7-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2016»: день первый
7–8 июня в Москве прошел 7-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2016». В этом году мероприятие впервые проводилось при поддержке Национальной системы платежных карт (НСПК).
За два дня работы ПЛАС-Форум посетили более 1200 зарегистрированных делегатов, что превышает показатель, считавшийся до сегодняшнего дня рекордным, – год назад делегатов было 1100.
Как показывают первые итоги мероприятия, банковский ритейл и платежный рынок в России не просто живы, но и активно трансформируются и диджитализуются, участники отрасли постоянно внедряют самые передовые технологии, находя им успешное применение в своем бизнесе.
В рамках двухдневной конференции перед участниками мероприятия выступили 51 спикер и 7 модераторов, включая экспертов национального и мирового уровня, которые осветили текущую проблематику и представили свое видение перспектив дальнейшего развития индустрии. По оценкам самих участников мероприятия, Форум 2016 года стал одним из наиболее интересных в плане персоналий, выступивших на нем с докладами и презентациями.
Программа конференции ПЛАС-Форума была разбита на 9 тематических сессий, каждая из которых посвящена тому или иному ключевому тренду платежной и банковской отрасли. При этом во второй день работы конференции две сессии шли в параллельных залах, собрав при этом максимальную аудиторию.
В первый день работы конференции ПЛАС-Форума в 4 тематических сессиях участники обсудили такие темы, как «Российская платежная отрасль в новых условиях. Куда идем?», «Банки и их конкуренты: перспективные модели развития финансовой розницы», «Диджитализация банков как ответ на перманентные вызовы», «Меняющееся технологическое окружение и банки».
Открывая своим выступлением первый день Форума, Владимир Комлев, генеральный директор НСПК, отметил, что в настоящее время подготовлены все спецификации по бесконтактному интерфейсу платежной карты «Мир». При этом он подчеркнул, что практически все элементы системы «Мир» – начиная от стандартов и заканчивая софтом – являются интеллектуальной собственностью российских разработчиков.
На сегодняшний день банками-партнерами НСПК уже выпущено около 100 тыс. контактных карт «Мир», и основная задача – расширение эквайринговых сетей. Гендиректор НСПК отметил, что инфраструктура по приему национальных карт должна быть подготовлена к взаимодействию с любыми решениями, и лишь после этого можно будет приступить к их массовой эмиссии. По его словам, с приемом в банкоматах контактных карт «Мир» проблем нет, удалось достичь необходимого уровня совместимости и для бесконтактных карт НСПК.
В июле 2016 года стартует пилотный проект, предусматривающий эквайринг, эмиссию, полноценный процессинг и тестирование разных режимов функционирования бесконтактных карт «Мир», в котором будут участвовать три банка – СМП Банк, Связь-Банк и МДМ Банк. В планах НСПК – после отработки всех нюансов предложить всем банкам готовое решение по приему бесконтактных карт для платежной системы «Мир» до конца 2016 года. При этом принципиально важно, подчеркнул выступающий, чтобы сеть эквайринга наращивалась опережающими темпами по сравнению с эмиссией карт.
В. Комлев продемонстрировал часы с бесконтактным чипом с загруженным прототипом приложения ПС «Мир». Позже в ходе ПЛАС-Форума с помощью таких смарт-часов была совершена первая тестовая бесконтактная транзакция по карте ПС «Мир» на носимом устройстве (подробности читайте в следующем номере журнала «ПЛАС» в обзоре выставочной части мероприятия).
Вторым важным вопросом, рассмотренным В. Комлевым, стало обеспечение безопасности CNP-транзакций по карте «Мир». По его словам, в настоящий момент используется временное решение НСПК на базе 3D-Secure стандарта Verified by Visa, которое обеспечило эквайерам и эмитентам возможность бесшовно пользоваться имеющейся инфраструктурой. В дальнейшем предполагается переход на независимый стандарт 3D Secure 2:0, разработанный EMVCo, членом которого является НСПК. Он подчеркнул, что переход на новый формат стандарта не должен вызвать каких-либо неудобств у участников рынка.
Наконец, по словам В. Комлева, до конца года будут разработаны спецификации ПС «Мир» для мобильных платежных решений. В частности, будет запущена платформа токенизации для обеспечения работы Apple Pay, Samsung Pay и других аналогичных сервисов мобильных платежей с картами «Мир». Также ожидается запуск платформы для поддержки мобильных спецификаций и мобильных приложений в рамках системы «Мир».
В заключение В. Комлев еще раз подчеркнул, что все решения являются отечественными разработками и полностью соответствуют потребностям платежной индустрии.
Владимир Салахутдинов, зам. генерального директора ФГУП «Почта России», член Наблюдательного совета Почта Банка, в своем выступлении сделал акцент на роли Почты России в создании безналичного общества. Ежегодно финансовыми сервисами Почты России в общей сложности пользуются 60 млн человек. Докладчик выделил три фактора замедления роста безналичных операций: ограниченность массовых предложений платежных инструментов, убедительно превосходящих традиционные способы оплаты, недостаток доверия к цифровым способам оплаты и к банковской системе в целом, а также ограниченность инфраструктуры.
Стратегия Почты России включает в себя ряд инициатив, направленных на популяризацию безналичных платежей. Во-первых, речь идет о создании Почта Банка, услугами которого, по словам спикера, смогут воспользоваться 95% населения России. В любом отделении банка будет в обязательном порядке предлагаться базовый набор банковских услуг, таких как ведение текущего банковского счета, оформление дебетовых и кредитных карт, денежные переводы, выдача кредитов и пр. Важно, что данный проект позволит устранить все три вышеперечисленных фактора, сдерживающих распространение безналичных платежей.
«С точки зрения и финансовой грамотности населения, и доверия к банковской системе мы считаем, что это как раз тот инструмент, который позволит сделать качественный прорыв», – подчеркнул представитель Почта Банка, предположив, что правильная реализация задуманного позволит качественно изменить ситуацию с проникновением банковских услуг.
Второй значимой инициативой Почты России является создание ГИС ЖКХ, в которой Почта России станет оператором системы. По словам В. Салахутдинова, с 1 января 2017 года в полном объеме заработает федеральная информационная система, в которой в том числе будет содержаться вся информация по начислениям за коммунальные услуги. По сути, Почта России создаст платформу, благодаря которой оплата коммунальных услуг станет столь же простой, как оплата мобильной связи: любой человек сможет легко узнать сумму своей задолженности и погасить ее.
Третьим важным проектом Почты России является участие в создании государственной электронной почтовой системы, что позволит получать юридически значимые письма по электронной почте и при получении производить оплаты пошлин, налогов и штрафов. Таким образом, подчеркнул выступающий, появятся новые факторы, повышающие заинтересованность людей в совершении безналичных платежей.
В заключение В. Салахутдинов выразил надежду, что путь к безналичной экономике, на который западным странам пришлось потратить 30–40 лет, российским участникам финансового рынка удастся пройти намного быстрее.
Александр Сотников, начальник главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального Банка Республики Беларусь, поделился с аудиторией опытом белорусских коллег в сфере цифровой трансформации банковских услуг. По его словам, примерно полтора года назад в НБ РБ было создано специальное управление с целью продвижения цифровых услуг в банковскую сферу. Первоочередной задачей управления стала разработка общей стратегии развития в тесном сотрудничестве с банками. В силу ограниченности ресурсов было выбрано четыре основных направления на ближайшие пять лет: межбанковская идентификация, открытые API, создание и внедрение стандартов в области электронного взаимодействия/безопасности, а также развитие конкуренции, в т.ч. посредством принятия закона о платежных услугах и диверсификации платежной и финансовой экосистемы.
Межбанковская система идентификации (МСИ), которая будет запущена в октябре 2016 года на базе ЕРИП (в ближайшее время стартует пилотный проект, в котором будут участвовать 10 банков), предполагает обязательное предоставление банками информации в МСИ, что, по словам выступающего, не будет являться нарушением банковской тайны, однако использоваться данная информация будет только с согласия клиента. Также он рассказал о новых правилах удаленной идентификации в банковской системе Беларуси, вступление которых в силу ожидается в ближайшее время: удаленная идентификации будет возможна при наличии у банка идентификационных данных о клиенте, полученных при его личном присутствии в данном банке, наличии идентификационных данных клиента в МСИ либо наличии данных о клиенте из действующего сертификата открытого ключа проверки ЭЦП ГосСУОК (Государственная система управления открытыми ключами). Он отметил, что при совершении сделок в электронном виде банки смогут сами определять на основе риск-ориентированного подхода минимальную и максимальную суммы одной операции, виды аутентификационных факторов в зависимости от суммы сделки, частоту и количество осуществляемых операций за определенный период времени.
