17.08.2020, 12:50
Количество просмотров 321

Пандемия как катализатор финансовой отрасли: шаг вперед или откат назад?

Затяжной кризис или быстрое восстановление? Новые ограничения или постепенные послабления? Аналитики начинают строить прогнозы о будущем экономики, но пока многие из них звучат не слишком убедительно. CEO платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов рассказал, как пандемия отразится на финансовом секторе, привычках потребителей и конкуренции между банками и финтех-компаниями.
Пандемия как катализатор финансовой отрасли: шаг вперед или откат назад?

Тотальная диджитализация

Всемирный банк прогнозирует самую масштабную рецессию со времен Второй мировой войны, МВФ и ведущие экономисты предупреждают – экономика восстановится не скоро. Пока одни эксперты рисуют мрачные картины будущего, другие признают – предсказать масштаб кризиса 2020-го не может никто. Во-первых, мы находимся в беспрецедентной ситуации, когда обстоятельства меняются каждую секунду, а во-вторых, не располагаем надежными данными.

Что ждет сферу финтеха и финансовых услуг, тоже пока неясно, поскольку на нее напрямую влияют макротренды. Но некоторые закономерности уже можно отследить. Одна из главных тенденций 2020, драйвером которой стала пандемия, – это нарастание темпов цифровизации. Процесс проявляется на всех уровнях – начиная с организации бизнеса и заканчивая разработкой новых продуктов, которые отвечали бы меняющимся запросам потребителей.

Буквально за пару месяцев бизнес свернул все офлайн-сегменты и переместился в онлайн-среду. От скорости запуска digital-сервисов зависели не просто финансовые показатели, а выживание компании. Экономист Джозеф Стиглиц называет коронавирус "налогом" на любую активность, предполагающую прямой контакт между людьми. Эта неподъемная "пошлина" сделала любой офлайн-бизнес невыгодным или невозможным и вынудила инвестировать в диджитализацию.

Процесс цифровизации в финансовом секторе начался достаточно давно – к 2020-му грань между банковскими продуктами и финтех-сервисами практически стерлась, а конкуренция обострилась. Банки стали превращаться в IT-компании и создавать свои технологические платформы, а необанки превратились в полноценных игроков рынка, которых наконец стали воспринимать всерьез.

Кризис, вызванный пандемией, в равной степени затронул и тех, и других. К позитивным последствиям можно отнести растущий спрос на онлайн-платежи и бесконтактную оплату. Многие пользователи впервые стали совершать покупки в интернете, оплачивать услуги онлайн и удаленно решать вопросы с банками. Все эти опции были доступны и раньше, но пользовались ими далеко не все.

Финансовая доступность

Пандемия не привнесла в процесс ничего нового, просто придала ускорение, сделала инновационное привычным и нормальным. У людей не было выбора, поэтому миллионам клиентов в одночасье пришлось обратиться к цифровым услугам: по возможности отказаться от наличных, подключить мобильный банкинг, настроить системы быстрых платежей и освоить онлайн-оплату.

Меняются даже такие традиционные форматы, как выплата заработной платы. Например, появляются такие сервисы, как “Деньги вперед”, благодаря которому сотрудники могут получать зарплату в любой день, не дожидаясь формального дня выплат, это хорошая поддержка в кризис. Подобные проекты уже давно существуют на западе, но для российского рынка это новый тренд.

Интересно, что в 2003 году эпидемия SARS стала главным катализатором развития финтеха в Китае – цифровые платежи и электронная коммерция начали активно развиваться как раз в тот период. Тогда у большинства китайцев не было доступа даже к банковскому счету – их знакомство с финансовыми услугами началось с мобильных платежных систем, вроде WeChat Pay.

В России ситуация другая. В стране достаточно высокий уровень финансовой доступности – по данным ЦБ, банковские карты есть у 81,7% взрослых россиян. Но многие не пользуются доступными сервисами: например, получают зарплату на карту, но снимают все деньги, чтобы расплачиваться наличными. Или открывают вклад в банке лично, хотя сделать это можно в приложении. После пандемии доля underbanked – тех, кто не использовал доступные опции по максимуму, – очевидно сократится.

В то же время уже прослеживается тренд на упрощение интерфейсов. И финтех-стартапы, и традиционные банки понимают, что над UX и UI нужно работать. Если раньше компании конкурировали на поле самых выгодных тарифов и самых щедрых программ лояльности, теперь они соревнуются за качество интерфейса. Например, публично критикуют друг друга за использование "теневых паттернов" или слишком запутанный функционал.

Упрощение процессов проникает на разные уровни – часто клиент даже не замечает изменений, но его пользовательский опыт улучшается. Например, ускоряется идентификация, и банк не требует дополнительной проверки, потому что анализирует данные в фоновом режиме. Клиент лишь отмечает, что операция прошла быстро и успешно.

В целом эта тенденция положительно скажется на пользовательском опыте. Даже если предположить, что после пандемии мы вернемся к привычному укладу, конкуренция за клиента все равно обострится. А значит, на рынке появится больше игроков, которые будут предлагать больше полезных и качественных сервисов.

Новая реальность и новые привычки

Банки и финтех-компании будут предлагать все больше услуг и дополнительных возможностей, поэтому на рынке будет больше разнообразия и выбора. Отката назад, к офлайну, уже не будет – все понимают, что онлайн-услуги – это новая норма, от которой никуда не деться. В финансовом секторе почти не осталось компаний, которые работают исключительно офлайне, а со временем их не будет в принципе.

Растущая популярность онлайн-платежей закономерно провоцирует бум вспомогательных услуг. Банки и финтех-компании стали больше заниматься развитием продуктов в области комплаенса, информационной безопасности, антифрода и риск-менеджмента. В то же время, снизился спрос на кредитование, трансграничные платежи и трейдинг – по прогнозам BCG, именно эти сферы понесут наибольшие потери.

Кризис ударил и по необанкам, которые работают с малым и средним бизнесом, а также по инвестиционным и страховым сервисам. В то же время в выигрышной позиции оказались компании, которые занимаются комплаенсом, риск-менеджментом, информационной безопасностью и цифровой идентификацией. Все большую популярность будут набираться системы KYC в широком смысле – особенно продукты для удаленной проверки контрагентов.

Даже если в долгосрочной перспективе пиковый спрос снизится, эти сервисы продолжают развиваться, потому что за ними будущее. Есть шанс, что произойдет взрывной рост нишевых направлений финтеха. Так, финансовые сервисы в области электронной коммерции постепенно поднимутся до того же уровня, что и офлайн-эквайринг.

Что касается привычек пользователей, то люди какое-то время будут более осторожны – в том числе и в финансовых вопросах. Они откажутся от рискованных инвестиционных стратегий и будут выбирать более консервативные инструменты. В то же время есть риск, что из-за повсеместной кризисной экономии начнут развиваться теневые схемы – например, "серые" зарплаты. Но пока государство предпринимает все усилия, чтобы подобного не произошло.

Люди будут больше экономить, но вряд ли откажутся от привычных развлечений после пандемии – очереди в кафе и торговые центры после открытия доказывают, что страх перед вирусом живет недолго.

Развлекательный контент также пользуется спросом даже в кризисный период – это доказывает наша внутренняя аналитика. Так, в период пандемии мы заметили растущую популярность цифровых развлечений – спрос на них превысил стандартные показатели докризисного периода. Контрциклические категории в портфеле компании лучше всего помогают справиться с экономическом спадом, даже если он приобретает глобальный характер.

Финтех-стартапы VS банки: кто окажется в выигрыше?

Финтех-компаниям проще адаптироваться к новым условиям, потому что они работают по модели digital-first. Стартапам легче меняться, внедрять новые стандарты и технологии. Но у банков и крупных финансовых платформ есть другое преимущество – они предлагают большой набор услуг. И если один из сегментов окажется под угрозой из-за кризиса, другой продолжит развиваться. Небольшие компании, которые предлагали нишевые услуги, в этом плане менее сбалансированы и более уязвимы.

В целом можно выделить две главных проблемы финтех-стартапов в условиях коронакризиса. Первое – это выбор ниши. Например, сервисы, которые занимаются кредитованием малого и среднего бизнеса, скорее всего понесут убытки.

Вторая проблема связана с финансовой устойчивостью. Жизнеспособность стартапа зависит от стадии развития, на которой находится компания. Если предприятие не вышло в плюс и располагает небольшим запасом ресурсов или существует исключительно на инвесторские деньги, то могут возникнуть сложности. Очевидно, что инвесторы сейчас максимально осторожны, а значит, найти деньги на очередной раунд финансирования будет сложнее. Выиграют те стартапы, которые смогут быстрее выйти в плюс и принести прибыль. В России это особенно актуально.

Отсюда можно дать два совета: либо искать стратегических инвесторов, которые готовы играть "вдолгую", либо создавать коллаборации с крупными игроками – пусть даже в ущерб собственной независимости.

Для банков главный вызов в условиях кризиса – это работа с текущим кредитным портфелем как юридических, так и физических лиц. В том числе поэтому банки сейчас очень внимательны к эффективности и расходам. Это подтверждает опрос Deloitte, выявивший операционную устойчивость как главный приоритет для финансовых компаний сегодня.

Удаленка как способ сэкономить

Один из вариантов оптимизации – это поддержание тренда на удаленную работу, поскольку в условиях пандемии содержание офисов обходится особенно дорого. В целом, удаленка оказалась не таким тяжелым испытанием, как казалось изначально. Финансовый сектор безболезненно перестроился на дистанционный формат и не понес существенных потерь.

Отсюда два вывода. Во-первых, мы переоценивали необходимость контроля на местах – сотрудники в состоянии сами себя дисциплинировать и самостоятельно выстраивать рабочий график без личного присутствия менеджера. Второй момент – мы недооценивали возможности существующих технологий и онлайн-инструментов: Zoom и подобные сервисы позволяют коммуницировать с большой распределенной командой без каких-либо потерь.

Читайте также:

В целом, экономисты строят прогнозы с осторожностью. Пока мы находимся на распутье: неизвестно, будет ли вторая волна пандемии или коронавирус сам по себе отступит, как это бывало с другими вирусными заболеваниями. Никто не знает, вернутся ли прежние ограничения, придется ли нам в 2020-м выдержать еще один карантин, а главное, как на эти процессы отреагирует государство и экономика. Но уже очевидно, что этот год станет важной вехой в развитии финтеха и ускорит процесс трансформации традиционной банковской отрасли.

По материалам QIWI

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube