Ситуация в сфере НДО. Ближайшие и среднесрочные прогнозы от Банка Русский Стандарт
Безналичные расчеты среди физических лиц популяризируются за счет продвижения банками своих продуктов. Таким образом, они становятся более выгодны и для владельцев карт. Дополнительные опции, доступные держателям карт через программы лояльности: скидки, кешбэк, привилегии, начисление процентов на остаток по счетам повышают интерес со стороны клиентов к оплате картами или электронными деньгами. И конечно же, безопасность использования безналичных денег в целом выше, чем хранение наличных и расчеты с их помощью.
Развитие технологий уже запустило процесс перехода на безналичную форму расчетов самым естественным образом. Причем как для внутренних платежей: внедрение Системы быстрых платежей, развитие интернет- и мобильного банкинга, переводы по номеру телефона и с карты на карту, электронные платежные сервисы, так и для расчетов туристов, посещающих нашу страну. Не так давно в России был реализован прием QR-платежей в рамках сервисов Alipay и WeChat, которыми активно пользуются гости из Китая.
Но, к сожалению, будущее повсеместного приема безналичных платежей не так близко, как хотелось бы. Если крупные торговые сети, средний и малый бизнес в обязательном порядке принимают карты к оплате, то микробизнес и самозанятые пока еще не слишком охвачены эквайринговым обслуживанием.
Режим изоляции сказался и на статистике спроса на наличные. Так, по данным Банка Русский Стандарт, общее количество операций по снятию наличных в банкоматах в апреле-мае 2020 года относительно аналогичного периода 2019 года снизилось более чем на 30%. Что вполне объяснимо временным снижением потребности в наличных деньгах, которые заменили онлайн-покупки в интернете.
Первое полугодие 2020 года прошло под знаком пандемии. Россияне сократили до минимума посещение общественных мест, старались реже пользоваться банкоматами, отдавая предпочтение онлайн-платежам и переводам, которые совершали из дома. А если и обращались к АТМ, то за один визит снимали более крупную, чем обычно, сумму. Так, по данным Банка Русский Стандарт, в первой половине 2020 года средний чек одной операции снятия наличных вырос на 14% по сравнению с первым полугодием 2019-го, а внесения – на 9%. Здесь сказались и особенности российского характера – запасаться в нестандартных ситуациях, в том числе и наличными деньгами. Поэтому на фоне снятия ограничений и улучшения общих настроений подобный ажиотаж, по ожиданиям аналитиков банка, постепенно спадет. Но при этом мы никогда не вернемся к модели такого частого использования банкоматов, как было раньше, поскольку часть операций безвозвратно уходит в онлайн.
А теперь давайте взглянем на тему НДО с другой стороны. Не со стороны поведенческой модели, а с позиций восстановления наличного денежного обращения. Спрос на наличные медленно, но восстанавливается после того, как в июне начали отменять режим изоляции. Так, например, по данным Банка Русский Стандарт, общий оборот операций по снятию наличных в банкоматах только в июне 2020-го оказался на 26% больше, чем за май 2020-го. При этом относительно предыдущего года он на 28% меньше. Ожидаемая динамика оборотов снятия наличных до конца года – постепенное приближение к показателям 2019 года, хотя полностью достигнуть их вряд ли удастся.
В этих прогнозах стоит учитывать и общий тренд на снижение потребности в наличных у населения. Так, например, растущая популярность переводов через СБП на собственные счета в разных банках постепенно вытесняет традиционную модель работы клиентов с АТМ. Картина платежного поведения клиентов Русского Стандарта начала стремительно меняться с момента подключения банка к Системе быстрых платежей. Аналитики банка отметили динамичный переток клиентов из разных каналов в СБП. Интересный факт: из тех, кто сегодня пополняет счета через Систему быстрых платежей, более 70% ранее не использовали для этого классические С2С-переводы, а в основном пополняли их с помощью наличных через банкоматы. Соответственно, модель поведения клиентов при работе с банкоматами также изменилась.
