КЕЙСЫ
 

VisionLabs. В авангарде биометрических инноваций

О сегодняшнем дне и перспективах одного из самых высокоэффективных российских вендоров в сегменте компьютерного зрения и машинного обучения, технологии которого используют коммерческие и государственные структуры во всем мире, мы беседуем с генеральным директором VisionLabs Дмитрием Марковым.
ПЛАС: Расскажите о географическом пространстве, на котором работает компания, и о том, как вам удается масштабироваться.

Д. Марков: Компания VisionLabs — один из мировых лидеров в области создания продуктов на базе компьютерного зрения и машинного обучения. Мы реализовали более 500 масштабных проектов в 37 странах мира для клиентов из финансового, телекоммуникационного, транспортного и промышленного секторов, а также в сфере розничной торговли. В целом на сегодняшний день более 1,7 млн видеокамер по всему миру используют программное обеспечение VisionLabs. За этими цифрами стоят вполне конкретные масштабные кейсы и структуры. Например, мы создали систему контроля строителей олимпийских объектов в Японии, биометрическую систему безопасности в парижском аэропорту Шарль де Голль, сервис удаленной верификации клиентов в крупнейшем банке ОАЭ Emirates NBD. В России среди наших партнеров — Альфа-Банк, X5 Group, МТС и другие крупнейшие компании.

Стоит особо обратить внимание на одну из важных особенностей нашей компании, связанную с приоритетным развитием направления R&D, в которое VisionLabs инвестирует существенную долю своей прибыли. Подчеркну, что более 50 процентов наших сотрудников — это исследователи и разработчики — доля, которой может похвастаться не каждый крупный международный вендор. И это далеко не случайно — мы действительно уделяем много внимания постоянному улучшению и развитию наших продуктов. При этом все они основаны на собственных алгоритмах VisionLabs.
ПЛАС: Сейчас развитию биометрии в России уделяется большое внимание. Насколько защищены такие технологии для массового использования?

Д. Марков: Рынок биометрии в России продолжает активно развиваться. Основная цель применения таких технологий — создание цифровых сервисов, которые помогли бы нашему населению сделать повседневную жизнь проще. Главное, чтобы сервисы при этом были надежно защищены.

Биометрия и безопасность — синонимы. Невозможно разрабатывать биометрические системы без технологий их защиты. Основные виды спуфинга (spoofing) — это атаки представления, когда в камеру предъявляется фотография или маска вместо действительного лица человека. Мы разрабатываем различные алгоритмы Liveness для проверки витальности пользователя.
Биометрия и безопасность — синонимы
ПЛАС: Расскажите о последних разработках VisionLabs в области обеспечения безопасности биометрических систем.

Д. Марков: Наша последняя разработка в этой области — OneShot Liveness. Ее главная особенность — способность своевременно отследить попытку идентификационного мошенничества. Наше ПО справляется с этим менее чем за секунду, и всего по одной фотографии. Обычно такая проверка требует от пользователя дополнительных действий — улыбнуться, моргнуть, повернуть голову, чтобы подтвердить — перед камерой живой человек. Также для повышения точности используются инфракрасные камеры и камеры глубины. Наш OneShot Liveness работает с обычными RGB-камерами и всего по одному кадру, обеспечивая при этом защиту от самых сложных атак. А самое главное — пользователь даже не заметит этой проверки.

Надежность OneShot Liveness доказана на практике и подтверждена независимой мировой экспертизой. Версия продукта, которая сейчас находится в промышленной эксплуатации, прошла тестирование компании iBeta. Это крупнейшая международная лаборатория, которая проверяет устойчивость технологий защиты биометрических систем. Алгоритмы VisionLabs успешно прошли оба уровня, в том числе включающий в себя использование таких дорогостоящих фейков, как силиконовые и латексные маски. Во время тестирования было предпринято более 3300 попыток взломать OneShot Liveness, но обойти защиту не удалось. Все 100 процентов атак были предотвращены.

Это говорит о том, что любой продукт нуждается в тщательной проверке, сертификации, подтверждении своих качеств в ходе участия в международных независимых тестированиях. Для разработки конкурентоспособных продуктов необходимо постоянно сравнивать их с бенчмарками отрасли. Только так можно развивать решения, сравнимые с мировыми аналогами.

Как я уже отмечал, наша команда инвестирует значительные ресурсы в постоянное развитие технологий. На практике это означает, что мы месяцами можем проверять гипотезы, чтобы прийти к клиенту с уже готовым рабочим решением.

Такой подход приносит свои плоды. Например, в рамках крупнейших международных конференций по компьютерному зрению CVPR и ICCV алгоритмы liveness от VisionLabs три года подряд становились победителями в конкурсе Face Anti-spoofing Challenge. Также мы участвуем в независимом тестировании NIST, где алгоритмы распознавания лиц VisionLabs регулярно занимают лидирующие позиции.
Надежность OneShot Liveness доказана на практике и подтверждена независимой мировой экспертизой
ПЛАС: В чем конкретно для вас как для исследователей сегодня заключается технологический вызов рынка?

Д. Марков: Основной технологический вызов рынка биометрии сейчас — это детекция так называемых дипфейков (DeepFake), то есть изображений или видео, синтезированных нейронной сетью. Это может быть замена одного лица на другое, перенос только мимики или же полностью сгенерированное лицо несуществующего человека. В первую очередь дипфейки используются в сфере рекламы и кино, поэтому в их развитие вкладываются достаточно крупные суммы. Однако технология также может использоваться и для попыток обмана, поэтому важно разрабатывать средства для их распознавания.

Вопрос современной детекции дипфейков стоит достаточно остро. Причиной тому — два главных фактора: увеличение кейсов удаленного использования биометрии для авторизации или подтверждения операций в разных системах, а также стабильный рост объема информации в сети, а вместе с тем и количества самых различных фейков.

Наша компания разработала технологию для выявления фейкового контента. С помощью нейронных сетей детектор находит на видео замену лица или мимики человека, а также определяет сгенерированные лица. Решение препятствует распространению ложной информации в социальных сетях и мессенджерах. Мы также сотрудничаем с АО «Центр биометрических технологий», оператором Единой биометрической системы, в области развития технологий защиты от дипфейков. Совместная работа позволит развивать отечественные решения для отрасли биометрии, а также усилить существующие способы защиты биометрических систем. Полученную экспертизу можно будет использовать в рамках ГИС ЕБС.
ПЛАС: Одно из перспективных направлений биометрии — оплата по лицу, или биоэквайринг. Расскажите об опыте VisionLabs в этом направлении.

Д. Марков: Россия сегодня может по праву считаться флагманом развития мирового тренда на использование оплаты по лицу. Технология становится все востребованнее, появляются крупные проекты на транспорте, в розничных сетях. Биоэквайринг — это история про совмещение удобства, надежности и, конечно же, безопасности.

Внедрение биоэквайринга дает возможность не только оплачивать покупки по лицу, но и получать дополнительную клиентскую аналитику — возраст, пол, количество клиентов, их эмоции. Кроме того, биометрическая идентификация покупателя помогает усовершенствовать и персонифицировать программу лояльности. Это позволяет, например, предлагать индивидуальные скидки, демонстрировать релевантные акции или товары, и т. п. Такой подход обеспечивает контролирование продаж товаров с возрастным ограничением. Например, покупатели, не достигшие 18-летнего возраста, не смогут приобрести алкогольную или табачную продукцию.

Один из наших самых масштабных проектов — разработка сервиса биометрической оплаты по лицу с Московским метрополитеном, где VisionLabs выступила технологическим партнером. С помощью технологий компьютерного зрения пассажиры могут оплатить проезд по лицу — без использования проездных и банковских карт или мобильного телефона. Биометрию применяют более 320 тыс. пользователей, которые совершили свыше 67 млн проходов. Сервис работает на всех станциях метро и МЦК, речном транспорте и железнодорожных направлениях «Аэроэкспресса».

Кроме того, технологии VisionLabs используются во многих розничных сетях. Например, недавно сервис оплаты по лицу на базе наших разработок в X5 Group был масштабирован на 15 тыс. касс самообслуживания в 4100 магазинах торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток», также среди наших партнеров — «Магнит», «ВкусВилл», Cofix, «Папа Джонс», Prime и другие.
Россия сегодня может по праву считаться флагманом развития мирового тренда на использование оплаты по лицу
ПЛАС: Помимо биометрических технологий, какие еще перспективные направления можно выделить в компьютерном зрении? Какие планы у компании?

Д. Марков: Со стороны рынка также появляется запрос на обезличенную аналитику, связанную с человеком, — это так называемые human-centric технологии. Мы разрабатываем алгоритмы мультикамерного трекинга, которые дают возможность строить карты перемещения людей и определять зоны активности без использования персональных данных. Маршруты можно построить по каким-то деталям — силуэту, одежде или обуви человека.

У такой технологии широкий спектр применения — аналитика клиентских потоков, поиск потерявшихся людей, оптимизация пространства. Например, в отделениях банка или магазинах можно посмотреть, где больше всего времени проводят клиенты, как они двигаются, где останавливаются. И уже исходя из этого делать расстановку, разрабатывать сценарии.
Наши решения прошли испытания масштабированием и отлично зарекомендовали себя в сервисах, которые используются по всей стране. Команда VisionLabs готова к новым вызовам рынка, поэтому уверен, что впереди нас ждет еще больше интересных проектов.
Фотографии предоставлены компанией VisionLabs. Рекламный материал