В вопросах безопасности А. Сотников отметил важность создания FinCERT под эгидой НБ РБ, разработки информационной технологии сбора сведений об инцидентах, стандартов безопасности в области электронного взаимодействия, а также создания нормативно-правовых актов по противодействию противоправным действиям в области цифровых банковских технологий.
Говоря о создании открытых API, выступающий подчеркнул, что в этом направлении сейчас движется все банковское сообщество. По его словам, существует несколько направлений использования данных, и для каждого из них должен использоваться свой вариант API: открытый (курсы, АТМ, филиалы, новости, расчет кредитов/депозитов и т.п.), закрытый (платежный) и API для статистики/отчетности.
Далее А. Сотников рассказал о текущем состоянии платежного рынка Беларуси: по его словам, основными трендами являются стабилизация динамики развития платежной инфраструктуры в стране и все большее распространение чиповых, в т.ч. бесконтактных карт. Также он обратил внимание, что из 126 тыс. платежных терминалов почти 22 тыс. – мобильные, что свидетельствует о высоком потенциале рынка mPOS-терминалов. По мнению выступающего, доля безналичных расчетов в общем розничном товарообороте республики к 1 января 2021 года должна составить 40% (в настоящее время – 29,9%), что является очень хорошим показателем.
В заключение представитель НБ РБ озвучил некоторые элементы стратегии, связанные с такими показателями, как показатель эффективности в области продуктов и услуг, доступных через СДБО (Система дистанционного банковского обслуживания) банков, и показатель эффективности развития клиентской базы в СДБО. Например, в 2020 году через СДБО должно проводиться не менее 80% оказываемых банком услуг для юридических лиц (на 01.04.2016 – 64,1%) и не менее 75% – для физических (на 01.04.2016 – 60%). Число клиентов, подключенных к СДБО, к 01.01.2021 составит не менее 60% от общего числа клиентов – физических лиц и 80% – юридических.
Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации», рассказал о концепции оптимизации законодательства о национальной платежной системе, реализацию комплекса мер по которой планируется завершить к 2018 году. В числе стратегических целей концепции выступающий отметил развитие платежной индустрии в России, обеспечивающее ее высокую конкурентоспособность, в т.ч. на международных рынках, формирование благоприятного инвестиционного климата путем развития инновационных технологий и создание основ для экспорта платежных услуг; обеспечение необходимого уровня контроля за осуществлением платежей, а также формирование низких издержек и максимальной доступности платежных услуг и инструментов. Говоря о факторах развития платежной индустрии в России, Р. Прохоров отметил, что она является отраслью, связанной со всеми отраслями производства, торговли, выполнения работ и оказания услуг, что, с одной стороны, формирует устойчивый спрос этих отраслей на платежные инновации, с другой – привлекает особое внимание государства к возможностям и рискам платежной индустрии. В России уже достаточно долгое время развиваются основные платежные инструменты (карты, электронные деньги и т.п.) и институты (кредитные организации, процессинговые центры, агенты). Принятие законодательства о НПС, Стратегии развития НПС, построение централизованной инфраструктуры платежных услуг – Национальной системы платежных карт (НСПК) создали основу для формирования в России условий для всестороннего развития инновационных платежных инструментов и услуг.
В числе принципов разработки и реализации Концепции выступающий особо выделил обеспечение баланса интересов государства, провайдеров услуг и их пользователей в сфере платежей, в противном случае значительная часть игроков может уйти в «серую зону». Также он акцентировал внимание на создании условий для снижения себестоимости платежных услуг и стоимости их для потребителей, условий для снижения рисков как для участников платежной индустрии, так и для пользователей платежных услуг, а также на недопущении пробелов и неоднозначности в правовом регулировании.
Далее выступающий рассказал об основных направлениях и факторах реализации Концепции. Прежде всего он отметил, что вопрос совершенствования контрольной функции платежной индустрии по-прежнему остается неурегулированным. Имеющие первостепенное значение для стабильности финансовой системы страны требования ПОД/ФТ, банковского регулирования и надзора, налогового контроля и т. п. одновременно не позволяют развивать многие современные платежные механизмы и инструменты без внесения изменений в законодательство или нормативные акты Банка России. В результате платежная индустрия не может предлагать достаточное количество инструментов и механизмов, которые своим удобством и доступностью способствуют миграции потребителей из наличных расчетов в безналичные. Как следствие, фактически не в полной мере выполняются задачи, которые стоят перед государством. Тем не менее, по словам Р. Прохорова, качество ПОД/ФТ в последнее время значительно улучшается, что позволяет говорить о формировании в России защищенного периметра ПОД/ФТ, то есть совокупности субъектов, проводящих мероприятия ПОД/ФТ, без участия которых не может осуществляться никакая деятельность в России. В этом контексте становится очевидной важность развития единого идентификатора.
По словам докладчика, одним из ключевых препятствий для развития платежной индустрии является ограничение в организации двустороннего и многостороннего взаимодействия между участниками рынка при оказании услуг конечному потребителю. Ограничения связаны прежде всего с тем, что клиент, принятый на обслуживание одним участником рынка, имеющимися системами обработки информации воспринимается как другое лицо при его обслуживании еще одним участником рынка. Для решения данной проблемы можно было бы использовать электронные средства платежа в качестве инструмента для идентификации и верификации, допустить возможность отсроченной идентификации (т.е. идентификации, осуществляемой уполномоченным субъектом, только в случае, если возврат денежных средств или иного имущества осуществляется не тому лицу, от кого они поступили), а также развивать систему упрощенной идентификации (идентификации с использованием публичных баз данных).
В целях снижения внутренних издержек провайдеров платежных услуг Р. Прохоров предложил повышать вовлеченность плательщика в процесс формирования информации для осуществления платежа в пользу получателя, что позволит снизить риски, но при этом удобство использования ЭСП не уменьшится. Также он подчеркнул необходимость создания условий для использования счетов со специальным режимом с целью снижения рисков неполучения торгово-сервисными предприятиями денежных средств от платежных агентов и денежных средств, переводимых с использованием услуг банковских платежных агентов.
Большое внимание в концепции уделено вопросам развития саморегулирования деятельности субъектов платежной индустрии, внедрения стандартов и правил оказания платежных услуг, необходимости повышения профессиональной квалификации участников. Р. Прохоров особо остановился на предложении, направленном на оптимизацию процесса внедрения инновационных форм, форматов и способов предоставления финансовых, в том числе платежных, услуг, поскольку внедрение инноваций зачастую упирается в ограничения законодательства. В связи с этим предложено на законодательном уровне предусмотреть возможность проведения финансового эксперимента: правового режима, при котором определенный субъект рынка (участник финансового эксперимента) вправе отступать от действия ограничительных норм законодательства. Механизм применения такого правового режима подробно описан в концепции.
В заключение своего выступления Р. Прохоров выразил уверенность в активном участии слушателей в доработке и внедрении положений концепции оптимизации законодательства о национальной платежной системе в целях прорывного развития платежной индустрии.
Завершил первую сессию Павел Шуст, исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, с презентацией на тему «Стратегические перемены на платежном рынке: девертикализация, прямой доступ к счетам, трансформация карточных продуктов». Он обратил внимание участников конференции, что на сегодняшний день рынок достиг своего рода предела эффективности. Это выражается в снижении конкуренции между банками из-за высоких барьеров для смены банка, невозможности качественно повысить доступность финансовых услуг и снижении количества внедряемых инноваций. Несмотря на появление технологических инноваций, суть большинства продуктов и услуг при этом остается неизменной. В европейских странах на снижение конкуренции уже отреагировали регуляторы, выпустив Директиву о базовых платежных счетах (2014/92/EU), согласно которой вводятся унифицированные названия комиссий: в каждой стране будет создан специальный сайт, где можно сравнить условия обслуживания в разных финучреждениях. При этом процесс перехода клиента из одного банка в другой не должен занимать более 12 дней. Согласно Второй платежной директиве (2015/2366) информационные посредники смогут получать доступ к счетам клиента, чтобы совершать по его поручению переводы или агрегировать информацию об услугах в разных банках. Такого рода сервисы по инициации платежей (Payment Initiation Services) от имени клиента смогут составлять и удостоверять распоряжения о переводе, одновременно уведомляя получателя о платеже. Любая компания по инициации платежей сможет получить доступ к счету в любом европейском банке. В теории у потребителя будет выбор из множества посредников, однако, отметил выступающий, встает вопрос о том, каким образом обеспечить безопасность, и не превратятся ли посредники в новых монополистов.
