Публичные облака в банках: типовые сценарии и место в мультиоблачной концепции
Но как обстоит ситуация с использованием банками публичных облаков? Этот вопрос портал PLUSworld.ru обсуждает с Максимом Березиным, директором по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы.
М. Березин: Пожалуй, в самом консервативном рыночном сегменте постепенно тает лед, и степень доверия к публичным облакам постепенно увеличивается. На Западе этот процесс идет активнее. Так, американский банк Morgan Stanley решил отказаться от собственной инфраструктуры и приступил к переезду в облако. Ранее о подобных планах заявляли BBVA и Goldman Sachs. В России о столь кардинальных переменах говорят только диджитал-банки, существующие относительно недавно и не использующие тяжелых, монолитных инфраструктур. В отношении классических финансовых организаций перспективы скромнее.
И, будем откровенны, такие банки вряд ли когда-то будут использовать публичные облака для поддержки 100% своих бизнес-сервисов. Дело в том, что традиционно порядка 15% всей инфраструктуры приходится на т. н. legacy – унаследованные системы, разработанные десятки лет назад. Перенести их в облаке крайне тяжело без дополнительных доработок, а те, в свою очередь, часто просто невозможны. Еще порядка 60% всей инфраструктуры – это фундамент для специфичных банковских систем со статичной нагрузкой. Как правило, их оставляют у себя в частном облаке либо же переносят на арендованное выделенное оборудование. Такой подход вполне оправдан. Традиционно облако лучше всего подходит для другого класса сервисов – приложений, нагрузка на которые сложнопрогнозируема либо серьезно меняется во времени. В остальных случаях экономически выгоднее применять модели потребления ресурсов, базируемые на гибридных формах.
PLUSworld.ru: Получается, что только четверть ИТ-систем стоит переносить в публичное облако?
М. Березин: По нашим оценкам, оптимальный показатель варьируется в пределах от 25 до 40% в зависимости от бизнес-задач и состояния инфраструктуры. Чтобы оценить точнее, необходимо провести обследование. Как правило, оно занимает 1-2 месяца, но позволяет получить исчерпывающую информацию о больных местах в инфраструктуре, проблемах с производительностью сервисов и систем, неэффективных тратах на ИТ. Часто результаты удивляют самих заказчиков. Так, ИТ-директор одного крупного банка, для которого мы проводили аудит при миграции в облако, неожиданного узнал о существовании новых для себя систем, о котором раньше даже не подозревал из-за разрозненности филиалов и отсутствия единого каталога ИТ-услуг.
Консалтинг как раз позволяет создать единую и непротиворечивую картину всех ИТ-сервисов, подготовить стратегию развития инфраструктуры и спроектировать целевое состояние систем, перенеся часть из них в облако.
PLUSworld.ru: В каких случаях целесообразно переносить инфраструктуру и сервисы в публичное облако?
М. Березин: На основе своего опыта мы выделяем топ-5 задач, которые наиболее успешно реализуются с помощью облака.
- Минимизация рисков при запуске нового продукта или при цифровизации существующего. При выводе на российский рынок своего digital-бизнеса крупная европейская банковская сеть выбрала наше облако в качестве технологичной основы. Фактически вся инфраструктура этого стартапа – от инфраструктурных сервисов до системы дистанционного банковского обслуживания – перенесена к нам для защиты инвестиций и возможности сосредоточиться на реализации профильной функции – разработки банковских продуктов.
- Ускорение time-to-market новых клиентских сервисов. Другой наш заказчик – крупнейший банк на рынке потребительского кредитования – стал использовать облако КРОК, чтобы ускорить работу над развитием агрегатора своих продуктов. Весь цикл разработки, включая развертывание тестовых зон, нагрузочные тестирования и вывод в продакшн, происходит в облаке КРОК. Выбор именно облака был обусловлен возможностью гибко управлять затратами на разработку без влияния на другие бизнес-процессы.
- Управление внешними подрядчиками за периметром собственной инфраструктурой. Банки часто привлекают внешних подрядчиков для развития финансовых технологий и ускорения своих бизнес-процессов. При этом необходимо «впускать» этих подрядчиков в локальную инфраструктуру финансовой организации, чему не всегда рада служба безопасности. Подобная история была в одном универсальном коммерческом банке, который решил отдать функции Service desk на аутсорсинг. Мы предложили разместить приложение, в котором консолидируются все заявки, в облаке, чтобы обеспечить работу с партнером вне периметра банка.
- решение проблемы устаревания оборудования и снижения производительности. End of service life оборудования (снятие с поддержки производителем) для критичных процессов грозит простоями и убытками – как финансовыми, так и репутационными. Если перенести в облако сервисы с динамической нагрузкой, можно одновременно повысить скорость их работы и снизить нагрузку на бюджет. И это легко представить в виде конкретных финансовых показателей: для одного нашего клиента мы подсчитали, что за 6 лет работы его приложения в облаке ТСО (совокупная стоимость владения) снизится на 19%.
- Гибкое управление нагрузками и обеспечение постоянной доступности бизнес-сервисов. Наконец, нельзя оставить в стороне задачу обеспечения надежности инфраструктуры и сервисов в периоды пиковых нагрузок. Как известно, изменение профиля этой нагрузки в локальной инфраструктуре без запаса мощности может привести к длительным перебоям в работе приложений. Облако страхует от подобных инцидентов, предоставляя нужный объем ресурсов, когда это необходимо, чем успешно пользуется еще один наш клиент – банк «ЮНИСТРИМ».
В заключение я хотел бы отметить – бизнес уже изменился под влиянием облачных услуг, благодаря которым удается эффективнее решать тактические и стратегические задачи организаций. Вне зависимости от объема потребления ресурсов в тех или иных банках можно с уверенностью сказать, что публичные облака уже заняли свою нишу в мультиоблачной концепции ИT, которая подразумевает использование и гибридной инфраструктуры, и ресурсов облачных провайдеров.
По материалам PLUSworld.ru