Робот займов для бизнеса: как, где и кем
Тенденция показывает рост популярности микрофинансирования (МФО) в России и СНГ. Согласно прогнозу Рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2020 году прирост выдаваемых займов составляет 20%. Объем выданных займов в РФ составит 494 млрд руб., при этом в 2019 году общая сумма выданных займов составляла 412 млрд руб.
В 2019 году в России внесены правки в Федеральный закон по поводу упрощения идентификации пользователей по ФИО и номеру телефона при условии получения суммы до 15 тыс. руб., что дало новый толчок развитию бизнеса в интернете.
На Украине рынок микрокредитования показывает стабильную тенденцию роста последние несколько лет. Так, на 5 мая 2020 года зарегистрировано 1,2 тыс. кредитных сообществ и финансовых компаний, согласно данным Национальной комиссии. Около 111,45 млрд руб. составил объем выданных микрокредитов в третьем квартале 2019 года, из них 10 млн оформлено онлайн. Принятое в стране законодательство уменьшает количество регулирующих органов и приближает надзор за деятельностью небанковского сектора к международным стандартам.
Оформление МФО онлайн возможно через обращение к операторам, что повышает нагрузку на call-центр, создает необходимость увеличивать штат и разрабатывать процедурную документацию, и через обращение в займ-бот, где процесс стандартизирован, быстр за счет автополучения данных о кредитной истории клиента и исключает человеческий фактор.
Займ-бот или робот займов является дистанционным онлайн сервисом, через который можно оформить заем через мессенджер. Организация проверяет кредитоспособность клиента и подтверждает мгновенное оформление кредита МФО с возможностью перечислить деньги удобным для клиента способом. При этом займ-боты, разработка которых занимает, как правило, 2–3 месяца, выступают агрегаторами онлайн-займов для разных организаций.
Преимущества займ-ботов для клиента:
- возможность выбрать вариант оформления займа в разных МФО организациях;
- простота и скорость оформления займа в удобном для клиента мессенджере.
Для бизнеса займ-бот закрывает такие вопросы:
- выявление потребности и помощь в выборе кредитного продукта в формате диалога;
- оформление заявки на кредит и сопровождающих документов;
- принятие решения о выдаче и информирования о решении клиента;
- сопровождение клиента посредством уведомлений, получение обратной связи;
- посадочная страница кредитного продукта внутри мессенджера при безопасной идентификации;
- заключение договора;
- контроль за выполнением заявки и ее сопровождение позволяет познакомить клиента с новыми выгодными предложениями;
- повторная продажа через ретаргетинг проводимой маркетинговой кампании и персонализацию предложения, другие возможности вовлечения клиента в диалог с ботом;
- реферальные программы через адресные книги позволяют за два клика поделиться предложением с любым контактом.
Кроме того, выявление потребности клиента и помощь в выборе кредитного продукта в мессенджере исключает отвлечение клиента на рекламу или ремаркетинг других продуктов, оставляя в фокусе внимания только кредитные продукты бизнеса. При этом ведется запись диалогов. Таким образом, история обращения клиента поможет улучшить модель скоринга.
Примеры займ-ботов
Займ боты бывают нескольких видов:
- Займ-боты на сайтах – zaimitut.ru, lendprofi.com, repayza.com
- Займ боты в мессенджерах, работают по принципу отклика:
- ВК – zaim_bot, zaembot
- Telegram – @webbankirbot_bot, @alica_zaim_bot, @thirdparty_pay_moneyveo_bot
- Viber – webbankir, бот от Быстроденьги
Группа «ЗаймБот» насчитывает более 29 тыс. подписчиков и предлагает оформить мгновенные займы. Принцип работы прост: клиент пишет любое слово в ЛС группы, после чего потенциального заемщика направляют по прямой ссылке заполнить анкету на сайте микрофинансовой организации. С точки зрения ведения бизнеса ВК – интересная платформа для создания бота для займов, однако здесь есть риск быть заблокированным как, к примеру, случилось с некоторыми крупными ботами с тысячами подписчиков: Занимайка, Займинатор, Одобрятор и др.
Чат бот в Viber
Займ бот «Быстроденьги» в Вайбере создавался для быстрого консультирования заемщиков по самым распространенным и простым вопросам. Бот обрабатывает 65% обращений по поводу займа, при этом среднее время обработки запросов составляет 10 минут. Бот значительно снял нагрузку с операторов и позволил оптимизировать процесс обслуживания. Потенциальные заемщики интересуются у робота:
- условиями использования продуктов;
- нюансами оформления заявок на микрокредит;
- правилами предоставления займа по определенному тарифу.
По результатам опроса 73% клиентов, которые воспользовались услугами займ-бота «Быстроденьги», остались довольны уровнем и качеством обслуживания.
Бот для займов в Telegram и Viber
Webbankir стали самыми первыми в развитии этого направления в России, запустив свои займ-боты в Viber и Telegram еще в 2017 году. При этом разработка ботов заняла всего два месяца. 80% постоянных клиентов обращаются в Webbankir только через ботов, что позволило снизить нагрузку на call-центр в 1,5 раза. Из достижений:
- за полгода проведено более 1 млн сессий для почти четверти млн пользователей;
- обработано на 40% больше обращений, чем остальные каналы коммуникации вместе взятые (телефонные звонки, e-mail, Skype). Бот помог увеличить скорость обработки поступающих звонков;
- за полтора месяца обработано более 1,5 тыс. обращений, сэкономлено более 250 часов рабочего времени;
- автоматизирована работа с юридическими обращениями.
В апреле 2020 года Moneyveo запустил чат-бот в Telegram для оплаты займов и кредитов. При этом оплата проводится в два клика, и есть возможность оплатить как свой кредит (для этого необходимо ввести свой номер телефона), так и кредит знакомого (введя его номер телефона). Максимальный платеж составляет 14 999 грн или около 41 791 руб. соответственно.
Резюме
Итак, рассмотрев примеры использования займ-ботов, подытожим основные достоинства разработки ботов для МФО:
- удобные посадочные страницы для новых клиентов – начало работы не требует установки приложений (поскольку приложения мессенджеров WhatsApp, Facebook Messenger, Telegram и другие уже установлены на смартфонах ваших потенциальных клиентов);
- низкая стоимость масштабирования и автоматизации услуги кредитования в сравнении с ценой найма и обучения сотрудников;
- вовлечение клиентов через мгновенные уведомления, возможности интерактива для геймификации сервиса;
- доступ к адресной книге в мессенджере для реферальных программ с целью расширения клиентской базы;
- быстрая скорость разработки чат ботов и быстрая возможность внедрения обновлений и добавления новых функций.