Бесконтактный мир
История бесконтактных платежей берет свое начало с 1990-х
гг., с момента внедрения технологии RFID (Radio Frequency
Identification, радиочастотная идентификация). Первой страной,
внедрившей систему бесконтактной оплаты, стала Южная
Корея: в 1995 году сеульские власти запустили систему, ставшую
потом известной как UPass.
Одной из первых систем мобильной оплаты стала FreedomPay,
запущенная Bank of America в партнерстве с McDonald’s. Это
событие стало значимым для мобильных платежей и задало тренд
к сотрудничеству финансовых организаций с торговыми точками.
Бесконтактная оплата смартфоном с технологией NFC (Near-field
communication) впервые была протестирована во Франции в
магазинах Cofinoga и на парковках Vinci в октябре 2005 года.
А в марте 2008 года Eat стал первой сетью ресторанов, внедрившей
бесконтактную оплату.
Но по-настоящему масштабное распространение способа оплаты
смартфоном произошло с приходом сервисов, выпущенных бигтехами:
в 2011 году Google представил первую версию Google Pay,
в 2014 году появился Apple Pay, через год — аналогичные
сервисы от Samsung и Huawei.
Там, где не работает Google Pay или Apple Pay (а это почти
50% стран мира), преобладают QR-коды для оплаты и получения
денег, как, например, в Китае. В КНР этот способ наиболее
популярен в силу своей быстроты и доступности. Продавцам,
например, не нужно покупать техническое оборудование для
приема платежей, достаточно листа с распечатанным QR-кодом.
Китайский опыт интересен и тем, что там практически отказались
от наличных: приложение WeChat, которое начиналось как мессенджер,
позволяет проводить все денежные операции — перевод платежей,
оплату в обычных магазинах и интернете и т. д., — не покидая
приложения. WeChat
насчитывает 1,26 млрд ежемесячно активных пользователей,
основная часть которых приходится на Китай.