КЕЙСЫ
 

Формула успеха ВТБ: Думай медленно — изменяйся быстро

На протяжении последних 10 лет в отрасли налично­денежного обращения (НДО) происходили серьезные эволюционные процессы, которые позволили уйти от консервативных и уже не эффективных принципов работы. Внутренний анализ процессов и функциональных участков, где проводятся операции с наличностью, показал необходимость глобальной модернизации с использованием самых современных решений. О том, какие инновационные подходы нашли свое применение в налично-­денежном обращении ВТБ, журналу «ПЛАС» рассказывает Анжелика Сезина, заместитель руководителя департамента операционной поддержки бизнеса — старший вице-президент ВТБ.
ПЛАС: Рост доли безналичных расчетов на рынке в соотношении с наличными, появление высокотехнологичных экосистем, вопросы ликвидности, снижение количества расчетно-­кассовых центров (РКЦ) в регионах, обеспечение безопасности при работе с наличными деньгами и устойчивый рост расходов на контрольные процедуры приводят к ожидаемому удорожанию наличного оборота и его сопровождения. Актуален ли вопрос развития и оптимизации системы НДО для ВТБ?

А. Сезина: Да, актуален, как и для других участников рынка. Учитывая устойчивые тенденции последних лет и среднесрочные прогнозы, можно предположить, что в ближайшие годы наличные продолжат играть существенную роль в экономике и в жизни людей. Поэтому задача по совершенствованию системы НДО, ее оптимизации и повышения эффективности не потеряет своей актуальности.

Данный тезис подтверждается тем, что в уходящем году Банк России разработал «Основные направления развития НДО на 2021−2025 годы», в которых поставил ряд новых задач по развитию денежного обращения страны. В этом документе регулятор придает важное значение совершенствованию качества банкнот и повышению срока их жизни, информирует о выпуске новых модификаций, а также в целом отмечает необходимость адаптации системы НДО к новым экономическим реалиям в условиях глобальной цифровизации.

По прогнозам наших аналитиков, к 2025 году доля безналичного торгового оборота может вырасти до 73%, а объем денежных средств в отдельных регионах страны за счет крупных инвестиционных программ — до 10−30%. Кроме того, по нашим оценкам, более 30% расчетно-­кассовых центров Банка России будет передано коммерческим банкам и 96% рынка НДО может сосредоточиться у нескольких крупнейших игроков рынка.

Однако модернизации в этой сфере требуют не только меняющиеся внешние условия, но и наши собственные амбициозные цели по обслуживанию клиентов быстро и удобно при максимальной эффективности процессов в кассово-­инкассационном производстве.
До последнего времени мы использовали классические инструменты для снижения стоимости функции — оптимизацию персонала, централизацию, автоматизацию и роботизацию процессов. Но, проанализировав структуру расходов и темпы их снижения, мы поняли, что этого недостаточно, а при поисках решений обнаружили, что новые возможности дает переход от управления лимитами к определению оптимального остатка наличных в динамике.

ПЛАС: Это принципиально новый взгляд на управление наличными. Можете ли вы рассказать подробнее об инновационном подходе к НДО и основных этапах работ?

А. Сезина: По итогам анализа и моделирования данных мы установили, что применение фиксированного лимита остатка наличных нецелесообразно, так как показатели, влияющие на совокупные расходы, являются динамичными и могут изменяться в зависимости от условий рынка.

Например, изменение ключевой ставки Банка России или тарифов перевозчиков меняют соотношение затрат на фондирование и на перевозку наличных. В одном случае банку выгоднее увеличить остаток наличных денег на хранении, в другом — понести затраты на инкассацию, но сократить суммы на балансе.

Поэтому мы перешли к определению совокупного лимита наличных, который соответствует минимальному значению суммарных расходов на основе разработанной модели. Благодаря нововведениям мы не только снизили стоимость функции, но и выстроили систему, позволяющую практически в онлайн-­режиме управлять затратами, сохраняя качественный сервис для наших клиентов.
Модернизации требуют не только меняющиеся внешние условия, но и наши амбициозные цели
ПЛАС: Итак, вы ушли от классической схемы управления остатками. Каковы дальнейшие планы в части развития НДО в банке?

А. Сезина: В течение последних двух лет банк активно развивает концепцию партнерства, в рамках которой мы вместе с другими компаниями и контрагентами реализуем совместные сервисы. И функция НДО — не исключение. У нас хорошо развитая и надежно оборудованная инфраструктура: широкая география размещения точек продаж, вторая по величине сеть банкоматов. Например, мы уже запустили пилотный сервис по обеспечению наличными деньгами коммерческих банков в некоторых регионах как альтернативу закрывающимся расчетно-­кассовым центрам Банка России.

Все это позволяет создавать и внедрять новые сервисы совместно с нашими партнерами, не забывая про максимальную эффективность и качество.

Мы открыты к диалогу и надеемся, что к 2025 году сможем быть полезны всему банковскому сообществу по максимальному перечню кассово-­инкассационных сервисов.
Контакты