26.09.2022, 13:12
Количество просмотров 132

Как использовать NFT в банках и реальном бизнесе. Мнение директора по маркетингу

Как использовать NFT в банках и реальном бизнесе. Мнение директора по маркетингу
Цифровая картина «Everydays: The First 5000 Days» художника Beeple ушла с молотка на аукционе Christie’s за 69 млн долл. США, а эксперты прогнозируют рост объема этого рынка до 231 млрд долл. до 2030 года. Но представителям традиционного бизнеса эта сфера пока скорее напоминает дорогую игрушку и пузырь одновременно. Так стоит ли бизнесу погружаться в нее, и если да, то как использовать? Директор по маркетингу криптообменника Whitebird Алексей Короленко делится своим мнением.

Эксперты прогнозируют, что в течение пяти ближайших лет рынок NFT, по самым скромным подсчетам, вырастет с 3 млрд до 13,6 млрд долларов, более смелые утверждают о росте до 231 млрд долларов до 2030 года. Бренды уже учатся зарабатывать на новой технологии. Топ-10 компаний, которые ее применяют, заработали на продажах токенов 263 млн долларов. Лидером стала компания Nike с общим доходом 185 млн долл. Также в списке есть D&G, Tiffany, Gucci, Adidas, Lacoste и другие.

Стратегии и бюджеты больших брендов могут показаться слишком далекими от наших реалий, но популярность NFT я наблюдаю и совсем близко к нашей структуре. Немалая часть криптовалюты, которую покупают через наш криптообменник Whitebird, направляется на NFT-маркетплейсы, а многие из пользователей, которые обменивают криптовалюту на фиат, предоставляют свидетельства о продаже предметов цифрового искусства в качестве источника дохода.

Огромную роль NFT также играет в метавселенных, которые также оценивают весьма перспективно. Аналитики подсчитали, что уже к 2026 году четверть населения планеты будет проводить как минимум час в день в метавселенной для работы, шопинга, образования, развлечения или просто общения. Bloomberg сообщает, что уже через два года рынок Metaverse вырастет до 800 млрд долларов, а аналитики Citibank опубликовали отчет, согласно которому к 2030 году рынок метавселенной будет «весить» 13 трлн долларов (!).

Как реагировать на взрывной рост?

Цифры демонстрируют, что это точно не та ниша, которой можно пренебрегать. Задумайтесь уже сегодня ― какую пользу вы сможете дать пользователям, которые создают, продают, покупают, коллекционируют NFT? Сможете ли вы дать им профессиональную консультацию? Возможно, предоставите им площадку для хранения, покупки, продажи NFT?

Сейчас покупатели NFT и криптовалюты хранят их в кошельках вроде того же BITCASH. Самое простое, что может сделать банк сегодня, – предложить своим клиентам и так уже популярные на рынке криптопродукты: от покупки крипты до хранения NFT в своем мобильном банкинге. Почему вообще у клиента должно быть 100 500 приложений для хранения денег и активов? Многие уже добавили модули ДУ в мобильный банк. Уверен, крипто будет на очереди. 2022-й и последующие годы – время партнерств и быстрых решений для рынка. И портал PLUSworld.ru уже приводил ряд примеров таких партнерств.

Но я как маркетолог скорее хочу поговорить о другой возможности NFT, которую банки могут использовать. Уже сейчас за вполне реальные деньги (около 2 тыс. долларов за кв. м) в Metaverse продают землю, а бизнесы «открывают» там свои кафе и закусочные. Финансовые организации могут дать своим клиентам доступ к их фиатным деньгам в метавселенных. Сейчас эту функцию выполняют криптообменники и криптокошельки, но что если взять их в партнеры и дать возможность клиенту открыть такой кошелек прямо в вашем банке?

Однако даже если не смотреть в сторону создания собственных продуктов в этой индустрии, стоит признать, что NFT ― отличный инструмент маркетинга. Одно упоминание NFT хорошо помогает маркетингу продавать, привлекать внимание к продукту и экономить рекламные бюджеты. Токенами можно награждать пользователей, давая им возможность обменять NFT на скидку, услугу, эксклюзивный сервис, повышение статуса. NFT также может быть хорошим инструментом при проведении рекламных игр и акций. Стоимость этой акции может быть в разы ниже привычных нам активностей с применением билбордов или роликов на ТВ. А первопроходцы точно снимут вирусные сливки из простого пресс-релиза.

Подсмотреть механики для своего маркетинга можно прямо на NFT-маркетплейсах. Например, для того чтобы продавать картинки со скучающими обезьянами, вокруг коммьюнити Bored Apes выстроена целая экосистема. Покупая NFT (его стоимость сегодня начинается от 150 тыс. долл.), его создатели предоставляют доступ к элитному клубу и на закрытые вечеринки, где, если повезет, можно встретить даже Мадонну.

Может показаться, что добавлять в маркетинг-кампании NFT – ненужное усложнение понятной механики, но давайте еще раз вспомним, что многие крупнейшие компании уже используют эту технологию. В прошлом году Visa приобрела NFT из популярной коллекции «Криптопанки» за 150 тыс. долларов, а в этом ― уже запустила собственную программу Visa Creator, чтобы помочь тем, кто готов включить NFT в свою бизнес-модель.

Дорогая игрушка или реальный инструмент?

Однако у меня нет цели в очередной раз похвалить технологию NFT. Ее популярность стала настолько сумасшедшей, что наградила репутацией дорогой игрушки. Несмотря на впечатляющие цифры и прогнозы, сейчас зарабатывать на NFT удается немногим. Не стану спорить и с тем, что NFT можно назвать пузырем, но если посмотреть глубже, то за яркими «произведениями искусства» и громкими заголовками можно увидеть реальные возможности для развития бизнеса.

Как известно, в NFT можно превратить любой виртуальный объект: изображение, фотографию, песню, видео, документ. При этом в блокчейне появляется запись о владельце и все транзакции, связанные с токеном. Просмотреть запись может каждый, но никто не в силах ее изменить или удалить. В результате оценки NFT под этим углом рождается множество идей, какие же проблемы данная технология может решать.

Патенты и интеллектуальная собственность. В блокчейне хранятся записи об авторе и владельце NFT, а значит, таким образом можно будет избежать споров о правах на произведение, объект, разработку, ведь подделать информацию в блокчейне невозможно.

Выплата Royalty. Помимо данных о владельце и авторе блокчейн заботливо записывает данные обо всех сделках с токеном. С помощью технологии владелец токена может обеспечить выплату автоматических отчислений от его перепродажи. Предположим, невзаимозаменяемым токеном становится музыкальный трек или книга ― тогда автор произведения может не волноваться о том, что система забудет выплатить ему роялти за его использование или продажу. Кстати, немалую часть прибыли Nike заработала как раз на перепродаже NFT ― 92 млн долл. из 185 млн были получены как роялти.

Обеспечение кредита и займа. Коллекционеры цифрового искусства, которые охотятся за редкими экземплярами, выдают деньги владельцам NFT под обеспечение конкретного токена. Если развить эту тему и принять, что в Web3 у всего есть цифровой след, можно представить, что однажды и финансовые организации смогут принимать в залог токены. Да, возможно, не сами NFT, ценность которых все еще очень сложно рассчитать и которая зависит от непредсказуемого спроса. Но уже сейчас криптопроекты предлагают решения по кредитованию под залог традиционных монет типа биткоина и эфириума. Со временем появятся решения и для NFT.

Дорогостоящие сделки. В сделках с дорогостоящими объектами, например, по продаже недвижимости или элитных автомобилей, нотариусы и юристы будут больше не нужны для проверки законности владения, ведь вся эта информация есть в блокчейне. Один из первых громких примеров такой сделки состоялся в  2017 году, когда основатель TechCrunch продал свою квартиру как NFT. К сожалению, пока что за красивым кейсом стоит сложная юридическая конструкция, которая не масштабируется так, как нам бы этого хотелось. Но если устранить юридические преграды, технология может упростить жизнь простым людям, а также снизить нагрузку на бюрократическую машину.

Что сдерживает развитие технологии?

Я привел лишь несколько примеров, но можно придумать еще несколько десятков идей, как NFT упростит жизнь и откроет новые возможности бизнесам. Однако этого не случится, пока не будет решен главный вопрос – регулирование этой сферы.

Сейчас в большинстве стран мира NFT подчиняются законам, которые применяют к традиционным видам искусства. В некоторых странах, например в Беларуси, законодатели уже «заигрывают» с данной технологией (NFT приравнена к криптовалюте). Но для полноценного применения NFT в реальном мире нужна серьезная проработка законодательной базы на межгосударственном уровне, а возможно, внедрение аналога глобального патентного бюро, что не представляется возможным реализовать в сжатые сроки.

На сегодняшний день кто угодно может сделать копию токена (особенно если им является картинка). Для того чтобы подтверждать владение токеном, госорганы должны научиться «читать» NFT и перестроить свои системы, обучить персонал и т. д.

Кроме того, сейчас владение NFT не равно физическому владению объектом, хотя многим кажется, что это так. Например, на маркетплейсе вы купили NFT на какую-то иллюстрацию. Изображение хранится на сервере маркетплейса, а вы владеете токеном, который «говорит», что вам принадлежит «картинка», хранящаяся по этому адресу. Теперь давайте представим, что «сервер» маркетплейса сгорел…

И наконец, пока никто не проверяет авторство NFT-объекта (но проекты, нацеленные на системное решение вопроса, уже появляются). Даже в случае с продажей простого изображения в авторы будет записан тот, кто его «заминтил» (то есть превратил в NFT). При этом любой пользователь может взять любое изображение и назвать себя его автором.

Однако повторюсь – приведенные выше цифры внушают оптимизм. В конце концов, когда-то даже интернет был историей для гиков или спецслужб. Но сегодня, в 2022 году, мы сами видим, насколько это изобретение повлияло на бизнес и на каждого из нас.

И если к применению NFT как технологии, улучшающей нашу жизнь, есть пока масса вопросов, то к NFT как инструменту для продвижения бренда точно стоит присмотреться. А чтобы окончательно убедить вас посмотреть в сторону NFT как маркетингового инструмента, привожу инфографику из свежего исследования от Whitesight. Оно посвящено тому, как глобальные финансовые игроки «пробуют на вкус» концепцию Metaverse и NFT. Остается только «взять и сделать».

Рубрика:
{}Технологии