Размер эквайринговой комиссии требует трезвого комплексного подхода
По имеющейся в распоряжении портала PLUSworld.ru информации представители платежных систем, ритейла банков и регуляторов озвучили свою позицию относительно текущей ситуации с размером банковской комиссии.
В качестве примера успешной реализации законодательного снижения размера эквайринговой комиссии представители розничного бизнеса привели пример Европы, где законодательно закреплен размер торговой уступки 0,2-0,3%.
Действительно, при прямом сравнении с российскими реалиями, где размер комиссии, взимаемой с мерчанта эквайрером, является в каждом конкретном случае предметом коммерческих взаимоотношений между банком и ТСП и в общем случае колеблется в пределах 0–3,0% от оборота, может сложиться впечатление завышенности тарифов и возникнет желание использовать меры законодательного регулирования для приведения тарифов к уровню «просвещенной Европы». Подается эта мера как защита интересов малого и среднего бизнеса.
Однако самым интересным является то, что в своей аргументации представители торговых ассоциаций и крупных розничных сетей умолчали о том, что в Европе используется совершенно иная бизнес-модель, в рамках которой торгово-сервисные предприятия несут на себе расходы по поддержке эквайринговой сети, приобретению соответствующего оборудования, его замены, ремонта, обучения персонала и т. д. Стоимость таких услуг для малого и микробизнеса сопоставима с 5% от их годового оборота. Но готовы ли российские ритейлеры нести такие траты за обслуживание эквайринга, даже если торговая уступка снизится для них до «европейского» уровня 0,2-0,3%?! Этот вопрос звучит риторически, поскольку положительный ответ на него представляется более чем сомнительным.
Особо примечательным является то, что по данным экспертов банковского сообщества и платежных систем, наиболее активную позицию в продвижении идеи о снижении размера банковской комиссии проявляют представители именно крупного розничного бизнеса. Это более чем странно, потому что уже сегодня они обслуживаются по тарифам существенно ниже, чем среднерыночная ставка межбанковской комиссии. Например, размер эквайринговой комиссии для отдельных ритейлеров в двух ведущих платежных системах, оперирующих на российском рынке, составляет всего лишь на несколько процентных пунктов больше тех же 0,2-0,3% . Тогда становится понятным, что основная цель инициаторов попытки снижения эквайринговой комиссии – скорее всего, добиться еще более низкой ставки, которая предусмотрена для продуктового ритейла.
Также опыт Европы подразумевает, что в условиях жестоких ограничений дохода от своего платежного бизнеса банки стран ЕС вынуждены перекладывать расходы на клиентов. В результате граждане Европы из своего кармана оплачивают открытие и ведение счета, выпуск и обслуживание карты, финансовые средства на счету, (потому что во многих странах – отрицательные проценты на депозит). Это создает весьма существенную нагрузку на потребителя. Данная цифра может достигать 1 тыс. евро в год. Как нам кажется, российские потребители (то есть те самые наши сограждане в «интересах» которых и предлагается изменить существующую модель эквайринга) в предлагаемом варианте не будут готовы нести подобные траты.
При этом в рамках обсуждения ритейлеры подтвердили, что снижение тарифа на эквайринг не повлечет изменений ценовой политики ТСП.
В банковском сообществе также отмечают справедливость утверждении ведущих экспертов платежного бизнеса, прозвучавших на данном совещании в ФАС, что за пятнадцать последних лет проблема эквайринга регулярно обсуждалась, но простого решения найти так и не удалось. Действовать же по принципу, сначала зарегулировать, а потом бороться с последствиями регулирования – откровенно тупиковый путь.
Нужен комплексный подход – внимательно исследовать рынок, механизмы, с помощью которых банки формируют размеры эквайринговых комиссий и решать конкретные проблемы в тех случаях, когда они препятствуют развитию рынка.
В работе совещания приняли участие представители Минфина, Минпромторга и Банка России, представители отраслевых ассоциаций – АКОРТ, АКИТ и платежных систем «Мир», Mastercard и Visa, а также представителей крупных банков – Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка.
Напомним, что вице-премьер Дмитрий Козак по итогам встречи 26 ноября 2018 года с представителями крупных торговых сетей поручил Банку России, Минфину и ФАС до 1 февраля 2019 года проработать вопрос о возможности снижения комиссии за обслуживание расчетов банковскими картами в магазинах и подготовить соответствующие предложения.
По материалам PLUSworld.ru