В своей работе Банк Русский Стандарт делает большой упор на инновационную составляющую своей банкоматной сети. В 2019 году мы закончили оснащение собственной сети банкоматами с поддержкой бесконтактных транзакций. Устройства с технологией NFC установлены во всех отделениях банка в зоне обслуживания 24х7.
Совершение бесконтактных операций в АТМ даст как клиентам Русского Стандарта, так и владельцам карт других банков возможность простого доступа к своим финансам (например, с помощью телефона с функцией NFC), плюс гарантирует пользователям сохранность карты – теперь ее просто невозможно забыть в устройстве.
Пользоваться бесконтактными банкоматами не только легко, но и безопасно. После соединения NFC-датчика с ридером банкомата клиенту доступна та же информация, что и при стандартном использовании АТМ с форм-фактором пластиковой карты. При этом при передаче данных с карты в банк действуют те же самые надежные протоколы безопасности.
Нововведение позволяет клиентам максимально экономить собственное время. Бесконтактным способом в банкомате можно совершать любые операции. По данным банка, самыми популярными операциями (после пополнения карты и получения наличных) являются:
- получение информации о балансе карты;
- платежи по счетам и переводы за услуги;
- запрос детальной выписки (истории операций по карте);
- перевод по номеру карты.
Такие банкоматы пользуются большим спросом у клиентов банка. Так же как и в классических банкоматах, спрос на внесение наличных в данных устройствах превышает снятие. Согласно статистике Банка Русский Стандарт, соотношение числа операций по внесению наличных к снятию в банкоматах с поддержкой бесконтактных транзакций составило 77% к 23%.
В среднем в минувшем полугодии в банкоматы с технологией NFC вносили деньги на сумму 9584 руб., которая выросла на 12% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Снимали же в среднем 22 771 руб. (рост также составил 12%).
Не первый год отмечается снижение числа операций с наличными в банкоматах. Напротив, популярность безналичных расчетов, будь то покупка в магазине или оплата квитанции ЖКУ, продолжает активно расти. Так, по данным Банка Русский Стандарт, в первом полугодии 2020-го по сравнению с тем же периодом 2019-го россияне стали на 35% реже снимать наличные, и на 38% реже – вносить их через банкомат.
Тенденция уменьшения операций по снятию наличных в банкоматах, которая отмечается последние несколько лет, связана также с тем, что потребители перестали воспринимать банкомат только как способ снятия наличных.
Немало клиентов, согласно статистике Банка Русский Стандарт, с помощью АТМ также предпочитают оплачивать различные счета. В связи с ростом популярности подобной услуги многие банки оснастили свои сети банкоматами с функционалом оплаты услуг и продолжают это делать. В целом по стране у всех банков отмечается рост количества банкоматов с функцией оплаты услуг. Сегодня таких банкоматов около 97% от совокупного российского парка АТМ.
Так, например, по данным Банка Русский Стандарт, в рейтинг самых популярных услуг (в зависимости от доли от общего числа операций), которые оплачивали клиенты через банкоматы в первые 6 месяцев текущего года, вошли:
- оплата мобильной связи (средний чек – 275 руб.);
- оплата ЖКУ (средний чек – 2674 руб.);
- оплата городского телефона (средний чек – 596 руб.);
- оплата услуг интернет-провайдера (средний чек – 466 руб.);
- погашение кредитов (средний чек – 13 500 руб.).
Как уже отмечалось, потребность вносить деньги на счет наличными через АТМ сегодня выше, чем потребность снимать. Как результат – в целом по стране банкоматов с функцией выдачи/приема наличных установлено примерно на 6% больше, чем с функционалом только выдачи. То, что внесение популярнее снятия, подтверждают и данные Банка Русский Стандарт.
По данным Банка Русский Стандарт, в первом полугодии 2020-го соотношение числа операций по внесению наличных к снятию составило 79% к 21%.
Также мы прогнозируем, что постепенно большая часть клиентов будет пользоваться NFC-банкоматами. Соответственно, модель поведения станет такой же, как и при работе с традиционными банкоматами: клиенты будут больше вносить деньги на счета, чем снимать наличные.