22.05.2020, 13:45
Количество просмотров 536

Пандемия в США. Удаленка как великий уравнитель цен на недвижимость?

Игорь Хмель, основатель BankEx, рассказывает из Кремниевой Долины о том, как отразилась пандемия на рынках одной из мировых сверхдержав – США. Внезапное введение ограничительных мер лишило его возможности вылететь в Россию из Нью-Йорка, поэтому на весь карантин он предпочел остаться в самом сердце американских и мировых ИТ-инноваций.
Пандемия в США. Удаленка как великий уравнитель цен на недвижимость?

Продолжаем серию репортажей наших внешних экспертов из самых разных стран мира, включая СингапурИндиюКипрКанадуНидерландыБельгиюИзраиль, БеларусьВеликобританию, Новую Зеландию, ПортугалиюУругвайКениюГрузию и Армению.

В психологии существует теория – для того, чтобы у человека сформировались новые привычки, ему необходимо около 45 дней. Они начинают вырабатываться уже через 24 дня, а по прошествии более полутора месяцев – надежно закрепляются. Учитывая, что карантин в США начался еще в середине марта, можно говорить о том, что новые привычки у населения уже сформированы.

В условиях пандемии компании вынуждено протестировали удаленный режим работы, который раньше всерьез не рассматривали. Результаты показали, что эффективность труда не падает, многим компаниям и их сотрудникам комфортно работать в таких условиях, и нет острой необходимости держать весь штат в офисе. В связи с этим Twitter уже заявил о том, что что рассматривает возможность сохранения удаленного режима работы для своих сотрудников и после окончания пандемии на постоянной основе, а глава Facebook Марк Цукерберг объявил, что к 2030 году около половины сотрудников будут переведены на удаленку, но при этом их зарплата может быть урезана. Apple и Google для большинства своих сотрудников продлили дистанционку до конца этого года.

К чему это приведет? К тому, что большая часть персонала крупных технологических компаний Кремниевой Долины уйдет на удаленку, что обернется очень важными изменениями. Начнем с того, что здесь, как известно, безумно дорогая аренда недвижимости, и пресловутые высокие зарплаты работников Кремниевой Долины идут на как раз на оплату той же дорогостоящей недвижимости, медицинских страховок и т. п. Если большинство из них начнут работать на удаленке на постоянной основе, лопнет некий искусственно надутый «пузырь». Сотрудникам не нужно больше ездить на работу, соответственно, дорогие офисные площади потеряют спрос, и их владельцы будут вынуждены найти им другое применение, например, перестроить под жилые дома. В свою очередь, дорогое жилье поблизости от этих дорогих офисов также станет не столь дорогим, поскольку, когда у людей пропадет необходимость жить рядом с офисом и не бояться знаменитых пробок Кремниевой Долины, никто уже не захочет переплачивать за удобную локацию рядом с офисом. А разница в цене сегодня гигантская, посудите сами – например, дом рядом с офисом Facebook стоит 5 млн долл., тогда когда точно такой же дом в полутора часах езды от Facebook стоит уже не более 1 млн долларов! Переход на удаленку приведет к тому, что эти цены скорректируются. А если этот тренд будет развиваться и дальше, крупные компании скоро поймут, что ряд непринципиальных позиций в их штате можно и нужно вообще перенести за пределы Кремниевой Долины и даже США – например, нанять специалистов в Китае или Индии, и не переплачивать ни в плане ФОТ, ни в плане аренды офисов. Думаю, все это может стать серьезной проблемой для местных владельцев недвижимости.

Параллельно с переходом на удаленную работу наблюдаются значительные сокращения штата в целом ряде крупнейших компаний. Так, например, онлайн-платформа для аренды жилья Airbnb сократила четверть своих сотрудников, Uber – около 14%, и т. д. Как следствие, налицо рост уровня безработицы – в первую очередь за счет бывших сотрудников сервисных предприятий, которые в целях экономии сократили часть своего персонала еще в начале пандемии, чтобы не платить им зарплату во время карантина. Дело в том, что этим структурам не составит большого труда набрать новых сотрудников по его окончании.

По статистическим данным, из 30 млн субъектов малого бизнеса, зарегистрированных в США, только 2 млн получили государственные дотации в рамках программ антикризисной поддержки. Поэтому многие будут вынуждены либо закрывать свой бизнес (out of business), либо станут проблемными активами (distressed assets).

