себя, то какой смысл вас выпускать на форум. Тем более что сейчас вас уже спокойно может заменить робот. Например, робот Дуняша пермской компании «Промобот» на экономическом форуме ПМЭФ 2022 с внешностью супермодели, который угощал гостей форума кофе. Прекрасная внешность и ноль человеческой энергетики.

Основатель Binance Чжао Чанпэн: просто о сложном

4 чжао чанпэн.jpg

Чанпэн (Zhào Chángpéng) – блестящий пример того, как можно говорить о сложном и новом: структурированно, с цифрами, фактами и юмором. Никаких перегруженных слайдов с труднопроизносимыми словами. После его выступлений кажется, что децентрализованная биржа – это проще простого, и все сразу начинают скачивать приложение Binance, чтобы попробовать себя в крипте.

Основатель Amazon Джефф Безос: быть собой во всех ситуациях

5 безос.jpg

Если вам сложно сочинить или вспомнить шутку для выступления, тогда берите пример с Джеффа Безоса (Jeffrey Preston «Jeff» Bezos). Он смеется, когда есть повод и когда его нет… Смех стал коронным номером всех его выступлений. Со смеха он начинает свою речь и им заканчивает.

Выступать лучше «на чилле». Не так важны цифры и фактура в вашей презентации, как энергетика уверенности, легкости и радости. Почему всем интересны дети, хотя они знают меньше вашего и мало чем стоящим могут поделиться? Потому что они почти всегда пребывают в радости. И все присутствующие на бизнес-форумах тоже хотят прежде всего подзарядиться энергетикой и радостью, чтобы совершать инновации и находить прорывные решения.

Американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик Ноам Хомский считал, что язык – это не столько средство коммуникации, сколько способ мышления, и только побочный эффект языка – это «говорение для коммуникации». Человеческий язык для коммуникации плох, потому что в нем много вариантов трактовки. Поэтому стыковка того, что вы говорите, с вашим внутренним стержнем просто необходима для того, чтобы вас правильно понимали.

Поскольку один из слоев выступления – энергетический, аудитория либо чувствует вас, либо нет. Обращали ли вы внимание, что часто «отличники» с идеальной фигурой и речью, льющейся сквозь такие же идеально белые зубы, ни капли не цепляют? Они как дезодорант в супермаркете, который вроде бы расположен на заветной полке на уровне глаз и вроде бы с «правильной» скидкой в 20%, но просто наводят скуку одним своим видом. Люди хотят живых, настоящих людей с их изъянами, особенностями, их силой и энергетикой, с раскатистым смехом, как у Джеффа Безоса, а не пластиковых пустых манекенов.

Казалось бы, очень простая вещь – просто ощущать себя, ощущать свою силу и ценность, но как же мало людей этим пользуется.

Основатель компании «Фабрика Окон», сооснователь рекламного агентства Adventum Артем Агабеков: всеохватывающий взгляд

6 Агабеков.jpg

Важная составляющая выступления – это взгляд. Объемный, спокойный и охватывающий весь зрительский зал. Ни в коем случае не бегающий и не заискивающий. Очень часто спикеры не знают, куда смотреть. Я бы тут посоветовала визуально прочертить в зрительном зале треугольник и зафиксировать три опорные точки на людей, которые живо реагируют на ваши слова. Не бойтесь смотреть в глаза своей аудитории. Охватывайте зал, фокусируясь на разных людях. Смотрите в глаза, разговаривайте с людьми. Будьте сильными в своем взгляде. Артем Агабеков транслирует реальный интерес и любовь к своей аудитории. И это, пожалуй, самые весомые качества в выступлениях.

Исполнительный председатель Linkedin Джефф Вайнер и его умение создавать необходимый образ в зависимости от ситуации

7 Джефф Вайнер.jpg

Не будем сбрасывать со счетов одежду, поскольку даже в финтехе она играет важную роль в управлении впечатлением. Это самый короткий способ быть со своей аудиторией на одной волне. Обычно наши ребята делятся на два лагеря. Первый: когда спикер сформировал один красивый образ и демонстрирует только его. Второй: «худи-выручалочка» – только удобная спортивная одежда. Но контекст выступлений бывает разный, поэтому под каждого зрителя нужен свой образ.

Джефф Вайнер (Jeffrey «Jeff» Weiner) разный в стилистике одежды, при этом всегда остается собой. Носит костюмы с хорошей посадкой на инвестиционных встречах, рубашки на финтех-мероприятиях и футболки с яркими принтами на встречах с детьми.

Сооснователь Etherium Виталик Бутерин: отсутствие страха быть неформатом

8 Виталик Бутерин.jpg

Если в предыдущем пункте мы говорили, что умение пользоваться внешним образом – это здорово, то история Виталика Бутерина совершенно противоположная, что не мешает ему быть сильным и ярким спикером. Он не боится слыть фриком, неформатом и вообще совершенно не таким, как все. Большой вызов, который могут бросать лишь единицы.

Непонятно, то ли Виталик – это продуманный образ, то ли он действительно такой? То ли все совпало: и сам по себе такой, плюс еще образ продумали… На первый взгляд кажется, что он такой как есть и совсем не заморачивается над образом – посмотрите его видеоинтервью на YouTube. Но потом понимаешь, что он везде не Виталий, а «Виталик». То есть каждый раз, сотрудничая с разными конференциями, форумами и прессой, которая его, разумеется, по умолчанию представляла как «Виталий», он намеренно исправляет свое имя на «Виталик». То есть именно заморачивается в подчеркивании своей простоты.

Если раньше образ бунтаря представлялся как революционер и нонкомформист, ломающий стереотипы, то в его случае мы наблюдаем другой формат поведения, иной эмоциональный набор реакций. Причем не в отрицательном ключе, а в положительном. Он интересен и открыт.

Децентрализация сама по себе – это out-of-the-box, выход из привычного контекста обмена платежами вне банков и государства. И он как раз представляет собой символ того, что он делает. Он как квинтэссенция выхода за привычные рамки.

Вместо заключения

Читайте также:

Пока вы не научитесь выступать и правильно управлять впечатлением в любых процессах, вы так и останетесь неким серым звеном. Как у перечисленных людей, у вас тоже может быть свой путь в самопрезентации. Главное – оставаться собой, быть открытым и, конечно же, пробовать!

[1] Запрещенная на территории РФ организация.

Рубрика:
{}Технологии
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