Как функционал смартфонов подстраивается под потребности пользователей, так и финансовая индустрия должна развиваться исходя из потребностей своих клиентов, – подчеркнул П. Шуст. Современному клиенту необходим финансовый маркетплейс, своего рода «магазин опций» в дополнение к стандартному банковскому счету. Клиент банка сможет дополнительно выбрать себе, например, консьерж-сервис либо возможность перевода денежных средств в биткоинах. При этом, отметил П. Шуст, источниками дополнительных сервисов могут быть не только нефинансовые организации, но и сами банки, например, в контексте выдачи кредитов. Контролировать такие маркетплейсы будут банки, платежные системы, государство, а возможно и новые игроки, например, аналогичные Uber или Яндекс.Такси, при условии, что они смогут найти банки, готовые открывать свои API и разработчиков качественных сервисов-надстроек.
В заключение выступающий отметил, что роль связанных услуг станет постепенно снижаться: банковский счет останется базовой услугой, но число надстроек к нему будет расти. При этом банки не исчезнут, а смогут принимать участие в борьбе за потребителя наравне со стартапами.
Открывая вторую сессию, модератором которой выступил Игорь Стуканов, директор по развитию бизнеса INLINE Technologies, Сэм Блэквелл (Samuel Blackwell), исследователь-аналитик RBR (Retail Banking Research), поделился статистическими данными по эмиссии и эквайрингу платежных карт в Европе в 2016 г.
Так, по его словам, объем мирового рынка эмиссии платежных карт к 2020 году достигнет 17 млрд карт, при этом наилучшие показатели демонстрируют дебетовые и предоплаченные продукты. Эмиссия дебетовых и предоплаченных карт активно растет на развивающихся рынках, где они составляют более 80% от общей эмиссии. При этом на более зрелых рынках кредитные и charge-карты составляют более 40% всех карт. Рост эмиссии кредитных карт на развивающихся рынках тормозят неразвитые системы по проверке кредитных историй (кредитоспособности).
С точки зрения использования платежных карт, рост числа карточных платежей в странах Центральной и Восточной Европы ограничен медленным ростом числа торговых точек, при этом С. Блэквелл отметил, что российские банки активно стимулируют безналичные платежи посредством ряда программ лояльности и бонусов.
Европа, по его словам, является самым развитым рынком для бесконтактных карт в мире. Так, на конец 2014 года в регионе было эмитировано 223 млн бесконтактных карт, из них более 95% карт международных платежных систем Visa payWave и MasterCard и Maestro PayPass. При этом большинство бесконтактных карт локальных платежных систем эмитировано в Германии с брендом Girocard.
Примечательно, что доля РОS-терминалов с функцией приема бесконтактных платежей в 2014 году в Центральной и Восточной Европе была выше, чем в Западной Европе: 24% и 15% соответственно. Во многих странах Центральной и Восточной Европы более современное оборудование способствует переходу к бесконтактным платежам.
Также аналитик RBR сообщил, что локальные платежные системы более конкурентоспособны на развивающихся рынках, где они способствуют повышению доступности финансовых услуг. На более зрелых рынках некоторые локальные платежные системы, в том числе в Германии и Италии, держат сильные позиции на рынке посредством кобейджинговых проектов.
С. Блэквелл отметил, что в Европе на данный момент существует всего лишь два рынка, где увеличивается количество установленных банкоматов с поддержкой биометрической идентификации, – это Польша и Турция. Согласно статистике, количество таких банкоматов в Европе составляет всего 1%, при этом около 6% из них имеют NFC-ридеры. Таким образом, по мнению эксперта RBR, на данный момент инфраструктура для альтернативных методов верификации очень ограничена.
Обычным потребителям необходимо много времени для понимания, что новая технология безопасна и полезна. В качестве примера он отметил, что технология бесконтактных карт присутствует на рынке уже более 10 лет, однако некий реальный прорыв в использовании таких инструментов начался лишь 1–2 года назад. Также напомним, что пластиковые карты существуют уже 50 лет, и крайне маловероятно, что потребители перестанут использовать их в обозримом будущем. По его мнению, массовое применение биометрии будет возможно не менее чем через 10 лет.
Мария МилашевичО повышении роли безналичных платежей в России свидетельствуют результаты опроса «как потребители расходуют условные 100 долларов». Если в 2010 году 93% потребителей тратили их в наличной форме, то к 2020 году ожидается снижение данного показателя до 45% (в настоящее время – 69%).
Также М. Милашевич сообщила, что глобальный рынок электронных платежей составил 5,4 трлн долл. США в 2015 г., при этом ожидается, что в 2015–2020 гг. средний темп его роста составит 4,7%.
Одной из важнейших тенденций мирового платежного рынка, по ее словам, является формирование так называемого «цифрового потребителя». Такой потребитель при покупках использует возможности как обычной онлайн-торговли, так и мобильной и «социальной» коммерции. Доля розничной интернет-торговли в настоящий момент составляет 7,3% в мире, 9,2% в США и 3,2% в России, при этом в России имеется серьезная база для развития «социальной» коммерции – например, ВКонтакте на конец 2015 года было зарегистрировано 47 млн пользователей.
Также выступающая отметила, что 66% всех проданных телефонов в России в 2015 году – смартфоны (в мире – 77%).
Согласно данным Euromonitor, лидером в области мобильной коммерции на душу населения на данный момент является Южная Корея, при этом рост мобильной коммерции в мире в 2015 году составил 71%, в России – 78% в денежном выражении.
По словам М. Милашевич, в мире распространены два варианта использования мобильных платежей: удаленно и в точке продаж. Второй вариант, сообщила она, большой популярностью не пользуется, особенно в России. Так, 50% респондентов в России совершенно не заинтересованы в оплате мобильными телефонами в точке продаж (proximity), и только 1% всех мобильных платежей россияне совершают в магазинах (американцы – 11%). Прорыв в этой области, по словам выступающей, удалось совершить сети Starbucks, у которой 20% выручки генерируют именно мобильные платежи в точке продаж.
М. Милашевич также отметила опасность отказа от развития традиционных онлайн-продаж в пользу мобильных приложений: так, индийский ритейлер Myntra, закрыв свой интернет-сайт, в первый же месяц зафиксировал 10%-ное падение продаж. Как оказалось, 50% обладателей смартфонов используют менее пяти приложений в неделю. В итоге компания вернулась к традиционным онлайн-каналам продаж.
В заключение выступающая рассказала о проблемах c-commerce. В качестве ее недостатков она отметила слабое проникновение мобильного широкополосного доступа к интернету в развивающихся странах, серьезную конкуренцию со стороны традиционных онлайн-магазинов и пассивность старшего поколения – пользователей социальных сетей. Тем не менее, добавила она, 80% пользователей интернета являются пользователями социальных сетей, и игнорировать этот факт уже нельзя.
Александр Цуркин, директор дирекции процессинга банковских карт UCS, представил новые платежные и процессинговые решения UCS в условиях меняющегося рынка. В числе уникальных инновационных сервисов компании выступающий выделил эмиссию и эквайринг карт «Мир» (первая транзакция была обработана в процессинговом центре UCS в марте 2016 г.); обеспечение бесконтактных платежей Visa PayWave и MasterCard PayPass, в перспективе – бесконтактных платежей по карте «Мир», а также поддержку инновационных форм-факторов, таких как NFC-часы, брелки, стикеры, браслеты.
Основными драйверами развития инновационных решений на современном российском платежном рынке А. Цуркин назвал карту «Мир» и сервисы электронной коммерции и безопасного взаимодействия банка и его клиентов. Он подчеркнул, что безопасность и надежность всех операций в платежной системе «Мир» обеспечивается оператором – ОА НСПК и ЦБ РФ, на карты «Мир» будут перечисляться все бюджетные выплаты (льготы, пенсии, зарплаты работников бюджетных организаций). В перспективе, отметил выступающий, планируется запуск бонусной программы, интеграция с транспортными картами, а также различные кобейджинговые проекты.
