Пандемия в США. Удаленка как великий уравнитель цен на недвижимость?
Продолжаем серию репортажей наших внешних экспертов из самых разных стран мира, включая Сингапур, Индию, Кипр, Канаду, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Новую Зеландию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.
В психологии существует теория – для того, чтобы у человека сформировались новые привычки, ему необходимо около 45 дней. Они начинают вырабатываться уже через 24 дня, а по прошествии более полутора месяцев – надежно закрепляются. Учитывая, что карантин в США начался еще в середине марта, можно говорить о том, что новые привычки у населения уже сформированы.
В условиях пандемии компании вынуждено протестировали удаленный режим работы, который раньше всерьез не рассматривали. Результаты показали, что эффективность труда не падает, многим компаниям и их сотрудникам комфортно работать в таких условиях, и нет острой необходимости держать весь штат в офисе. В связи с этим Twitter уже заявил о том, что что рассматривает возможность сохранения удаленного режима работы для своих сотрудников и после окончания пандемии на постоянной основе, а глава Facebook Марк Цукерберг объявил, что к 2030 году около половины сотрудников будут переведены на удаленку, но при этом их зарплата может быть урезана. Apple и Google для большинства своих сотрудников продлили дистанционку до конца этого года.
К чему это приведет? К тому, что большая часть персонала крупных технологических компаний Кремниевой Долины уйдет на удаленку, что обернется очень важными изменениями. Начнем с того, что здесь, как известно, безумно дорогая аренда недвижимости, и пресловутые высокие зарплаты работников Кремниевой Долины идут на как раз на оплату той же дорогостоящей недвижимости, медицинских страховок и т. п. Если большинство из них начнут работать на удаленке на постоянной основе, лопнет некий искусственно надутый «пузырь». Сотрудникам не нужно больше ездить на работу, соответственно, дорогие офисные площади потеряют спрос, и их владельцы будут вынуждены найти им другое применение, например, перестроить под жилые дома. В свою очередь, дорогое жилье поблизости от этих дорогих офисов также станет не столь дорогим, поскольку, когда у людей пропадет необходимость жить рядом с офисом и не бояться знаменитых пробок Кремниевой Долины, никто уже не захочет переплачивать за удобную локацию рядом с офисом. А разница в цене сегодня гигантская, посудите сами – например, дом рядом с офисом Facebook стоит 5 млн долл., тогда когда точно такой же дом в полутора часах езды от Facebook стоит уже не более 1 млн долларов! Переход на удаленку приведет к тому, что эти цены скорректируются. А если этот тренд будет развиваться и дальше, крупные компании скоро поймут, что ряд непринципиальных позиций в их штате можно и нужно вообще перенести за пределы Кремниевой Долины и даже США – например, нанять специалистов в Китае или Индии, и не переплачивать ни в плане ФОТ, ни в плане аренды офисов. Думаю, все это может стать серьезной проблемой для местных владельцев недвижимости.
Параллельно с переходом на удаленную работу наблюдаются значительные сокращения штата в целом ряде крупнейших компаний. Так, например, онлайн-платформа для аренды жилья Airbnb сократила четверть своих сотрудников, Uber – около 14%, и т. д. Как следствие, налицо рост уровня безработицы – в первую очередь за счет бывших сотрудников сервисных предприятий, которые в целях экономии сократили часть своего персонала еще в начале пандемии, чтобы не платить им зарплату во время карантина. Дело в том, что этим структурам не составит большого труда набрать новых сотрудников по его окончании.
По статистическим данным, из 30 млн субъектов малого бизнеса, зарегистрированных в США, только 2 млн получили государственные дотации в рамках программ антикризисной поддержки. Поэтому многие будут вынуждены либо закрывать свой бизнес (out of business), либо станут проблемными активами (distressed assets).
