Видимая и
подводная часть айсберга
PayControl обладает еще одним убедительным преимуществом,
а именно — простотой. Простота встраивания в цифровые каналы
банка, простота подключения клиентов к системе ДБО, простота
формирования мобильной подписи транзакций и документов на
смартфоне пользователя — все это «видимая часть айсберга».
И именно упомянутая простота иногда приводит некоторых экспертов
к мысли «сэкономить» и разработать аналогичное решение самостоятельно.
Однако они забывают, что видят лишь надводную часть «айсберга»
под названием PayControl, забывая о сложных решениях, составляющих
его платформу. А также — о необходимости разработки такой
платформы и поддержании ее в актуальном состоянии.
Начнем с того, что сам по себе продукт PayControl — сложное
комплексное решение для формирования криптографической электронной
подписи, которую не заменить «простым прикладыванием» к
документу значения ID-сессии, «простым прикладыванием» к
нему данных пользователя, считанных посредством Touch ID,
и Face ID, или «автоподстановкой» одноразового кода из SMS-сообщения
либо push-уведомления, и уж совсем точно не заменить «простым
нажатием» кнопки «Подписать», которое не влечет за собой
вообще ничего.
Мобильная подпись PayControl является результатом криптографических
преобразований подписываемой информации (реквизитов конкретной
финансовой транзакции или электронного документа), она формируется
с использованием асимметричных криптографических алгоритмов
и уникальных характеристик конкретного смартфона. Ключи
электронной подписи и ключи проверки электронной подписи
определенным образом вырабатываются, защищаются, шифруются,
к ним также определенным образом организуется доступ их
владельца. Таким образом, PayControl реализует такую электронную
подпись, которая раньше была возможна только на стационарном
компьютере с установленным криптопровайдером и USB-токеном.
Во-вторых, продукт PayControl — это не просто «подписалка».
Он включает в себя набор функциональных модулей: мобильной
электронной подписи, разбора конфликтных ситуаций, push-информирования
о транзакциях, а также дополнительной биометрической аутентификации
клиентов, раннего предотвращения мошенничества. Из этих
«модулей» каждый банк и собирает свой уникальный сервис.
Обычно объем внедрения определяется потребностями конкретного
бизнес-заказчика и его клиентов.
В-третьих, даже если банк предпочтет создать компромиссное
решение между «подписалкой» и полноценной платформой, то
он все равно не сможет сэкономить. Для разработки потребуется
профессиональная команда, включая экспертов в области криптографии,
информационной безопасности, в области мобильного и интернет-банка.
Парадокс в том, даже после завершения разработки придется
все время содержать эту команду и совершенствовать продукт.
Судите сами: рано или поздно будет разработана новая атака,
реализуемая новым методом, которую потребуется «закрыть».
Потребуется изучать разработки злоумышленников, поддерживать,
обновлять и сопровождать даже это «компромиссное» решение,
а в итоге — становиться специализированной компанией-разработчиком
средств защиты. А выполнение несвойственных функций для
любой организации, как мы знаем, экономически целесообразным
являться не может.