А. Цуркин подчеркнул, что UCS обеспечила в установленные сроки перевод процессинга внутрироссийских операций сетей и банков-клиентов на процессинг НСПК. Так, год назад состоялась миграция транзакций по картам Visa и MasterCard, в феврале 2016 года – по картам JCB, а в апреле – AmEx и UnionPay. Также он сообщил, что UCS обеспечила в установленные сроки возможности эмиссии и эквайринга карт «Мир» банками-клиентами.
Далее выступающий отметил преимущества аутсорсинга интернет-эквайринга для банков, например, существенную экономию затрат на внедрение услуги в партнерстве с UCS, возможность для банка существенно снизить сроки и расходы на лицензионных и сертификационных процедурах в МПС, а также хеджирование операционных рисков за счет партнера при аутсорсинге оказания услуг.
В качестве примера безопасного взаимодействия с клиентами А. Цуркин привел действующую в UCS технологию «безбумажной» доставки ПИН-кодов клиентов различными каналами – банкомат, POS-терминал, IVR call-центра банка эмитента, а также SMS и WEB.
Отдельно выступающий уделил внимание технологии Host Card Emulation от GOOGLE, ставшей по факту трендом на рынке, позволяющим уже сейчас реализовать полносервисные продукты на мобильных платформах, и являющейся залогом перспективного развития отраслевого направления платежных инструментов.
Андрей Максимов, менеджер по развитию инновационных продуктов MasterCard России, рассказал о платежных инновациях в мире высоких технологий. Согласно приведенным им данным, количество мобильных телефонов и доля смартфонов среди них увеличивается в геометрической прогрессии. К 2018 году число пользователей смартфонов достигнет 2,6 млрд, а пользователи мобильных телефонов и планшетов будут совершать ежегодно 195 млн мобильных транзакций. Примечательно, что большинство потребителей уже сегодня уверены: платежи с помощью мобильных телефонов со временем вытеснят платежные карты (66%) и наличные (61%).
Эволюция платежных инструментов, когда-то начавшись с эмбоссированных карт, по словам выступающего, не заканчивается на мобильных решениях: на рынок постоянно выводятся новые продукты, предлагающие клиентам уникальные возможности поиска и оплаты товаров.
Границы между физическим и цифровым миром размываются, любое устройство, имеющее доступ в интернет, например, бытовые приборы – стиральная машина, холодильник и т.п., становится устройством, в котором есть функция оплаты. Потребители получают единый опыт совершения покупок с планшетов, телефонов, компьютеров. Кроме того, трансформируются привычные точки продаж: in-app оплата и мобильные приложения с привязанной к ним банковской картой меняют представление о повседневных покупках.
В этой меняющейся ситуации MasterCard предлагает платформу MDES – MasterCard Digital Enablement Service, которая позволяет совершать оплату еще безопаснее, с применением токенов. Платформа MDES обеспечивает работу современной цифровой экосистемы и позволяет использовать любое подключенное к интернету устройство для совершения и приема платежей. MDES заменяет номер карты на токен и передает его в цифровое пространство, например, в мобильные кошельки, безопасно связывает токен с номером карты во время обработки транзакции (с помощью криптограмм), играет роль центра, связывающего эмитента карты с цифровой средой и с разработчиками мобильных кошельков.
Андрей Максимов подчеркнул, что на этой платформе уже работают мобильные сервисы Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay. Так, держатели карт MasterCard могут использовать свои Apple-устройства для совершения бесконтактных платежей, а также интернет-платежей в мобильных приложениях торговых предприятий, при этом Android Pay интегрирован с технологией MasterCard Cloud-Based Payments. Также посредством технологии MasterCard Cloud-Based Payments уже сейчас известные банки в России и СНГ внедряют функцию бесконтактных платежей в популярных среди их клиентов приложениях мобильного банка.
Новые средства платежа все прочнее входят в жизнь потребителя. При этом мобильные приложения являются основным ключом к быстрым покупкам в физической и виртуальных средах, вбирая самое лучшее от привычных сервисов банков и цифровых кошельков.
Леонид Луо, бизнес-менеджер, международный бизнес-департамент, Shenzhen Xinguodu Technology, NEXGO, акцентировал внимание публики на особенностях работы Apple Pay в Китае (старт состоялся 18 февраля 2016 года). Он отметил, что Китай стал пятой страной в мире и первой в Азии, где заработал Apple Pay. Основными партнерами Apple Pay в Китае являются 19 коммерческих банков и платежная система UnionPay. Принцип работы Apple Pay заключается в считывании платежной информации с мобильного устройства компании Apple посредством технологии NFC с дальнейшей аутентификацией владельца через Touch ID. Данное решение рассчитано в первую очередь на проведение офлайн-транзакций в торговых точках с POS-терминалами, поддерживающими NFC.
Также выступающий рассказал о новинках компании NEXGO – POS-терминалах, разработанных с учетом возможности взаимодействия с Apple Pay и другими платежными системами, приход которых, по мнению Л. Луо, уже не за горами. Так, особое внимание он уделил возможностям мобильный терминалов G870 и G3 (последний – с полноцветным мультимедийным экраном), а также стационарному терминалу G810 и ПИН-паду G101 производства NEXGO.
Ольга Мартынова, руководитель отдела развития продуктов QIWI, поделилась с аудиторией взглядом компании на нынешние и будущие «платежные» предпочтения россиян. По ее словам, на рынке сейчас наблюдается т. н. смартфонизация онлайн-покупок, при этом среди пользователей Visa QIWI Wallet доля онлайн-покупателей составляет 41%, в целом по России – 19%. Наиболее популярными способами оплаты онлайн-покупок являются: оплата банковской картой в интернете, оплата наличными курьерами/в пункте самовывоза и оплата электронными деньгами. В этом контексте QIWI предлагает бизнесу воспользоваться своими решениями Direct Debit и e-Invoicing.
В случае Direct Debit пользователь оплачивает все свои выставленные счета, не выходя из мобильного приложения либо онлайн-площадки интернет-магазина, с использованием системы ДБО банка. Direct Debit позволяет привязать свой счет в банке к счету электронного кошелька Visa QIWI Wallet, его применение уменьшает количество необходимых шагов пользователя для проведения оплаты (в частности, у клиентов отпадает необходимость вводить реквизиты карты, что является дополнительным фактором защиты личных данных).
Второе решение – e-Invoicing – предназначено для тех клиентов, кто предпочитает проводить транзакции в банковском мобильном приложении.
Вторым важным трендом О. Мартынова назвала мобилизацию денежных переводов: согласно прогнозам, рынок денежных переводов электронных денег к 2020 году достигнет 500 млрд руб. В этой сфере у QIWI также имеются специальные сервисы для бизнеса: перевод денежных средств по номеру телефона, перевод через XML-шлюзы, а также переводы через систему CONTACT.
Третий тренд, озвученный выступающей, – автоматизация платежей. По ее словам, автоплатежами сейчас пользуются около 7% россиян. Наиболее популярными категориями являются оплата мобильной связи (76%), кредитов (25%) и домашнего интернета (18%). Она сообщила, что QIWI поддерживает различные виды автоплатежей для мобильных операторов, ЖКХ, транспортных карт, и в будущем планирует предлагать данную услугу для оплаты через ГИС ЖКХ.
Завершая сессию, Чжэньюй Менг, глава представительства PAX в России и странах СНГ, рассказал об инновациях компании PAX. Говоря об основных достижениях компании в 2015 году, спикер отметил высокий среднегодовой рост продаж POS-терминалов (41,4%), а также рост выручки от продаж (27%).
По словам Ч. Менга, в Северной Америке высокий темп роста отгрузок оборудования был обусловлен EMV-миграцией. Он сообщил, что в 2015 году в этом регионе было реализовано более 130 тыс. шт. POS-терминалов, в т. ч. новое интегрированное решение PX7 & PX5 для розничных сетей. Важно, что основные провайдеры Heartland и TSYS интегрировали решение PAX в свою розничную сеть.
