Experian: карты, деньги и управление портфелем
Эксперты компании Experian провели анализ того как банковские менеджеры реагируют на новые экономические реалии, в том числе, резкие колебания валют, и как быстро в таких условиях они меняются характеристики розничных кредитных продуктов.
Результатами своих наблюдений с порталом PLUSworld.ru делятся начальник аналитического отдела Experian в России и странах СНГ Мария Чепурина и консультант по аналитическим продуктам Марат Абдукаримов.
В ситуации экономической нестабильности и высокой волатильности валютного курса, банкам иногда приходится в кратчайшие сроки менять характеристики розничных кредитных продуктов и использовать весь арсенал инструментов управления кредитным портфелем для того, чтобы минимизировать убытки для банка. Однако, внося существенные изменения как в условия для существующего портфеля и для потенциальных клиентов, риск-менеджеры зачастую не могут заранее предсказать результаты этих действий, полагаясь лишь на свою интуицию.
Экономические потрясения и связанные с ними резкие колебания курсов валют наблюдаются в России довольно регулярно – так, с 1997 по 2016 год курс доллара США к российскому рублю вырос примерно в 10 раз, при этом дневные колебания курса в 10-15% не кажутся чем-то необычным. В этой непростой обстановке банковские менеджеры должны быть готовы к любым неожиданностям и знать о том, к каким результатам может привести применение конкретных инструментов управления портфелем в условиях кризиса. К счастью, по прошествии времени у нас появилась возможность оценить эффект от экстренных мер, предпринятых крупными игроками российского рынка кредитных карт в декабре 2014 года, когда в банковском секторе произошли разительные перемены из-за резкого повышения ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В случае с аннуитетными кредитами (кредиты наличными, автокредиты и т.д.), в критической ситуации банк может влиять на свой портфель практически только за счёт изменений в политиках выдачи новых кредитов, поскольку условия по ранее выданным кредитам зафиксированы на весь срок жизни кредита. В то же время револьверные кредитные продукты помимо изменений в правилах выдачи новых кредитных карт, также предоставляют менеджменту банка свободу действий в управлении портфелем существующих кредитов.
Какие же рычаги управления есть в распоряжении у банков в отношении кредитных карт?
В отношении нового бизнеса банк может либо полностью прекратить выдачу новых кредитных карт, либо значительно ужесточить требования к потенциальным заёмщикам. Кроме того, банк может влиять на такие характеристики новых кредитов как процентная ставка и первоначальный кредитный лимит.
Что касается портфеля действующих кредитных карт, банк может либо полностью заблокировать карту в одностороннем порядке, либо применить более мягкие методы, например, повысить процентную ставку (если такая возможность была прописана в кредитном договоре), понизить размер кредитного лимита, а также внести изменения в другие, менее значимые параметры кредитного продукта.
Какие из этих методов были использованы российскими банками в декабре 2014 года?
По отношению к новым выдачам, можно с уверенностью сказать, что очень многие банки временно прекратили выдачи новых кредитных карт (в т. ч. по предодобренным предложениям), либо значительно ужесточили требования к заёмщикам, особенно в части предоставления подтверждающих документов. По данным Experian, количество новых кредитных карт, выданных в России в январе 2015 года, упало на 72% по сравнению с ноябрём 2014 года, что примерно в 3 раза превышает традиционное сезонное снижение спроса на кредитные карты после новогодних праздников. Несмотря на девальвацию рубля и рост цен на многие потребительские товары, средний кредитный лимит по новым кредитным картам, выданным в январе 2015 года, был на 15% ниже, чем по винтажу ноября 2014 года.
Однако, наиболее интересны именно действия банков в отношении существующего портфеля кредитных карт. По данным Experian, средний кредитный лимит по действующим револьверным продуктам упал за два месяца с ноября 2014 года примерно на 10%. Некоторые крупные игроки рынка кредитных карт предприняли агрессивные меры по снижению лимитов для существующих кредитных карт с целью улучшения своей ликвидности на фоне резкого оттока вкладов физических лиц. По информации РБК и Ведомостей, этим методом воспользовались банки “Русский Стандарт”, “Хоум Кредит”, “Связной Банк”, а также “МТС Банк”. Причем, в банке “Русский Стандарт”, входившем в пятёрку крупнейших российских банков на рынке кредитных карт, снижение лимитов коснулось примерно 20% клиентов, не активно использовавших кредитную карту за предыдущие 12 месяцев. Важно отметить, что в большинстве случаев лимит по ним был понижен до 5-10 тысяч рублей. В Связном Банке изменения были ещё более радикальными – снижение лимитов затронуло около половины всех действующих кредитных карт.
Что касается увеличения процентных ставок по действующим револьверным продуктам, то этот метод, напротив, не нашёл широкого применения. Помимо уже упомянутых юридических ограничений, банки не повышали ставки из-за опасений негативной реакции в прессе и оттока хороших клиентов. Кроме того, по кредитам с высокими процентными ставками применяются повышенные нормы резервирования, поскольку они считаются более рискованными с регуляторной точки зрения.
Стоит отметить, что подобные действия банков носят скорее тактический, чем стратегический характер, поэтому последствия таких решительных действий могут в долгосрочной перспективе негативно сказаться на их бизнесе. Так, по информации РБК, доля банка «Русский стандарт» на рынке кредитных карт упала с 15.8% (на январь 2014 года) до 10.8% (на январь 2015 года), при этом портфель сократился более чем на 18%. В последующие месяцы банк продолжил терять свою долю рынка, уступив второе место в России банку «Тинькофф». Согласно исследованию Frank Research Group, банки «Хоум Кредит» и «МТС Банк» показывали рост портфеля кредитных карт в первых 3 кварталах 2014 года, а потом сокращали объём бизнеса в 2015 году. Подводя итог, можно сказать, что несмотря на оперативные меры, предпринятые банками в ответ на радикальные перемены, произошедшие в декабре 2014 года, не всем из них удалось с помощью методов управления портфелем кредитных карт сохранить свою позицию на рынке в ситуации геополитической и экономической нестабильности.