Банки также поменяли свою стратегию в условиях пандемии. В апреле два крупнейших кредитора на рынке США – JPMorgan Chase и Wells Fargo – перестали выдавать популярные у потребителей вторичные кредиты под залог недвижимости для ремонта и финансирования дорогих кредитных карт HELOC (Home equity line of credit), которые клиенты могли получить после того, как выплатили часть первичного кредита для покупки жилья с более высокой ставкой (Mortgage), из-за опасений, что клиенты будут неспособны выплачивать ипотечные взносы и банкам придется забирать заложенную недвижимость (Foreclosure). При этом вырученные от продажи такой недвижимости средства идут на покрытие первичного кредита, а на вторичный их просто может не хватить. Несмотря на свое миллиардное состояние, с подобной проблемой столкнулся и Илон Маск. В отличие от среднего класса, под ипотечные кредиты у него были заложены акции компании. И так как эффективно продать их в текущих условиях невозможно, поскольку в этом случае он потеряет контрольный голос в Совете директоров, Илон Маск, по-видимому и принял решение отказаться от объектов недвижимости, которой владеет.
Между тем карантинные меры в США постепенно сворачиваются, люди возобновляют неформальные встречи, занятия спортом и т. п.
Что касается изменений в платежном поведении потребителей под влиянием пандемии, то в основном население предпочитает расплачиваться в безналичной форме, и всячески старается избегать операций с наличными из-за опасений, что банкноты могут являться источником заражения.
Удивительно, что в самый разгар пандемии жесткого требования ношения масок в магазинах не было. Сейчас же, на спаде пандемии, когда больше людей стали посещать торговые точки, маски стали обязательны. В случае если у покупателя нет маски, он может ее приобрести на входе в магазин по цене по 10-20 долларов без возможности выбора типа или качества, иначе его не пустят в магазин. Примечательно, что если ты зашел в торговую точку противогазе или водолазном костюме, это всех устраивает и маску покупать не надо. Сегодня маска стала не столько гигиеническим средством, сколько предметом обязательного социального этикета.
В условиях пандемии, конечно же, выиграла электронная коммерция. В Нью-Йорке, где каждый пятый житель уже имеет антитела к COVID-19, большим спросом пользуется курьерская доставка товаров из Amazon или сервис доставки еды из местных ресторанов DoorDash. Курьер оставляет заказ под дверью, оповещает заказчика и сразу же уходит. В Нью-Йорке потребители больше заказывают готовую еду, в Калифорнии – не боятся ходить за ними в магазин и готовят сами из свежих продуктов и овощей.
На фоне карантина в полтора раза выросли продажи алкоголя, большой популярностью пользуются развлекательные онлайн-ресурсы, обучающие и медицинские стриминговые подписные видеосервисы Netflix, Amazon Prime, Hulu (Apple TV менее популярен) и Zoom.
В свою очередь, весь сегмент HoReCa, включая гостиничный и туристический бизнес, находится в тяжелом положении. Государство активно оказывает поддержку авиакомпаниям, однако средств все равно не хватает и, весьма вероятно, что цена на авиабилеты после окончания пандемии заметно вырастет.
Отели и гостинцы получают поддержку через программу PayCheck Protection Loan – льготные займы для малого бизнеса, который сохраняет свой штат сотрудников и продолжает платить им зарплату. Если ТСП использует минимум 75% полученных кредитных денег на выплату зарплат в течение восьми недель, то обратно возвращать их государству не придется. Эта программа действует в сегменте малого и среднего бизнеса, но вполне возможно, что подобные инициативы также реализованы и для крупного бизнеса.
Судя по всему, по окончании пандемии основной стратегической задачей бизнеса будет вернуть докризисный уровень объема потребления. С этой проблемой уже столкнулся Китай, однако в США потребитель традиционно быстрее раскачивается после потрясений. Одна из возможных в этой ситуации стимулирующих потребление мер, по которому пошел Китай, – это раздача населению неких цифровых купонов на небольшие суммы, которые нужно реализовать в ТСП в течение короткого временного промежутка. Если купон не был использован, то он сгорает, после чего покупатель получает новый. Таким образом, стимулируется покупательская активность и возрождаются потребительские привычки, критично нарушенные в период пандемии.
Источник: PLUSworld.ru