Также спикер рассказал, что PAX был признан поставщиком номер один в сфере mPOS-решений в Бразилии: в прошлом году им было поставлено 1,3 млн мобильных терминалов, что на 920 тыс. больше, чем в 2014 году.
Ч. Менг сообщил, что в ключевых европейских странах компания уже получила все необходимые локальные сертификаты. В России, по его словам, решения PAX будут совместимы с картами всех работающих здесь платежных систем. В числе наиболее интересных проектов он выделил пилотный проект, реализованный компанией INPAS, официальным дистрибьютором решений PAX в России, в Московском метрополитене с использованием mPOS-терминала PAX D200. Предполагается, что в 2016 году данные устройства появятся во всех кассах метрополитена.
В Ульяновске на заправке используется мобильный ККМ IRAS S900 GPRS + WIFI, выдерживающий температуру от –25С° до +40С°, с которым интегрирован mPOS-терминал PAX S900 со встроенной фискальной памятью и электронной контрольной лентой.
Также представитель PAX презентовал ряд наиболее интересных решений компании: D220 mPOS – первый в мире сертифицированный mPOS без физических клавиш, оснащенный лишь сенсорным экраном, Q80 – настольный EFT POS-терминал с увеличенным объемом памяти и A920 – первый в мире мобильный терминал-планшет на базе сразу двух ОС – Android и собственной закрытой сертифицированной ОС вендора PAX Monitor (подробнее о данных решениях читайте в следующем номере журнала «ПЛАС» в обзоре выставочной части мероприятия).
В рамках третьей сессии ключевые эксперты рынка представили ведущие разработки и рабочие бизнес-кейсы в этом сегменте (модератор сессии – Алексей Катрич, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ, зам. гендиректора «Техносерв Консалтинг»).
Так, Алексей Маклаков, директор по интернет- и мобильному банкингу Touch Bank, рассказал о построении эффективного интернет-банкинга на промышленной платформе. По его словам, первая строка кода для сервисов Touch Bank была написана в апреле 2014 года, а первый коммерческий клиент начал обслуживаться в апреле 2015-го. Приступая к запуску проекта, его разработчики понимали целевую аудиторию и как ее предпочтения и ожидания влияют на состав и характеристики конечного продукта, однако при выборе конечного решения возникло множество вопросов: количество возможных клиентских сценариев перевалило за 250, и сразу стало очевидно, что нужно быть готовыми интегрироваться с большим количеством партнерских сервисов. По сути, изначальный замысел дистанционного банковского сервиса стал быстро трансформироваться в формат финансового супермаркета. Чтобы сфокусироваться на основных задачах, уложиться в сроки, но при этом заложить правильную основу для будущего развития, приняли решение искать способ быстрого старта на готовом решении с ключевым функционалом, при этом сразу закладываться на высокую степень его кастомизации уже в краткосрочной перспективе. Также принималось во внимание, что сервисы ДБО должны выполнять роль не только канала обслуживания, но и работать в качестве канала целевых продаж.
В иерархии, определяющей требования к ДБО, первое место было отведено созданию клиентских сценариев для целевой аудитории, на втором месте оказались бизнес-процессы, которые должны были поддержать разрабатываемый клиентский опыт. Вопросы инфраструктуры должны были решаться в третью очередь. В целом качественные требования к системам ДБО предполагали создание уникального пользовательского опыта, кастомизацию и короткий жизненный цикл изменений в продукте.
Таким образом, на этапе запуска банк сосредоточился на привлечении целевой аудитории и запуске ключевых клиентских процессов, на развитии бизнес-процессов и основного продукта. Было решено использовать все возможные каналы привлечения клиентов, ориентируясь при этом на новые сегменты рынка. Уровень кастомизации согласно стратегии банка должен быть высоким, продукт – полноценным банковским, а срок запуска проекта занял всего лишь 12 месяцев. В течение первого года банк работал только с внешними подрядчиками, после чего был осуществлен переход сначала на собственную техподдержку, а потом и на in-house разработку. Это позволило сократить цикл внедрения изменений, оптимизировать работу операционной поддержки и минимизировать риски полной зависимости от поставщиков. В настоящее время и разработка, и поддержка решения осуществляются исключительно силами собственной команды Touch Bank.
Промышленные решения, выбранные Touch Bank на этапе запуска, включали в себя фронтальную систему (Backbase), решение для ДБО (iSimple), а также ряд платформ от различных поставщиков для обеспечения процессов маркетинга, онлайн-продаж и аналитики. Мобильный банк изначально создавался как «нативное» приложение, никаких специальных решений для него не использовалось. При этом, отметил выступающий, ни одно из данных решений не разрабатывалось с нуля, все они дорабатывались вендорами под требования банка уже в ходе проекта. «Модель «Лего» оказалась весьма эффективной для быстрого запуска проекта», – отметил он.
В заключение А. Маклаков подчеркнул, что поставщики решений должны наращивать экспертизу не только в банковской сфере: они должны понимать принципы онлайн-продвижения и продаж, знать инструменты интернет-маркетинга, веб-аналитики и поисковой оптимизации, быть готовыми к тому, что особенности поддержки жизненного цикла клиента через интернет канал определяют основные требования к решениям, на которых строятся решения для дистанционного обслуживания.
Юрий Герасименко, руководитель сервисов Сбербанк Онлайн «Банка XXI» Сбербанка России, сообщил о запуске пилота мессенджера банка уже в августе 2016 года. По его словам, процесс вовлечения является важным фактором в борьбе за клиента, поскольку ценящий свое время клиент будет потреблять услуги именно там, где он его проводит.
Мессенджер от Сбербанка, подчеркнул выступающий, это не просто чат, а эффективный инструмент, который позволит пользователям решать свои рутинные проблемы – переводить денежные средства, отправлять сообщения, искать поставщиков услуг, оплачивать онлайн-заказы и пр. Форм-фактор мессенджера, по мнению разработчиков продукта, является идеальным способом предоставления такого рода услуг и инструментом коммуникации.
Сам по себе мессенджер, по словам Ю. Герасименко, – только часть платформы, включающей в себя также решение для совершения платежей и переводов, функцию «умный поиск» и маркетплейс. Касательно функционала платежей и переводов представитель Сбербанка сообщил, что в первой версии мессенджера они будут доступны только для клиентов банка, в следующих версиях к решению можно будет привязать карту любого российского банка или любой электронный кошелек.
Для витрины маркетплейса, рассказал Ю. Герасименко, привлекаются поставщики различных услуг, начиная от продажи различных билетов и доставки пиццы и заканчивая записью в салоны красоты. При этом деятельность всех поставщиков будет жестко контролироваться, и в случае регулярного поступления негативных отзывов их будут отключать от системы.
«Умный поиск» построен по следующему принципу: чат-бот в режиме простых сообщений с помощью уточняющих вопросов сможет подобрать клиенту интересующий его товар/контакт (например, в ответ на вопрос «как мне провести вечер?» программа уточнит: «один или с друзьями?»).
Ю. Герасименко подчеркнул, что банк стремится создать систему, каждый участник которой сможет найти свою ценность. Так, для бизнеса в платформе предусмотрен целый набор встроенных инструментов, позволяющих, например, учитывать заказы, платежи и переводы, подключать своих операторов-консультантов, использовать встроенные шаблоны ботов для автоматизированных продаж либо консультаций.
Исходя из того, что «максимально полезный» в настоящее время означает «максимально открытый», Сбербанк предлагает воспользоваться открытым API, чтобы независимые разработчики могли создавать интересные приложения как для бизнеса, так и для клиентов.
В заключение спикер сообщил, что данная платформа станет частью новой экосистемы Сбербанка, в ближайшее время, помимо мессенджера, появится также «Кошелек от Сбербанка» и ряд новых продуктов, суть которых пока не разглашается.
Ильдар Скрижалин, менеджер по развитию бизнеса Gemalto, ознакомил аудиторию с готовыми к внедрению новейшими технологиями мобильной аутентификации и идентификации. Он подчеркнул, что при всей своей незаметности технологии аутентификации позволяют решить множество задач, связанных не только с обеспечением безопасности, но и с удержанием клиентов, повышением эффективности работы с ними и даже привлечением новых клиентов.
