20.09.2017, 13:03
Количество просмотров 188

Удаленная идентификация в онлайн-кредитовании: станет ли панацеей развитие VR-технологий?

Проблема удаленной идентификации клиентов в финансовой отрасли является одной из самых сложно решаемых. Крупные компании финтех-сферы готовы вкладывать в решение этой проблемы большие средства, но поиск объекта вложений ограничен довольно узким кругом технологий, имеющих необходимый потенциал. Кроме того, положительный эффект вложений в развитие той или иной технологии не гарантирован.
Удаленная идентификация в онлайн-кредитовании: станет ли панацеей развитие VR-технологий?

Эксперты Аналитического центра сервиса "Робот Займер" рассказали о возможном решении данной проблемы, которое может находиться в технологии виртуальной реальности (VR). 

Сложность идентификации и последующих аутентификаций для компаний сферы онлайн-кредитования заключается в подтверждении подлинности и принадлежности документов клиента. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и существующие скоринг-системы с этой задачей справляются не в полной мере, заставляя экспертов рынка все чаще поднимать вопрос необходимости внедрения идентификации граждан по биометрическим признакам. Регулятор также осознает назревшую необходимость обновления технологий: в частности, стало известно, что пилотный проект по использованию дистанционной идентификации личности с помощью биометрии в банковской сфере стартовал. Если он завершится успехом, то к началу 2018 года технология станет доступна всем финансовым организациям. 

Биометрии недостаточно?

Предположительно, для полноценной удаленной идентификации биометрии будет недостаточно: в конечном счете, идентификационные признаки могут подлежать подделке и копированию. Вопрос достоверной идентификации будет по-прежнему разрешим только сокращением расстояния между кредитором и кредитуемым. И если в реальности подобное сокращение может означать только отказ от онлайн-технологии, виртуальная реальность открывает новые возможности приближения дистанционной идентификации к идеальной.

Круг сфер применения для технологии виртуальной реальности сегодня без сомнения широк: в настоящее время ее осваивают такие отрасли как видео- и киноиндустрии, медицина, образование, реклама, торговля и другие. В финансовую сферу виртуальная реальность пока не заходит, но подобное игнорирование гарантированно будет недолгим. К примеру, вполне вероятно, что в ближайшем будущем проблема дистанционной идентификации личности будет решена с помощью VR-аватаров клиентов.

На данный момент попыток создать полноценный аватар в виртуальной реальности, который бы обладал всеми антропометрическими и биометрическими параметрами человека, не предпринималось. Но наработки по этому направлению уже ведутся.

Так, существуют VR-соцсети, к примеру, FacebookSpaces, где аватар создается автоматически с помощью нейронной сети, использующей фотографии пользователя, размещенные на его странице в Facebook. А крупная соцсеть vTime от Google  позволяет создать аватар вручную. Но такие нереалистичные копии человека предназначены только для развлечения и другого практического применения не имеют.

Однако благодаря появившейся совсем недавно технологии Dood, разработанной 3D-сканирующей фирмой  Doob в партнерстве с компанией  High Fidelity, идея создать полноценный аватар человека и использовать его для удаленной идентификации личности уже не кажется фантазией. При помощи технологии Dood производится полное сканирование тела человека в средах высокой четкости. Затем полученную фотореалистичную 3D-модель можно использовать в различных целях, в том числе и для дистанционной идентификации.

Подобный 3D-аватар для большей защиты можно дополнить биометрическими параметрами объекта идентификации - голосом, дактилоскопией, идентичными сетчаткой и радужной оболочкой глаз. Соответствующие сканеры могут быть встроены в VR-оборудование: в частности, в некоторых флагманских смартфонах крупнейших производителей они уже присутствуют.

Отметим, что данный метод вероятно можно будет дополнить новейшей технологией нейроинтерфейсов, которую разрабатывает сейчас Neuralink Corporation Илона Маска. Технология позволит направлять импульсы человеческого мозга напрямую в компьютер. Слияние технологий решит проблему удаленной идентификации, однако по самым скромным подсчетам это может случиться не ранее, чем через 25 лет.

Это стоит того

На пути внедрения подобных технологий в жизнь и уходу финансового сектора в виртуальную реальность есть свои препятствия: технологическое несовершенство имеющегося оборудования, дороговизна его усовершенствования и отсутствие спроса на него у большей части населения. VR-технология начиная с 2012 года стала значительно более популярной, однако стопроцентное ее внедрение во все сферы жизни вряд ли будет достигнуто в ближайшее десятилетие. Во всяком случае, пока возможности технологии не смогут обеспечить эффект передачи достоверных характеристик объекта в режиме онлайн.

