03.11.2020, 13:23
Количество просмотров 670

Open banking: осеннее обострение

Сколько банков планируют контролировать, на что тратятся выданные кредиты, где можно будет получить кэшбэк за операции с наличными, какой сегмент платежей вырастет на 51% к 2024 году и другие новости индустрии.
Open banking: осеннее обострение

Октябрь запомнится команде APIBank отменой сделки Тинькофф Банка и Яндекса, докладом о цифровом рубле, который в середине месяца опубликовал Центральный банк России, а также форумом «Открытые инновации», где наш CEO Алексей Петров вместе с первым вице-президентом Газпромбанка Алексеем Поповичем, директором Центра инноваций в секторе финансовых технологий фонда «Сколково» Павлом Новиковым и руководителем проекта Letybank от LetyShops Александром Ложкиным обсудили развитие embedded finance. Но в мире было еще много интересного.

Как банки спасают свой бизнес

Marqeta опубликовала исследование, как банки меняют свои стратегии в ответ на вызовы пандемии. Вот некоторые инсайты:

  • 54% планируют закрывать офисы;
  • 72% расширят набор цифровых услуг, доступных в офисах;
  • 66% увеличат инвестиции цифровой банкинг;
  • 91% намерены повысить качество аналитики данных, чтобы лучше узнать клиентов и принимать решения о выдаче займов в реальном времени;
  • 91% будут работать над более эффективным выявлением фрода с помощью анализа контекстных данных
  • 90% планируют внедрить технологии, позволяющие контролировать, на что тратятся заемные средства. 

Другое исследование ― от Capgemini ― тоже подливает масла в огонь: оказывается, за время коронакризиса 38% респондентов опробовали новые платежные сервисы. Конкуренция растет с огромной скоростью! При этом альтернативные платежи могут здорово потеснить классическую безналичную оплату: так, электронными кошельками к 2024 году будут пользоваться 4 млрд человек, то есть половина жителей Земли. Совокупный среднегодовой темп роста невидимых платежей, например, как те, которые позволяют просто взять товар в магазине Amazon Go и пойти домой, достигнет 51%.

А вот в сфере коммерческих кредитов игроки не спешат с инновациями. Исследование Yolt Technology Services показало, что больше половины игроков не используют возможности, которых открывает обмен банковскими данными. При этом 71% опрошенных сказали, что не смогли найти подходящего партнера, а 65% ― беспокоят вопросы безопасности. Так себе причины, скажем честно, с учетом уровня развития open banking в мире. Если еще добавить, что 57% респондентов уверены, что open banking улучшает пользовательский опыт, а 50% говорили о повышении операционной эффективности, то вообще все выглядит, как будто опрошенные компании просто хотят сохранить статус кво, так до конца и не веря, что возврата к старым добрым классическим кредитным моделям не будет. 

Visa и Mastercard снова под огнем

Пока Visa отчитывается о 500 млн дополнительных транзакций после увеличения лимитов для бесконтактных платежей, британские ритейлеры снова призывают правительство ограничить аппетиты международных платежных систем. 

По мнению владельцев магазинов, переход на безналичную оплату ведет к непомерному обогащению международных платежных систем. В 2019 году стоимость приема платежей для ритейлеров достигла 1,1 млрд фунтов стерлингов, из которых 950 млн фунтов составили комиссии за проведение платежей по картам. Магазины платят в среднем 18,4 пенсов за транзакцию по кредитной карте (на 15% больше, чем в 2016 году) и 5,9 пенсов ― по дебетовой карте (+ 6% с 2016 г.). Кроме того, в прошлом году компании получили уведомления о новых сборах, которые будут взиматься за прием платежей в интернете. Ритейлеры заявляют, что общее увеличение платы за участие в международных платежных системах составило 39% от оборота в 2017 году и 56% ― в 2018 году, что «явно демонстрирует злоупотребление доминирующим положением на рынке».

Обдумывая, как поступить с платежными гигантами,  британское правительство решило пока зайти с другой стороны, и предлагает ввести кэшбэк за покупки, совершенные за наличные. Снимаем шляпу ― очень неожиданный ход :)

А вот власти США предпочитают проверенные методы, поэтому просто решили поразмыслить, не заблокировать ли сделку Visa по покупке платформы Plaid за $5,3 млрд. Интересно, сколько времени понадобится на принятие решения 🙄 

Real-time платежи идут в массы

Ненасытность международных систем навела команду APIBank на мысли, схожие с мнением экспертов BCG, которые в прошлом месяце предрекли замедление роста выручки мировой платежной индустрии с ежегодных 7,3% до 1,1-4,4%. Однако ухудшение перспектив еще не повод кусать локти. Особенно чужие. Лучше посмотреть на конкурентов и, возможно, взять у них кое-что на вооружение.

Например, в октябре снова были интересные новости о real-time платежах. Один из крупнейших провайдеров в этом сегменте FIS опубликовал результаты собственного исследования:

  • 56 стран подключены сегодня к различным сетям, поддерживающим real time платежи. Новичками прошедшего года стали Вьетнам и Венгрия;
  • более 130 финансовых институтов США проводят платежи в реальном времени. Это в пять раз больше, чем год назад;
  • 56% европейских платежных провайдеров присоединились к сети SEPA Instant Credit Transfer, которая позволяет проводить кросс-граничные и мгновенные платежи в 20 стран;
  • платежи по запросу (Request to Pay ), кросс-граничные платежи и B2B-платежи выступают драйверами распространения real-time платежей по всему миру.

Словно подтверждая выводы FIS, межбанковская система Swift объявила о выходе в сегмент небольших денежных переводов в начале 2021 года. Новый сервис, реализовать который поможет Oracle, позволит банкам-участникам проводить моментальные трансграничные транзакции для малого и среднего бизнеса и клиентов.

В свою очередь скандинавская платформа P27 продолжает развивать свою межстрановую сеть и покупает единственную в Швеции клиринговую компанию Bankgirot. Компания специализируется на массовых платежах: ей принадлежит мобильный платежный сервис Swish, созданный совместно с Центральным банком Швеции.

Бигтехам грозят, но они не боятся

В октябре у регуляторов по всему миру случилось обострение принципиальности в вопросе защиты конкуренции. Так, власти США опубликовали доклад о том, как Google, Apple, Amazon и Facebook монополизировали все, что только можно, и предложили разделить крупнейшие в мире поисковик. 

В свою очередь Европейский Союз собирается заставить бигтехи шерить данные с другими компаниями и отказаться от предустановленного программного обеспечения. Новые правила анонсируют в конце года. 

Обе идеи, на наш взгляд, неплохие, хотя бы потому, что напомнили бигтехам о том, что они на глобальном рынке не одни. Удастся ли гигантам выкрутиться, как когда-то это сделал Microsoft, ― отличная интрига. 

Ну а пока Google тестирует варианты, как можно подружить Youtube и e-commerce. Видеосервис начал предлагать создателям роликов воспользоваться специальным софтом, чтобы отмечать и отслеживать упоминания различных товаров. Полученные данные будут связаны с инструментами интернет-аналитики и электронной торговли Google. В итоге YouTube превратится в видеокаталог, внутри которого можно будет совершать покупки. Также сервис тестирует интеграцию со Spotify, которая позволит покупать любимые треки, звучащие в видеороликах.

А вот Telegram уже придумал, как встроить платежи: мессенджер объявил об интеграции с сервисом ECOMMPAY. Теперь пользователи «телеги» смогут прямо в чатах покупать, например, билеты в кино, страховки и другие товары и услуги.

Сделки: новые рынки, новые «единороги»

Пока вокруг бигтехов кипели осенние страсти, рынок продолжал меняться. В октябре мы увидели появление новых «единорогов», продолжали наблюдать, как скупают по частям Wirecard, и делать ставки, когда же закончится ажиотаж вокруг сервисов рассрочек.

  • Mastercard инвестировал в платформу открытых API Marqeta. Сделка стала частью расширения сотрудничества между компаниями с выходом на новые рынки, в том числе Азиатско-Тихоокеанского региона. Сумма не раскрывается.
  • Visa инвестировала в британский платежный процессор Global Processing Services, который работает с необанками, включая Revolut и Starling. Также Visa решила расширить свое присутствие в Латинской Америке и купила платежный сервис YellowPepper. Условия сделок не разглашаются. 
  • Stripe, который оценивается в $36 млрд, вышел на рынок стран Африки, купив за $200 млн платежный финтех Paystack. Как и Stripe, Paystack является API-провайдером и предлагает продавцам встраивать онлайн-платежи, используя всего несколько строчек кода.
  • Канадский робоадвайзер Wealthsimple стал новым «единорогом», после того как привлек $87 млн от фондов TCV, Greylock, Meritech, Two Sigma Ventures и существующего инвестора Allianz X. Услугами финтеха пользуются 1,5 млн пользователей, а объем портфеля под его управлением составляет $6,4 млрд. 
  • Индийский платежный процессор Razorpay тоже превратился в этом месяце в «единорога». В этом ему помог раунд D, в рамках которого финтех получил $100 million от фондов GIC and Sequoia India.
  • Болгарский Paynetics договорился выкупить часть бизнеса по выпуску корпоративных платежных карт британского подразделения Wirecard. Сумма сделки не раскрывается.
  • Поставщик программа лояльности Alliance Data решил приоберсти за $450 млн сервис рассрочек Bread. Видимо, американский финтех намерен серьезно потеснить с родного рынка шведскую Klarna, которая уже добралась до святая святых ― универмагов Macy’s.

Ну и, конечно, не можем обойти вниманием рекордное IPO китайского финтех-гиганта Ant Group. При оценке в $35 млрд Компания Джека Ма получила заявки от частных инвесторов на $3 трлн! Старт торгов намечен на 5 ноября. Не пропустите такое событие!

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