Эволюция мобильной аутентификации, по словам выступающего, идет двумя путями. Первый путь – эволюция от инструментов аутентификации в физическом мире к их аналогам на мобильном устройстве. К такого рода решениям относятся PKI-сертификаты, которые прошли путь от USB-токенов к mobile-ID на SIM-карте и PKI в «облаке». Простые одноразовые статические пароли из бумажного списка эволюционировали в SMS OTP и Push OTP. Более сложный вариант – контекстные одноразовые пароли, генерируемые под конкретную транзакцию и исключающие угрозу класса Man in the middle (MITM). Изначально они формировались на специальных устройствах – автономных ридерах, далее были спроектированы карты с дисплеем, в настоящее время можно использовать мобильные токены. К сожалению, отметил спикер, в России пока не наберется и десятка банков, использующих данное весьма эффективное решение.
Второй путь развития мобильной аутентификации – появление новых решений, не имеющих аналогов в физическом мире. В первую очередь речь идет о возможности единой мобильной аутентификация для различных каналов банковского обслуживания. В центре такой системы находится приложение мобильного банка, с помощью которого можно подтверждать транзакции как в мобильном, так и в интернет-банкинге, а также при обслуживании в отделениях, при использовании банкоматов и киосков, мобильных кошельков и т. д. С помощью ПИН-кода клиент может подтвердить любую свою транзакцию. Решения Gemalto Ezio Mobile Secure Messenger и Ezio Mobile Protector, сообщил выступающий, позволяют организовать удобную мультиканальную аутентификацию. При этом используется принцип двух каналов: для совершения транзакции и для ее подтверждения.
Следующим новым трендом в мобильной аутентификации является биометрия и многофакторная аутентификация. Первый фактор – «что у меня есть». Цель Gemalto с этой точки зрения – помочь банкам сделать мобильное приложение доверенной средой. Для этого используется строгая привязка мобильного устройства к пользователю – клиенту банка. Второй фактор – «что я знаю»: в этом случае для аутентификации используется ПИН-код либо ПИН или пароль на стороне сервера. Здесь выступающий отметил, что Ezio Mobile поставляется с встроенным модулем безопасной работы с ПИН-кодом, а также может работать со сторонними поставщиками аутентификационных данных. Наконец, третий фактор аутентификации – «кем я являюсь». Для ответа на этот вопрос используются технологии распознавания лица и отпечатков пальцев, также ведутся работы над распознаванием голоса. Ezio Mobile поставляется со встроенным модулем поддержки отпечатков пальца, а дизайн схемы безопасности решения позволяет подключать сторонние биометрические сервисы. Спикер подчеркнул, что эти факторы аутентификации обязательно должны использоваться в комбинации.
Также И. Скрижалин рассказал о поведенческой биометрии, отметив, что клиенты по-разному относятся к вопросам безопасности транзакций: некоторые, например, предпочитают всегда использовать одноразовые пароли. Интегральное решение Gemalto позволяет использовать аналитику поведения потребителя в банковском приложении и механизмы адаптивной безопасности для определения репутации используемого им устройства и безопасности среды и, исходя из этого, аутентифицировать пользователя.
В заключение выступающий представил решения Gemalto для аппаратной аутентификации в исполнении для мобильных устройств Bluetooth Low Energy: картридер и МАК-токен.
Адам Беджицкий, региональный генеральный директор и вице-президент Verifone, презентовал «умные» терминалы как новую эру в сфере платежей. Как простейший мобильный телефон трансформировался в своего рода мини-компьютер, так и платежные терминалы прошли путь от аналоговых устройств для приема карт до «умных» терминалов, способных поддерживать сотни приложений и позволяющих получать больше выгоды от обслуживания клиентов. Платформа Verifone обеспечивает пользователям доступ к множеству приложений, прошедших сертификацию компании, что гарантирует их безопасность. Также Verifone предлагает использовать инструменты, помогающие компаниям контролировать все действия с терминалом: отслеживать, какие приложения чаще всего загружаются, и получать от этого дополнительный доход. ТСП, например, также могут вести онлайн-мониторинг транзакций, которые проводятся через каждый конкретный терминал.
Также, используя «умные» терминалы, компании могут предлагать своим клиентам дополнительные услуги, что будет означать не только дополнительный доход, но и поток новых клиентов. Таким образом, можно повысить свою конкурентоспособность и завоевать большую часть рынка по сравнению с теми, кто такие терминалы не использует.
По словам А. Беджицкого, компании могут снизить свои издержки за счет инструментов дистанционной сервисной поддержки: большинство проблем с неработающими терминалами, отметил он, связано не с техническими неполадками, а с некорректной работой некоторых приложений.
Еще одним преимуществом платформы Verifone является возможность быстрого вывода приложения на рынок, а также возможность использования услуг любого разработчика в любой стране мира.
Станислав Шилов, директор по продажам БИФИТ, рассказал о стратегии развития интернет-банкинга. По его словам, существует шесть критериев эффективности интернет-банкинга: usability, простота реализации требований бизнеса с точки зрения как временных, так и денежных затрат, функциональное наполнение, надежность и масштабируемость, безопасность, а также позиции в рейтингах, которые позволяют понять соответствие решений банков отраслевым стандартам. Если используемое в течение какого-то времени банком решение в итоге оказывается неэффективным, он может выбрать два пути: либо попробовать разработать собственное новое решение, либо использовать промышленную платформу. Аргументов в пользу построения собственного «нового мира» довольно много, в т. ч. истории успеха лидеров отрасли, текущее состояние признанных рейтингов, иллюзия снижения затрат и упрощение коммуникаций и оперативность реакции. Между тем, отметил выступающий, стоимость владения таким решением, как правило, примерно в 1,5 раза больше, чем стоимость поддержки промышленного решения. Кроме того, если даже «дешевле не значит лучше», возникают другие подводные камни, например, управленческие проблемы. Банку фактически приходится превращаться в ИТ-компанию с побочными эффектами в виде «пиковых загрузок» персонала и пр. Еще одной проблемой являются вопросы безопасности: если ими регулярно заниматься, банк сталкивается с регулярными вложениями без отдачи, если не заниматься, срок жизни решения составит не более 3 лет.
По мнению С. Шилова, банки успешно могут использовать промышленные платформы и при этом не налетать на различные подводные камни, если относиться к этому не как к внедрению решения, а как к реализации проекта, и использовать правильную методологию. Решение iBank 2 успешно применяется в крупных российских банках, например, в Банке Москвы. Проект ДБО для частных клиентов данного банка был запущен в 2003 году, с 2013 года банк стал делать стратегический акцент на ДБО с целью сделать его не альтернативным, а основным каналом продаж. В итоге был зафиксирован двукратный рост клиентской базы, а также упрочение позиций интернет-банка в рейтингах.
Выступление Дмитрия Бубнова, зам. генерального директора по развитию бизнеса «БПЦ Банковские Технологии», было посвящено обзору лучших технологических бизнес-кейсов, которые меняют мир. В первую очередь он предложил задаться вопросом: в какие области финансовых технологий прежде всего сейчас инвестируют глобальные лидеры? Согласно статистике, предпочтение по-прежнему отдается различным системам управления карточными продуктами, а также антифрод-системам. Наличие последних сегодня становится особенно актуальным для digital-банков: «чем больше в мире образованных в области IT людей, тем больше опасности для банков, что деньги их клиентов будут похищены», – заметил выступающий. По мнению Д. Бубнова, ни один банк в конечном итоге не использует в своем бизнесе чисто коробочный продукт, всегда есть некая особенность, которая делает банк уникальным на рынке, – именно это и позволяет ему быть конкурентным. Особенность ведения бизнеса, портфель продуктов и сервисов, целевая сегментация клиентов, корпоративная культура, наконец, – все это влияет на требования к информационным системам. Чем гибче эти системы, чем больше способны они адаптироваться и меняться в соответствии с бизнесом, тем эффективнее работа банка. Использование коробочных решений будет напоминать собаку, которая взяла длинную палку и не может пройти в дверь.
