27.03.2018, 14:30
Количество просмотров 335

Amazon станет банком для более 70 млн клиентов. Кто следующий?

По оценке Bain и Co, в течение пяти лет количество счетов клиентов США, пользующихся банковскими услугами Amazon, может превысить 70 млн, что сопоставимо с числом клиентских счетов в третьем по величине банке страны Wells Fargo.
Amazon станет банком для более 70 млн клиентов. Кто следующий?

Недавно проведенный анализ последовал за сообщениями о том, что Amazon активно обсуждает с банками, в том числе с JPMorgan Chase и Capital One, вопросы разработки специальных банковских счетов для своих клиентов.

Банковский альянс позволил бы Amazon преодолевать регуляторные барьеры, а также экономить на межбанковских комиссиях и перейти на другие, более прибыльные финансовые продукты.

По мнению Bain & Company, предоставление возможности клиентам платить непосредственно со своего банковского счета Amazon, а не с помощью кредитных карт, позволит Amazon избежать уплаты ежегодных межбанковских комиссий на сумму свыше 0,25 млрд. долл. США.

Прогноз в 70 млн будущих клиентов указывает на то, что Amazon так или иначе привлекает на финансовое обслуживание практически половину своей клиентской базы. Именно столько респондентов недавнего опроса Bain заявили, что намерены покупать финансовые продукты у технологического гиганта в течение следующих пяти лет.

Оценить значимость данной тенденции для мирового и российского банковского рынка портал PLUSworld.ru предложил ряду наших внешних экспертов.

По мнению одного из наиболее авторитетных экспертов рынка, имеющего за плечами многолетний опыт реализации масштабных проектов в банковской рознице, мы становимся свидетелями вполне естественного процесса. Банки постепенно теряют свою исторически сложившуюся монополию на ведение счетов, расчетов и осуществление платежей, причем это происходит уже достаточно давно. И рано или поздно эту «плотину» должно было основательно прорвать.

Сегодня ведение счетов розничных клиента и осуществление платежей выполняется целым рядом небанковских структур. Например, в России карта «Тройка» используется для оплаты парковок – пример, отличающийся от инициативы Amazon разве что значительно меньшими масштабами.

Что же касается соответствия такой практике национальному законодательству, с которым она в ряде стран может входить в противоречие, то здесь поведение регулятора может быть двух вариантов. Либо он говорит небанковским структурам жесткое «нет», упирая на то, что ведение счетов – чисто банковская функция, и ее передача всем желающим грозит разрушить банковскую систему. Либо регулятор вежливо соглашается. Однако во втором случае ему надо быть со временем готовым разрешить осуществлять банковские функции всем желающим, а не только тому же Amazon. Таким образом, в случае с США можно ожидать, что процесс пойдет по нарастающей.

Чем могут ответить на это банки? Практически ничем. Как известно, у банка есть несколько столпов, на которых стоит его бизнес, и один из основных – глубокое знание клиента в результате сложившихся с ним давних, тесных и доверительных отношений. Сегодня этот столп уже не так прочен – Amazon знает своих клиентов не хуже, чем их собственные банки, а возможно – и гораздо лучше. Поэтому повод задуматься здесь действительно есть.

«В настоящее время все крупные универсальные банки начинают сталкиваться с конкуренцией со стороны технологических и телекоммуникационных компаний, – считает Алексей Маслов, сопредседатель Комитета по платежным системам Ассоциации банков России. – Новые игроки, которые уже предоставляют услуги в области платежей или заявляют о планах по предоставлению таких услуг – PayPal, Alipay, WeChat, Microsoft, UBER, Amazon, Facebook, Venmo, Sendy, Klarna, Zapp, Dwolla. Поэтому ряд крупнейших банков разрабатывают планы по модернизации своих продуктов и процессов для удержания клиентов – Сбербанк, BBVA, HSBC и многие другие. Международные и региональные платежные системы также активно развиваются, предлагая во многих странах новые варианты (форм-факторы) продуктов и новые технологии».

«Новость является давно ожидаемой – разговоры о создании Google-банка, Amazon-банка или Facebook-банка ходят уже много лет, – прокомментировал Виктор Достов, Председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов. – Драйвер этой идеи – попытка дополнительной монетизации аудитории через банковские услуги. На практике затея оказывается не такой простой – очень сильно отличаются пользовательское восприятие банка и, например, Facebook. Финансовые услуги ассоциируются с надежностью, утрированными процедурами безопасности, консервативностью. От соцсетей такого качества предоставления финансовых услуг не ожидают. Amazon находится в более выгодной позиции. Это торговое предприятие с понятными моделями встраивания финансовых услуг и с иным имиджем. Поэтому я думаю, что затея имеет шансы на успех, хотя чтобы она стала заметным вкладом в показатели развития Amazon – нужно проделать очень много работы».

По мнению независимого эксперта Андрея Грачева, «создание Amazon собственного банка событие во многом предопределенное. Во-первых, Amazon – платформа с огромным числом финансовых транзакций и контрагентов. За обслуживание всех этих транзакций сейчас платятся комиссии сторонним банкам. Очевидно, что масштабы бизнеса компании стали такими, что перенос обслуживания этих потоков в собственную банковскую структуру даст многомиллионную экономию на комиссиях. Вторым моментом является то, что Amazon стал экосистемой и накопил огромный массив информации о потребителях. Это дает возможность не только эффективно продавать, но и оценивать риски, связанные с различными категориями клиентов, в том числе и unbanked, что, в свою очередь, открывает возможности для их эффективного кредитования. В третьих, как только клиенты Amazon получат счета внутри системы, расчеты между ними и Amazon пойдут через собственную платежную инфраструктуру, то есть без уплаты комиссий традиционным платежным системам. Это еще больше повышает эффективность и конкурентоспособность Amazon как бизнеса и экосистемы в целом. В силу вышесказанного, приход Amazon в банковский бизнес выглядит очень логичным, ожидаемым и оправданным».

По материалам PLUSworld.ru

 

Читайте также:

 

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube