КЕЙСЫ
 
VEPAY:
эффективные платежные решения для малого и среднего бизнеса
В ситуации, когда экономике приказано выжить, наиболее пострадавшими оказались компании малого и среднего бизнеса. О том, как максимально эффективно выстроить дальнейшую стратегию, сократить операционные расходы, применив «умные» решения, в интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Валентин Озеров, директор по информационным технологиям компании VEPAY.
В ситуации, когда экономике приказано выжить, наиболее пострадавшими оказались компании малого и среднего бизнеса. О том, как максимально эффективно выстроить дальнейшую стратегию, сократить операционные расходы, применив «умные» решения, в интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Валентин Озеров, директор по информационным технологиям компании VEPAY.
ПЛАС: Какие особенности текущего периода с точки зрения ИТ-трансформации бизнес-процессов вы могли бы назвать?

В. Озеров: Сейчас любую финтех-компанию можно смело назвать ИТ-компанией. И если раньше процесс построения любой финансовой компании сводился к выстраиванию структуры и процессов офлайн-бизнеса и поиску ИТ-решений по сопровождению этих процессов, то сейчас уже ИТ владеет ключевой ролью по организации бизнес-процессов, инфраструктуры и информационных потоков. Ключевые метрики финтех-бизнеса уже меряются метриками ИТ: скорость обработки, скорость доступа, доступность сервисов.

Мир и технологии быстро меняются, и ИТ-структуры должны быстро подхватывать и внедрять современные решения. Аутсайдеры здесь не выживают. ИТ-системы становятся все сложнее год от года, сопровождение дороже, рынок специалистов заметно уже, поэтому сейчас особенно важно тщательно выверять принимаемые решения по выбору технологического стека.

Но нужно уметь отсеивать действительно важные тренды в финансовых технологиях и не вестись на модные, сугубо хайповые моменты. «Крипта», облачные технологии, большие данные, DevOps, блокчейн, искусственный интеллект, нейронные сети – важно первым узнавать, критически анализировать, быстро получать нужные компетенции и предлагать новые решения на рынке. Иными словами, необходимо быть в авангарде.

На российском рынке большую роль в ИТ стала играть политика. Приняты законы, влияющие на финтехрынок и на ИТ в целом. Закон о персональных данных, о краудфандинге, пакет законов о платежных системах. Все они так или иначе регламентируют работу ИТ.

Немалое влияние оказывает и усиление деятельности всякого рода киберпреступников. Это вносит в процесс дополнительные затраты по защите данных клиентов и активов компании.

Рождаются и новые технологические решения, отвечающие современным требованиям. Текущие решения компании VEPAY базируются на микросервисной архитектуре, используют брокеры сообщений, позволяющие обслуживать большой поток запросов. Также созданы стенды для разработки и тестирования, внедрен процесс доставки и разворачивания кода на продуктовый сервер, автоматизирован процесс тестирования, система мониторинга следит за всеми ключевыми метриками и информирует о внештатных ситуациях дежурные службы VEPAY, сервис поддержки клиентов «узнает» наших клиентов, через какой бы канал они к нам ни обращались, аналитики видят все маршруты информационных потоков и определяют их узкие места. Создан бэкап для всех ключевых процессов. К примеру, к системе VEPAY подключены несколько банков-эквайреров, позволяющих проводить финансовые операции. Исключение одного или двух из них не повлияет на работоспособность нашей системы.
В России переход многих компаний на удаленку прошел на удивление быстро и организованно
ПЛАС: Каким образом отразился на работе вашей компании активный переход многих структур в онлайн?

В. Озеров: В России переход многих компаний на удаленку прошел на удивление быстро и организованно. Для нас этот переход оказался практически бесшовным. Да, на первой неделе была заметна небольшая неорганизованность и просадка по скорости взаимодействия, но к началу второй недели и эти проблемы ушли. Сейчас все работают в прежнем режиме. Стали видны самоорганизованность и способность большинства сотрудников поддерживать тот же уровень производительности, что и в офисе.

ПЛАС: В 2020 году VEPAY заявляет о мощной работе с малым и средним бизнесом. Какие сегменты и направления вы намерены охватить?

В. Озеров: Мы сосредоточились на нескольких сегментах малого и среднего бизнеса. Это интернет-магазины, фитнес-клубы, образовательные платформы, аптеки, а также работа с маркетинговыми и рекламными агентствами в рамках партнерской программы. Для каждого из направлений VEPAY разработал функциональный, удобный и выгодный продукт.

С точки зрения ИТ важно, чтобы продукт был доступен с любой платформы, будь то браузер или смартфон, был интуитивно понятен, обладал высокой скоростью доступа, с грамотной и оперативной поддержкой, сотрудники которой владеют тематикой бизнеса и решают проблемы на языке клиента.

Прежде чем наполнить продукт формой и содержанием, аналитики проводят глубокое исследование сегмента и каждый раз убеждаются, что со временем проблемы наших клиентов не уходят, а замещаются другими, требующими новых подходов и решений.

ИТ-продукты для сегмента малого бизнеса прежде всего несут повышенные требования по нагрузке и доступности нашего сервиса. Ведь это массовый рынок, а значит, надо планировать и повышенный спрос на сервисы, и рекламные пиковые акции, и дополнительную нагрузку на клиентскую поддержку.

Особым требованием здесь выступает хорошая «упаковка» продукта, документация, удобное подключение и быстрый запуск. Ведь не секрет, что у малого, а порой и среднего бизнеса служба ИТ развита слабо или просто отсутствует. Значит, надо сделать так, чтобы технически неподкованный пользователь мог быстро обучиться и начать пользование системой.

Если говорить о наиболее быстрорастущем сегменте – онлайн-образовании, – то решение VEPAY представляет собой, по сути, готовый платежный виджет. С его помощью проще и быстрее оплатить услугу на сайте. Для тех, кто работает с клиентами на постоянной основе, есть возможность использовать регулярные платежи (услуга «автоплатеж»), а также холдирование средств, полные или частичные возвраты сумм. Существуют различные варианты оплаты – электронные кошельки, банковские карты, сервисы бесконтактной оплаты, оплата по ссылкам, с помощью QR-кода и т. д. При желании возможно создание акций и скидок для ваших клиентов, онлайн-кредитование для оплаты выбранного курса.

Для предпринимателей, работающих в сфере электронной коммерции и имеющих интернет-магазины, мы также предлагаем разнообразные и удобные способы оплаты. Это повышает как число лояльных клиентов, так и конверсию интернет-магазина. Для удобства клиентов, покупающих онлайн, мы разработали всплывающую платежную форму для мгновенной оплаты на сайте без перехода на дополнительный платежный шлюз. Это наиболее простой способ подключить оплату на сайте, используя разнообразные инструменты: банковские карты, сервисы бесконтактной оплаты, оплату по сформированному QR-коду или по счету. Возможно автоматическое формирование счета по заданным реквизитам.
ПЛАС: Ваша компания предложила некий новый способ финансового взаимодействия, а именно платежные ссылки. Что они представляют собой, это универсальный инструмент или они рассчитаны на определенные категории бизнеса?

В. Озеров: Платежные ссылки – еще один способ оплаты, когда клиенту надо выписать персональный счет. Для этого в нашей системе создается счет на оплату – вводится сумма, комментарий, email-адрес, затем ссылка отправляется по почте клиенту.

По переходу по ней открывается форма оплаты, после оплаты статус счета меняется на оплаченный.

Мы считаем, что данный вариант оплаты может быть интересен тем, у кого стоимость зависит от какого-либо параметра, скажем, от времени оказания услуги, или от какого-либо коэффициента. Т. е. стоимость услуги изначально не фиксирована, и ее нельзя положить в корзину.

Мы считаем такой инструмент универсальным способом оплаты для любой категории бизнеса, где есть необходимость персональной работы с клиентом.
Для предпринимателей, работающих в сфере e-commerce и имеющих интернет-магазины, мы также предлагаем разнообразные и удобные способы оплаты
ПЛАС: За последнее время мы слышали частую критику в адрес тех, кто не снижал стоимость эквайринга для малого бизнеса, и естественной реакцией клиентов из числа ритейлеров был уход к тем, кто мог предложить либо низкие тарифы, либо эффективные технологии платежей, позволяющие экономить. Насколько это затронуло ваш бизнес?

В. Озеров: Действительно, услуга эквайринга сейчас повсеместно распространена, и ее оказывают с высоким качеством и скоростью обработки платежа. Поэтому на первый план выходит стоимость самой услуги. И битва на этом рынке развернулась нешуточная. Подключение часто бесплатное, а конкуренция по комиссиям развернулась уже за десятые доли процента.

Чтобы держать низкие тарифы, прежде всего надо оптимизировать собственные процессы, уменьшить затраты на развитие и сопровождение, что является следствием изначально правильно выбранного технологического стека.

Но держать низкие цены на эквайринг для нас не является самоцелью, их надо рассматривать в комплексе других наших пакетных предложений. А это уже работа для наших первоклассных специалистов по маркетингу и продажам.
ПЛАС: Одним из сегментов, получивших за последнее время сильный толчок к развитию, стали онлайн-платформы. Какие решения здесь вы могли бы предложить?

В. Озеров: Облачный сервис – тренд последнего десятилетия. Когда мы создавали нашу платформу, то изначально закладывали в нее концепцию облачного оказания услуг. Для любого клиента доступно как продуктовое облако решений, так и тестовое, где подключаемый клиент может настроить свои сервисы на правильную работу с нашим API. Но, по правде говоря, сейчас любой сервис оплаты или платежную систему можно назвать облачным решением, они облачные по своей сути. Даже само понятие «облако» уже размылось. В облака ушли и каналы общения с банками, провайдерами, и другие решения. Процессинг платежа осуществляется в облаке. Поэтому не стоит специально акцентировать слова «онлайн» и «облачный» – мы уже давно там.

Для клиента это значит, что обслужить покупателя он может моментально. Физическое присутствие покупателя в банке не требуется.
Мы одна из первых компаний, которая предоставляет технологичное и комплексное решение для краудфандинга
ПЛАС: В 2020 году вы объявили о запуске сервиса для операторов инвестиционных платформ. В чем его главная задача, и как строится взаимо­действие с участниками этого рынка?

В. Озеров: VEPAY вышел на рынок операторов инвестиционных платформ в марте 2020 года. Ранее мы вели подготовку к запуску сервиса, соответствующего требованиям Федерального закона № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В данный момент могу с уверенностью сказать, что мы одна из первых компаний, которая предоставляет технологичное и комплексное решение для краудфандинга.

Решение VEPAY позволяет автоматизировать следующие процессы: открытие номинального счета, проверку документов и добавление бенефициаров к номинальному счету, движение денежных средств между расчетными и номинальными счетами, учет и движение денежных средств инвесторов и заемщиков площадки, пополнение счетов с помощью банковской карты в режиме онлайн. Мы также обеспечиваем помощь в интеграции и предоставляем в дальнейшем техническое сопровождение.

Краудфандинг – относительно молодая и перспективная отрасль бизнеса. Мы готовы оказывать поддержку и консультации для развития данного направления.
Тел.: +7 499 954 84 95
E-mail: info@vepay.online
vepay.online