Представляя проекты, где БПЦ внедрила IT-решения, максимально подходящие к бизнес- ландшафту партнеров компании в различных странах мира, Д. Бубнов рассказал о работе с национальной процессинговой межбанковской системой Панамы TELERED. Проект по совершенствованию платежной инфраструктуры TELERED был реализован в несколько этапов. В течение первой фазы БПЦ внедрил решения SmartSwitch и SmartATM, входящие в состав семейства продуктов SmartVista. SmartSwitch, авторизационная подсистема управления транзакционными потоками, в сочетании с решением SmartATM осуществляют обработку операций, обслуживание и мониторинг сети банкоматов. SmartVista также обеспечивает взаимодействие с внешними интерфейсами платежных систем Banknet и Visanet. Благодаря широким технологическим возможностям решения SmartVista, TELERED смог реализовать свою долгосрочную стратегию, включающую модернизацию терминальной сети для поддержки карт EMV-стандарта, установку терминалов самообслуживания и предоставление держателям карт дополнительных услуг. Также была осуществлена поддержка сети POS-терминалов, интеграция с решением для интернет-банкинга, оплата коммунальных услуг, внедрение систем предотвращения мошенничества, мобильной коммерции и cash-менеджмент решения для банкоматной сети.
Другим важным проектом БПЦ стало сотрудничество с инновационным ливанским банком Bankmed, владельцы которого заинтересовались внедрением технологии HCE. Ключевым событием для Новой Зеландии стал проект запуска новой процессинговой платформы на базе SmartVista для крупнейшей торговой сети Warehouse Group. По его словам, решения БПЦ стали основой нового для компании бизнес-направления Warehouse Money, целью которого является предоставление финансовых услуг своим клиентам. В результате проекта потребителям были предложены новые карты лояльности: ко-бейджинговые карты с Visa с возможностью 5%-ного кэшбэка, а также специальные бонусные карты Purple. Также была запущена система управления программами лояльности на базе решения SmartLoyalty.
Спикер рассказал также о проектах с Государственным банком Маврикия (SMB) и кенийским оператором платежных услуг и «мобильных денег» Safaricom. Для последнего была разработана SmartVista CardProduction – система подготовки данных и персонализации независимых приложений, размещенных в памяти чипа карты, а также предоставлено решение SmartGuard, направленное на предотвращение мошенничества.
Игорь Васильев, генеральный директор АЛИОТ, рассказал о новых возможностях и горизонтах компании. Он напомнил, что основными направлениями деятельности АЛИОТ являются производство и персонализация карт, консалтинг в вопросах EMV-миграции, пре-эмиссии и пост-эмиссии, разработка программных продуктов, в т. ч. карточных приложений и апплетов, карточной ОС (SCOne), системы управления картами и приложениями, а также прикладного ПО в части нефинансовых сервисов. АЛИОТ входит в список рекомендованных НСПК производителей и персобюро карты «Мир», и компанией уже выпущены данные карты для 12 банков. В настоящий момент ведутся работы над созданием платежного приложения для карты «Мир» на ОС SCOne, что позволит АЛИОТ предложить банкам финансово эффективный продукт и избавить их от необходимости оплачивать решения сторонних компаний-разработчиков.
И. Васильев сообщил, что на операционную систему собственной разработки АЛИОТ – SCOne (Smart Card One) в 2015 году перешли большинство партнеров компании, и рассказал, что АЛИОТ стал первой компанией, установившей два чипа на одну карту в рамках проекта Visa и Альфа-Банка «Близнецы». Как подчеркнул выступающий, АЛИОТ активно сотрудничает с ведущими производителями чип-модулей в мире (NXP, Safran Morpho, Ubivelox), обеспечивая партнерам широкие возможности в вопросе выбора вендора и чип-модуля под задачи банка.
Поскольку АЛИОТ имеет широкую экспертизу в сфере реализации комплексных проектов, таких как программы социальных и транспортных карт, системы лояльности и пр., И. Васильев особо отметил социальную карту москвича нового поколения, оснащенную чип-модулем SCOne, дуальным интерфейсом PayPass и индуктивной технологией SPS для повышения надежности. Также функционал карты предполагает возможность использования электронной подписи, персональные данные владельца выгравированы лазером, что обеспечивает повышенную износостойкость карты. Кроме того, карта поддерживает транспортное приложение «Тройка».
Не менее интересными комплексными проектами стали социальная карта москвича с дополнительными кампусными приложениями, а также карта члена Ночной хоккейной лиги.
Также И. Васильев рассказал о комплексных проектах АЛИОТ для Казахстана, в т. ч. О проекте по реализации системы платных дорог (электронные билеты на банковских и небанковских картах, система лояльности и пополнение на устройствах самообслуживания и с помощью NFC-устройств) и проекте по созданию единого лифтового пространства, также со своей системой лояльности.
Четвертая, заключительная, сессия первого дня Форума была посвящена меняющемуся технологическому окружению и банкам. Модератором сессии выступила Мария Михайлова, исполнительный директор Ассоциации НПС.
Сами Зафар (Samee Zafar), партнер Edgar, Dunn & Company, рассказал участникам Форума о тенденциях в сфере электронных кошельков и мобильных платежей.
Согласно данным приведенного им исследования, рынок мобильных кошельков все еще находится в зачаточном состоянии, несмотря на значительные инвестиции в эту область. При этом большинство опрошенных предположили, что разработки различных вендоров будут какое-то время сосуществовать порознь, но в недалеком будущем рынок начнет консолидироваться.
В числе наиболее интересных решений С. Зафар отметил мобильный кошелек Starbucks, а также платежные системы Samsung Pay и Apple Pay, подчеркнув, что биометрическая аутентификация Touch ID делает использование Apple Pay абсолютно безопасным, и предположил, что опыт Apple станет стандартом для провайдеров финансовых услуг. Samsung Pay, которая год назад приобрела разработчика аналога платежной системы Apple Pay – LoopPay, использует в своем решении собственные технологии, которые позволяют использовать смартфон при оплате покупок на обычном POS-терминале. При этом, что примечательно, использование Samsung Pay является для банков бесплатным, в отличие от системы Apple: компания больше заинтересована в продаже своих устройств, чем в получении комиссии за транзакции. А вот решение Android Pay, являющееся по сути реинкарнацией Google-кошелька, спикер назвал неудачей стоимостью в 19 млн долларов.
Еще одним интересным трендом, по мнению С. Зафара, являются удаленные платежи и платежи для мобильной торговли. На этом поле наиболее активными игроками являются Venmo, P2P-сервис, управляемый PayPal, пользователи которого могут оплачивать покупки в других приложениях, используя этот сервис, а также Paym, система, которая позволяет каждому пользователю осуществлять все банковские переводы, которые ему необходимы, без необходимости запоминать длинный номер банковского счета или пароли.
В завершение С. Зафар подчеркнул, что будущее мобильных платежей – это платформы-мессенджеры. Такие решения уже очень популярны в азиатских странах, в частности, в Китае, где они уже практически превратились в полноценную платежную платформу.
Евгений Савельев, менеджер по работе с ключевыми клиентами Ingenico, представил новые бизнес-модели компании для российского эквайринга. Говоря о последних проектах компании, спикер напомнил, что Ingenico успешно реализовала прием карточных платежей на зимних Олимпийских играх Сочи 2014 и в том же году стала единственным поставщиком платежных решений для соревнований Formula 1 Grand Prix, которые ежегодно проводятся в Сочи.
Среди кейсов с ритейлерами Е. Савельев выделил проект с «АШАН Россия», который впервые в России начал использовать ПИН-пады iSC250 с технологией захвата и распознавания подписи, подчеркнув, что именно в АШАНе покупатели впервые приобрели опыт самостоятельного проведения транзакций благодаря интуитивному и понятному интерфейсу ПИН-падов iSC250.
Также он отметил проект с «Магнитом» по поставке интеллектуального ПИН-пада iPP320 с бесконтактным модулем и защитным козырьком, и проекты с РЖД, сетью СПАР, Гиперглобусом и ГИБДД во Владимире.
Отдельно выступающий остановился на особенностях эквайринга для малых торгово-сервисных предприятий. При классической эквайринговой схеме банкам выгоднее работать с крупными сетевыми ТСП, т. к. себестоимость поставляемого в них решения существенно ниже, чем себестоимость решений, поставляемых точечно в малые ТСП. Однако микромерчанты, хотя и являются условно нерентабельными клиентами, также требуют оборудования для приема карт к оплате. Решением данной проблемы является смена классической работы с клиентом на партнерскую. Для перевода неликвидных клиентов банка из статуса «убыточный» в статус «доходный» Ingenico предлагает схему, согласно которой банк направляет мерчанта в Ingenico для самостоятельного приобретения терминала, и там же, в Ingenico, терминал проходит все необходимые настройки для коммуникации с хостом банка-эквайера. В таком случае банк остается исключительно в статусе расчетного центра и просто получает доход с оборота мерчанта без дополнительных затрат на предоставление в собственность оборудования и его сервисного сопровождения.
