КЕЙСЫ
 

Актуальное
импортозамещение
и первый российский
банкомат BFS

В сегодняшних непростых условиях компания BFS строит производство российских банкоматов мощностью до 15 тыс. устройств в год. По мнению руководства, именно этот проект станет отправной точкой перехода российского банкоматного рынка к реальной импортонезависимости. О целях и задачах данной инициативы, о том, каким будет первый банкомат российского производства, а также о ситуации на рынке в целом мы беседуем с Артёмом Жилоновым, руководителем и совладельцем BFS.
ПЛАС: В начале нашей беседы расскажите о тех принципиальных изменениях в работе с производителями и поставщиками ATM, которые последовали за обострением кризисной ситуации. Кто из партнеров в изменившейся ситуации выходит на первый план?

А. Жилонов: Очевидно, сейчас мы находимся в новой точке развития — западные компании приостановили свою работу в Росссии, образовался реальный дефицит устройств, запчастей, программного обеспечения и освободилась большая ниша. На данный момент 70−80% российских банков используют банкоматы производства западных вендоров, в общем количестве устройств — это порядка 60%. Конечно, на российском рынке не первый год представлены альтернативные производители из Японии, Китая и Кореи, однако их доля ощутимо меньше, и именно сейчас максимально остро встал вопрос о полной смене рыночной модели и в том числе о необходимости производства российских банкоматов.

Но эта ситуация не возникла неожиданно. Возможность таких рисков мы отмечали еще в 2014 году, на фоне санкций, последовавших за итогами референдума в Крыму. И мы, как основные партнеры американской компании NCR в России, еще тогда не могли не обратить на это внимание, всерьез задумавшись — как мы будем строить свой бизнес дальше, если уход западных компаний с российского рынка станет реальностью? Уже тогда такая угроза показалась весьма реальной, и мы приступили к активному поиску альтернативных поставщиков оборудования.

К тому времени на нашем рынке уже были представлены устройства от японского вендора OKI, а также корейского производителя Nautilus Hyosung. Логично, учитывая риски, мы начали переговоры с лидером азиатского рынка, «дочкой» китайского оборонного холдинга Guangzhou Radio Group — компанией GRG Banking. На тот момент она уже стала мировым лидером в части поставок устройств cash-ресайклинга, но была представлена преимущественно в азиатском регионе. И в 2016 году мы поставили на российский рынок первые банкоматы GRG. Продвигая продукцию китайского партнера, мы активно работали с российскими банками, в том числе с государственным участием, обращая их внимание на возможные риски, связанные с большой долей в их парках ATM-решений западных вендоров на фоне сложной геополитической ситуации. На тот момент нас услышали не все, внешнеполитическая обстановка несколько стабилизировалась, и вопрос для многих игроков, вероятно, отошел на второй план. Тем не менее был ряд банков, которые отнеслись с должным вниманием к нашему предложению и начали тестировать оборудование GRG. На сегодняшний день мы поставили устройства GRG целому ряду партнеров, включая Альфа-­Банк, Почта Банк, Тинькофф, МТС Банк, Росбанк, Ак Барс Банк, РНКБ, Банк Россия, ВБРР, Дальневосточный Банк. Благодаря большой проделанной вместе с коллегами из банков работе на сегодня мы имеем готовую сервисную сеть, которая покрывает всю Россию, есть четко работающая деливери-­модель и сертифицированные инженеры во всех регионах страны. Таким образом, мы полностью готовы к быстрому масштабированию количества устройств.
ПЛАС: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы сотрудничества с вашим китайским поставщиком?

А. Жилонов: Перспективы прекрасны! Guangzhou Radio Group — это крупный оборонный холдинг КНР. Соответственно, определенные риски у коллег меньше, чем у других производителей банкоматов. Российский рынок для GRG привлекателен и интересен, на данный момент это основной поставщик для нас, и, конечно, мы планируем наращивать объем поставок, чтобы полностью обеспечить актуальную потребность коллег из банков.
ПЛАС: Как в целом изменилась сегодня роль сервисной поддержки в банкоматном бизнесе? Поставки запчастей, сервис, трансфер технологий — кто выиграет в современной ситуации на этом рынке?

А. Жилонов: Очевидно, что с уходом западных компаний основная нагрузка ляжет в первую очередь на местных поставщиков мультивендорного сервиса. Вместе с тем в стране образовался дефицит оригинальных запасных частей, вендорских программных решений и средств диагностики. Сейчас победят те, кто умеет быстро и качественно выстраивать новые логистические маршруты как в части доставки оборудования, так и в плане организации взаиморасчетов. Наша компания уже решила эти актуальные вопросы.

Хочу отметить, что в плане сервиса наша стратегия — это комплексные решения, пакеты услуг, например, «банкомат под ключ» или «кассета как сервис». Мы исторически занимаемся логистикой устройств по всей территории России. А в пакете услуг «банкомат под ключ» мы полностью сопровождаем банк на этапе от осмотра места установки до поставки устройства, его подготовки, брендирования, установки на месте эксплуатации, возможной дальнейшей ротации. Мы несем ответственность за работоспособность устройства на всем цикле перемещения до места установки, а также за дальнейшее подключение его к банковской сети.
Аналогично для пакета услуг «кассета как сервис» — мы не просто ремонтируем кассеты для банка, но отвечаем за коэффициент достаточности работоспособных кассет в сети банка на территории его присутствия. Таким образом, мы идем в максимальный аутсорсинг, снимая с банков операционную и административную головную боль.
Артём Жилонов и Роман Рис — владельцы BFS
ПЛАС: Что происходит сегодня на рынке банкоматов в части импортозамещения? Расскажите о вашей инициативе по созданию первого российского банкомата.

А. Жилонов: По вопросу импортозамещения есть ряд постановлений правительства, а также соответствующие указы президента России. Руководство страны не первый год ждет реального импортозамещения как в экономике в целом, так и в банковском секторе в частности. Это касается как оборудования, так и программного обеспечения. Так, согласно постановлению правительства № 2014 от 3 декабря 2020 года доля банкоматов российского производства в общем объеме закупок банками с государственным участием должна быть не менее 20% уже в 2022 году. А в постановлении № 719 от 17 июля 2015 года четко регламентированы критерии отнесения банкоматов к товарам российского производства. Из ключевых: конструкторская документация на устройство должна принадлежать компании-­производителю; производство должно быть организовано на территории России, в устройстве либо должен использоваться процессор российского производства, либо его себестоимость должна быть не менее чем на 55% сформирована в денежном выражении из российских комплектующих.

В настоящее время BFS при поддержке Министерства промышленности и торговли реализует комплексный проект по разработке и подготовке к серийному производству линейки российских банкоматов с использованием доверенного управляющего модуля на базе отечественных микропроцессоров архитектуры «Эльбрус».

Известный факт, что в себестоимости банкоматов более 70% — это модуль валидации и рециркуляции валют. Еще на этапе формирования проекта мы оценили, что для импортозамещения данного модуля понадобится значительно больше времени, поэтому на первом этапе мы пошли путем использования российского процессора. Мы считаем данный подход более перспективным, так как технология обкатана. Следующим этапом планируется дальнейшая локализация. На данный момент проект в активной стадии реализации, мы строим завод площадью 5,5 тыс. кв. метров с возможностью производства порядка 15 тыс. устройств в год. Нам удалось собрать отличную команду конструкторов, разработчиков ПО и других уникальных специалистов. Мы видим в этом проекте новую важную точку перехода к реальной импортонезависимости в нашем сегменте. Массовые поставки российских банкоматов планируется начать уже в первом квартале 2023 года. Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, мы продолжаем инвестировать в проект и существенно расширяем нашу команду профессионалов во всех направлениях.
ПЛАС: Какие комплектующие будут использоваться при создании российского банкомата?

А. Жилонов: Что касается комплектующих, сейчас мы по большей части рассчитываем на российские и китайские комплектующие GRG Banking. И в этом есть большой плюс, ведь за предыдущие шесть лет мы проделали огромную работу в части поддержки и реализации сервисного обслуживания решений GRG на всей территории России. Таким образом, наши российские банкоматы будут с самого начала обеспечены квалифицированной сервисной поддержкой по всей стране.

Повторюсь, мы используем в наших устройствах процессоры «Эльбрус» с собственной архитектурой и средствами защиты. Помимо этого, наша компания является разработчиком терминального управляющего ПО для устройств самообслуживания, а также прикладного ПО, которое реализует массу дополнительных сервисов в удаленных каналах обслуживания клиентов. Все наши решения мы реализуем под управлением операционной системы Linux. Это, на наш взгляд, и есть реальное импортозамещение и реальное повышение кибербезопасности.
ПЛАС: Какое развитие за последние годы получил такой тренд, как Branch Transformation? Какие решения предлагает BFS в этом направлении?

А. Жилонов: Мы активно реализуем подобные сервисы на аппаратных комплексах нашего партнера — компании GRG с использованием собственного программного обеспечения — омниканального видео call-центра, в который можно «стучаться» как с устройств самообслуживания, так и из других каналов, таких как интернет-банк, мобильный банк, сайт банка. Важным преимуществом является тот факт, что наше решение умеет поддерживать дополнительное оборудование, такое как сканер паспорта, принтер, сканер для бумаги, средство выдачи или печати карт. Таким образом, устройство оборудовано всеми востребованными сегодня средствами идентификации клиента и способно обеспечить документооборот с моментальной выдачей карт, консультациями, кросс-­продажами и всем остальным, что нужно банку и его клиентам в точке продаж. На сегодня мы имеем готовый аппаратный комплекс, собственное ПО и уже несколько успешных реализаций в банках.

Безусловно, банки хотят выходить на новые территории, стремятся быть представлены максимально широко, но открывать новые отделения бывает порой экономически невыгодно. «Легкий» формат офиса, на наш взгляд, будет востребован при условии возможности работы с новыми для банка клиентами удаленно, без присутствия сотрудника банка. Конечно, на сегодняшний день есть ограничения по 115-ФЗ: для открытия счета новому клиенту должен быть представлен оригинал паспорта сотруднику банка. Но мы пошли на опережение, запустив проект в финтех-­песочнице Банка России по удаленной видеоидентификации.
Массовые поставки российских банкоматов планируется начать уже в первом квартале 2023 года
ПЛАС: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте. Каковы планы компании по развитию данного направления?

А. Жилонов: Ранее в этой песочнице уже тестировался подобный проект, по результатам которого были выявлены актуальные риски, участники тестирования пришли к выводу, что каналы связи не защищены и есть риск утечки персональных данных. Кроме того, паспорта, которые предполагалось показывать на камеру, легко подделываются, поскольку качество изображения довольно низкое, и т. д.

Мы предложили принципиально новый подход: консультации с клиентом и его видеоидентификация проводятся на устройстве через канал связи, закрытый в контуре безопасности банка, проверка паспорта происходит в специализированном устройстве, которое сканирует его в 4−6 проекциях, что гораздо более надежно, чем, скажем, когда операционист подносит документ под «синюю лампу». В ЦБ согласились с тем, что такой подход снимает риски и решает задачу.

Сейчас этот проект находится на стадии согласования. Если его утвердят, экспансия подобных каналов работы с клиентами в ближайшие несколько лет может быть масштабной.
ПЛАС: Как вы в целом оцениваете перспективы развития дистанционных сервисов на ближайшее будущее?

А. Жилонов: Пять лет назад мы были в рабочей поездке в Иране и обратили внимание на следующее: страна, которая долгое время была в изоляции в результате санкций Запада, сумела осуществить стремительный прорыв в банковских технологиях, ощутимый в масштабах всего мирового рынка.

Надо отметить, что в части банкинга, в части банковских розничных технологий и продуктов Россия и так была в числе фаворитов, на сегодняшний день мы по целому ряду направлений опережаем весь мир, поэтому нынешняя санкционная ситуация, с учетом нашего потенциала и наших ресурсов, должна дать, на мой взгляд, значительный рывок. А мы, как и другие производители решений для банкинга, должны сделать максимум для того, чтобы дать нашим клиентам еще больше свободы и еще больше востребованных технологичных сервисов, используя нынешнюю ситуацию как переход к следующему шагу в направлении цифровизации.