Банки также поменяли свою стратегию в условиях пандемии. В апреле два крупнейших кредитора на рынке США – JPMorgan Chase и Wells Fargo – перестали выдавать популярные у потребителей вторичные кредиты под залог недвижимости для ремонта и финансирования дорогих кредитных карт HELOC (Home equity line of credit), которые клиенты могли получить после того, как выплатили часть первичного кредита для покупки жилья с более высокой ставкой (Mortgage), из-за опасений, что клиенты будут неспособны выплачивать ипотечные взносы и банкам придется забирать заложенную недвижимость (Foreclosure). При этом вырученные от продажи такой недвижимости средства идут на покрытие первичного кредита, а на вторичный их просто может не хватить. Несмотря на свое миллиардное состояние, с подобной проблемой столкнулся и Илон Маск. В отличие от среднего класса, под ипотечные кредиты у него были заложены акции компании. И так как эффективно продать их в текущих условиях невозможно, поскольку в этом случае он потеряет контрольный голос в Совете директоров, Илон Маск, по-видимому и принял решение отказаться от объектов недвижимости, которой владеет.

Между тем карантинные меры в США постепенно сворачиваются, люди возобновляют неформальные встречи, занятия спортом и т. п.

Что касается изменений в платежном поведении потребителей под влиянием пандемии, то в основном население предпочитает расплачиваться в безналичной форме, и всячески старается избегать операций с наличными из-за опасений, что банкноты могут являться источником заражения.

Удивительно, что в самый разгар пандемии жесткого требования ношения масок в магазинах не было. Сейчас же, на спаде пандемии, когда больше людей стали посещать торговые точки, маски стали обязательны. В случае если у покупателя нет маски, он может ее приобрести на входе в магазин по цене по 10-20 долларов без возможности выбора типа или качества, иначе его не пустят в магазин. Примечательно, что если ты зашел в торговую точку противогазе или водолазном костюме, это всех устраивает и маску покупать не надо. Сегодня маска стала не столько гигиеническим средством, сколько предметом обязательного социального этикета.

В условиях пандемии, конечно же, выиграла электронная коммерция. В Нью-Йорке, где каждый пятый житель уже имеет антитела к COVID-19, большим спросом пользуется курьерская доставка товаров из Amazon или сервис доставки еды из местных ресторанов DoorDash. Курьер оставляет заказ под дверью, оповещает заказчика и сразу же уходит. В Нью-Йорке потребители больше заказывают готовую еду, в Калифорнии – не боятся ходить за ними в магазин и готовят сами из свежих продуктов и овощей.

На фоне карантина в полтора раза выросли продажи алкоголя, большой популярностью пользуются развлекательные онлайн-ресурсы, обучающие и медицинские стриминговые подписные видеосервисы Netflix, Amazon Prime, Hulu (Apple TV менее популярен) и Zoom.

В свою очередь, весь сегмент HoReCa, включая гостиничный и туристический бизнес, находится в тяжелом положении. Государство активно оказывает поддержку авиакомпаниям, однако средств все равно не хватает и, весьма вероятно, что цена на авиабилеты после окончания пандемии заметно вырастет.

Отели и гостинцы получают поддержку через программу PayCheck Protection Loan – льготные займы для малого бизнеса, который сохраняет свой штат сотрудников и продолжает платить им зарплату. Если ТСП использует минимум 75% полученных кредитных денег на выплату зарплат в течение восьми недель, то обратно возвращать их государству не придется. Эта программа действует в сегменте малого и среднего бизнеса, но вполне возможно, что подобные инициативы также реализованы и для крупного бизнеса.

Судя по всему, по окончании пандемии основной стратегической задачей бизнеса будет вернуть докризисный уровень объема потребления. С этой проблемой уже столкнулся Китай, однако в США потребитель традиционно быстрее раскачивается после потрясений. Одна из возможных в этой ситуации стимулирующих потребление мер, по которому пошел Китай, – это раздача населению неких цифровых купонов на небольшие суммы, которые нужно реализовать в ТСП в течение короткого временного промежутка. Если купон не был использован, то он сгорает, после чего покупатель получает новый. Таким образом, стимулируется покупательская активность и возрождаются потребительские привычки, критично нарушенные в период пандемии.

Источник: PLUSworld.ru

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