Е. Савельев рассказал, что Ingenico как осуществляет продажу POS-терминалов ТСП, так и оказывает сервисные и консультационные услуги.
В случае приобретения мерчантом сервисного пакета Ingenico отправляет POS-терминал своему сервисному партнеру, который привозит оборудование клиенту и осуществляет ввод оборудования в промышленную эксплуатацию и последующее сервисное сопровождение.
Темой выступления Дмитрия Филимонова, зам. генерального директора SoftClub, стал мобильный мир клиента банков. По его мнению, базовыми возможностями мобильного банкинга, такими как вход «по отпечатку пальцу», поиск и оплата услуг, переводы, SMS-оповещения, пополнение счетов и погашение кредитов, уже никого не удивишь. Чтоб «зацепить» клиента, ему необходимо обеспечить, во-первых, персонифицированный подход и делать исключительно таргетированные предложения, во-вторых, обеспечить скорость и удобство обслуживания (переводы по номеру телефона, быстрые платежи в один клик и пр.). Идеальным решением с точки зрения такого клиента является то, которое позволит ему, например, открывать одним нажатием депозит, причем тот сразу же начинает приносить ему доход. Также банком должна быть обязательно реализована возможность онлайн-регистрации в приложении без необходимости посещения отделения банка. Сегментация онлайн-клиентов тоже имеет большое значение: например, отношение к VIP-клиентам должно быть одинаковым во всех каналах обслуживания.
Далее выступающий рассказал о проекте единого мобильного банкинга BankA, который объединил шесть белорусских банков. Задачей проекта стало обеспечение доступа ко всем картам, счетам, кредитам банков-партнеров, объединение денег клиента в одном интерфейсе и возможность свободно управлять банковскими продуктами и контролировать все финансы. Помимо стандартных финансовых и информационных сервисов в приложении реализована функция управления личными финансами, возможность привязки дисконтных карт и оплаты по QR-коду. Д. Филимонов обратил внимание аудитории, что данное решение также интегрировано с Apple Watch.
Мартин Хоуз (Martin Hawes), управляющий инженер по продажам в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) Thales e-Security, и Андрей Петров, начальник департамента процессинга Яндекс,Деньги, представили совместный проект по внедрению технологии бесконтактных платежей HCE. Проект был запущен 20 апреля 2016 года, по словам А. Петрова, решение является тиражируемым и может быть приобретено любым банком-эмитентом, желающим реализовать для своих карт поддержку HCE.
Для того чтобы воспользоваться данным решением, клиент должен авторизоваться в приложении, перейти в раздел бесконтактных платежей, заказать карту онлайн и получить по SMS ПИН-код, Карта моментально генерируется, и клиент может сразу начать ее использовать для проведения транзакций.
По словам представителя Яндекс,Деньги, пока еще существует ряд проблем, связанных с использованием новой технологии: так, пользователи иногда путают ПИН-код для карты из SMS и код доступа, который задают сами, не всегда определяется IMEI, не поддерживаются устройства без сим-карты, а некоторые POS-терминалы нестабильно считывают бесконтактные данные. В планах компании – перейти на спецификацию MasterCard 1.0+, подключить биометрию, подключить SDK для Windows, наладить сбор логов на сервере CMS и внедрить технологии геолокации.
Продолжая тему, М. Хоуз рассказал о преимуществах технологии HCE для банков. Он отметил, что уже выпущено и используется множество моделей телефонов на Android, поддерживающих HCE, кроме того, Apple Pay серьезно подогрела интерес к этому вопросу. В России на сегодняшний день 25% POS-терминалов оснащены функцией приема бесконтактных карт, а 75% смартфонов поддерживают NFC. Следовательно, вопросу внедрения HCE нужно уделять больше внимания, особенно с точки зрения обеспечения безопасности платежей. Выступающий отметил, что банки должны использовать многоуровневые системы защиты, динамические ключи, при этом не менее важно, чтобы ПО на мобильных телефонах также соответствовало требованиям безопасности. Не меньше внимания следует уделять безопасности процесса регистрации, безопасной отправке реквизитов на телефон, вопросу анализа рисков и управлению ключами и реквизитами.
В заключение М. Хоуз рассказал о возможностях использования Host Card Emulation с аппаратными модулями безопасности Thales, отметив, что данные решения устойчивы к взлому, имеют все необходимые сертификаты по безопасности, обеспечивают безопасные криптографические операции и надежное управление ключами.
Урсула Шиллинг (Ursula Schilling), директор по развитию бизнеса чип-карт и безопасности Infineon Technologies, рассказала, как превратить гаджеты и носимые аксессуары в платежные устройства. Согласно последним данным компании, в 2016 году число носимых устройств в мире составило 119 млн, к 2020 году прогнозируется рост до 340 млн, при этом число устройств с платежной функцией вырастет с 11 млн до 153 млн. Примечательно, что хотя к 2020 году 70% карт будут бесконтактными, EMV-карты пока остаются основой для развития систем мобильных платежей.
С ростом числа носимых устройств обостряется проблема обеспечения безопасности хранения личных данных на них: хакеры всегда будут стремиться получить доступ к конфиденциальной информации. Для защиты данных на смартфонах, постоянно работающих в режиме онлайн, рекомендуется использовать технологию HCE, а на носимых устройствах – встроенные элементы безопасности.
Также У. Шиллинг ознакомила аудиторию с основными положениями стандарта ISO 14443, который является ключевым для проведения мобильных транзакций на различных устройствах, и представила CIPURSE – открытый стандарт безопасности для транспортных приложений. Она сообщила, что для использования носимых устройств в качестве платежных инструментов уже существует развитая инфраструктура, а для хранения информации можно использовать множество различных безопасных форм-факторов, таких как SIM Secure Element, встроенный элемент безопасности, чип-модуль с дуальным интерфейсом и микро-SD Card Boosted NFC.
Говоря о решениях Infineon для защиты носимых устройств, У. Шиллинг отметила Infineon Boosted NFC Secure Element. Данный элемент безопасности отличается миниатюрным размером и при этом соответствует всем требованиям EMV, что позволяет легко интегрировать его во все форм-факторы носимых устройств.
Роберт Хайнц (Robert Heinz), владелец и генеральный директор SHC Stolle & Heinz Consultants GmbH & Co. KG, поделился концепцией прямого дебетования с гарантией платежа. Основными видами платежей, процедура осуществления которых была гармонизирована в рамках SEPA, являются стандартный перевод денежных средств со счета плательщика на счет бенефициара SEPA Credit Transfer (SCT), прямое дебетование SEPA Direct Debit (SDD) и платежи с использованием банковских карт (SEPA Cards). По его словам, метод прямого дебетования является очень популярным: так, в 2014 году по схеме Direct Debit было проведено около 22 млрд операций. Прямое дебетование SEPA позволяет ТСП снимать средства с банковского счета клиента, при условии, что тот предоставил ТСП подписанное поручение. Клиент подписывает поручение, которое дает ТСП право получить платеж, и поручает банку клиента осуществить оплату. При этом из платежной цепочки исключаются все субъекты, кроме потребителя и ТСП, что значительно снижает затраты на обслуживание транзакции. Для идентификации всех счетов в 32 странах/регионах SEPA используются номера International Bank Account Number (IBAN).
По мнению Р. Хайнца, прямое дебетование является весьма конкурентоспособным платежным решением, поскольку позволяет серьезно усилить позицию ТСП на рынке за счет предоставления ему продвинутого и экономичного метода платежа.
Одним из наиболее значимых моментов июньского ПЛАС-Форума стала представительная выставка специализированных бизнес-решений, оборудования и технологий ведущих российских и зарубежных компаний, которая в этом году стала еще масштабнее. Более 50 ведущих российских и зарубежных компаний представили свои продукты, решения и сервисы, а также информацию об успешных проектах и своих планах на ближайшее будущее. Репортаж с выставочной части мероприятия будет опубликован в следующем номере журнала.
Команда ПЛАС-Форума благодарит всех участников, делегатов, стендистов, спонсоров и партнеров за активное участие в мероприятии!