Кстати, по мнению специалистов Oculus, первоочередная задача VR-отрасли сегодня - оптимизация визуального качества. Представители Schell Games считают необходимым совершенствование технологии полноценной передачи тактильных ощущений. Отметим, что данные проблемы хоть и являются основными для VR-индустрии в целом, но на возможность удаленной идентификации личности оказывают не столь значительное влияние.

Гораздо большую роль в этом вопросе играет дороговизна VR-оборудования. Так, сегодня стоимость полного комплекта HTC Vive составляет  800 долл., OculusRift - 600 долл., а Sony PlayStation VR – 400. К этому необходимо добавить стоимость мощного ПК (либо консоли), поддерживающего работу с VR – от 40 тыс. рублей. Конечная стоимость возможности пройти идентификацию с помощью VR-технологии будет как минимум 75 тыс. рублей.

Бюджетный сегмент мобильного VR позволит снизить стоимость (и качество) комплекта для идентификации пользователя до 30-35 тыс. рублей. Это цена комплекта GearVR и подходящего по минимальным требованиям смартфона фирмы Samsung. Но недорогие китайские VR-девайсы вкупе с покупкой соответствующего смартфона обойдутся в сумму 10-12 тыс. рублей. Правда, такой комплект подойдет только для знакомства с VR и поставленную задачу идентификации решить не сможет.

Добавление к имеющемуся оборудованию сканеров, необходимых для биометрической идентификации, увеличит стоимость комплекта. Но и эта проблема решаема, если первичная идентификация будет проводиться в специализированном офисе. Второй этап аутентификации - с помощью пароля (или другого уникального идентификатора) и недорогого мобильного VR-устройства пользователь будет синхронизирован со своим аватаром.

Об уникальности

Еще одна проблема, которая возникнет при VR-идентификации – это уникальность и защита аватара. Несомненно, что аватар, «засвеченный» в VR (например, в любой соцсети) можно будет скопировать и создать клона. Чтобы избежать этого, вероятно, потребуется создать единую систему идентификации и аутентификации VR-аватаров наподобие действующей сейчас ЕСИА. Возможно, это будет единая система, которая охватит весь мир сразу, а не только отдельное государство. Это позволит упростить процедуру дистанционной идентификации и сделать ее еще более надежной.

При первичной очной явке в офис специальной службы человеку будет выдаваться пароль или другой уникальный идентификатор, который сведет на нет все попытки воспользоваться чужим аватаром. Возможно, каждый пользователь будет иметь даже несколько аватаров: для работы в VR – один, для развлечения – другой, а для максимально защищенной дистанционной идентификации – третий.

Существует еще один вариант – чипизация. В теории это позволило бы проводить 100% надежную удаленную идентификацию даже без аватара. Однако на практике мало кто добровольно согласится вшить под кожу чип –  на личной конфиденциальности можно будет поставить крест. 

Дело в “железе”

Любая инновационная технология, включая VR, обязательно встречает на пути к популяризации опаску и непонимание аудитории. Отсутствие массовой популярности приводит к низкому спросу и замедлению темпов развития VR-индустрии в целом - разработчикам не хватает необходимых инструментов и клиентской базы. Потенциальные потребители в свою очередь относятся к VR с недоверием, поскольку на слуху нет громких проектов.

Тем не менее, Институт современных медиа (МОМРИ) отмечает растущий интерес к использованию VR-платформ как в массовом, так и в B2B-сегменте. Но главным препятствием является нехватка информации об экономической эффективности VR, что автоматически означает необходимость  повышения аргументированности маркетинга. Впрочем, здесь потребуется лишь время. Достаточно вспомнить, как развивалась ситуация с мобильными девайсами, для массового внедрения которых потребовалось 20 лет.

В то же время в финансовой отрасли использование VR-технологии позволит увеличить надежность финансовых операций, уменьшить количество офисов компаний и максимально оптимизировать расходы. Снижение рисков может простимулировать уменьшение процентных ставок и, как следствие, - увеличение спроса населения на финансовые услуги. К тому же, применение VR (как и других инновационных технологий) скажется и на конкуренции в финансовой отрасли: компании, адаптирующие в работе новые технологии, займут главенствующие позиции..

Как видим, главное препятствие для внедрения технологии - стоимость оборудования для пользователя. Как только она снизится, мы станем свидетелями  качественного скачка популярности VR-технологии во всех областях человеческой жизни. Личное присутствие человека для многих процессов станет необязательным. И случится это в ближайшие 25-35 лет.

По материалам "Робот Займер", PLUSworld.ru

 

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube