В период пандемии COVID-19 социальная инженерия по-прежнему занимает первое место среди угроз мошенничества в банковском секторе и платежной индустрии.
Сейчас самый популярный вид социальной инженерии — самопереводы, когда мошенник звонит жертве, требует «срочно закрыть депозит», «срочно оформить кредит», «срочно сделать перевод родственникам» и т. п.
При этом мошеннические звонки стали более подготовленными и «злыми», а злоумышленники стали применять методы психологического давления, более разнообразные и изощренные инструменты фишинга.
В телефонном разговоре мошенники используют «претекстинг» (pretexting) — так называют вид атаки, в ходе которой злоумышленник представляется другим человеком и по заранее подготовленному сценарию узнает конфиденциальную информацию.
Так, используя метод претекстинга, злоумышленник представляется выдуманной личностью, озвучивает известную информацию о жертве (коллегах или компании), постепенно увеличивает серьезность просьб. Основная суть метода — вызвать доверие, сочувствие: «нужно срочно помочь», «срочно решить какую-либо задачу» и т. п.
Как противодействовать такому виду мошеннической активности?
С одной стороны, нельзя ухудшить платежный сервис для клиента банка, а с другой — нужно сделать этот сервис надежным и защитить от мошенников.
Основная задача — «знать своего клиента», «know your Customer», — нужно собирать всю информацию о клиенте в целом и о его операциях и устройствах. Например, ведет ли он операции в онлайн-банкинге и при этом совершает активный звонок, то есть находится под давлением, есть ли сессия удаленного управления… Если клиент совершает операцию в банкомате, необходима информация обо всех атрибутах этих действий.
Вторая основная задача — комбинация двух подходов: «model based» и «ruled based». Это сочетание эффективно снижает ложные срабатывания и позволяет точечно работать с шаблонами известных кибератак. «Model based подход», то есть использование алгоритмов машинного обучения, позволяет комбинировать новые атрибуты-свойства клиента, чтобы выявить новые виды атак, отличить типичное поведение от нетипичного, не узнавая при этом, что это за модель атак. Зная своего клиента, все его атрибуты, маркеры мошеннических транзакций, легко выявить, насколько данная операция является критичной, подозрительной, и, как результат, эту транзакцию нужно приостановить, отклонить или исполнить.