КЕЙСЫ
 

Цифровое бизнес-моделирование.
Новый фактор роста экономики

Генеральный директор международного процессингового центра PAYMO Хусан Умаров — о процессе цифрового бизнес-­моделирования в России и в мире, а также о его потенциальных перспективах для глобальных мировых экономик.
Стремительный переход от традиционной экономики, построенной на результатах промышленной революции и индустриализации, к новейшим диджитал-­технологиям последних лет поставил современные предприятия перед необходимостью быстрого отклика на актуальные бизнес-­задачи. Болезненный для многих компаний процесс перехода к Digital Business Modeling (DBM), или цифровому бизнес-­моделированию, осложнили финансовые и экономические катаклизмы последних лет: невозможность долгосрочного прогнозирования, нестабильность и стагнация глобальных мировых экономик, банкротство крупных предприятий.
Тренд цифровизации

Цифровая эпоха, полноценно вошедшая в свои права за относительно короткий срок, полностью изменила архитектуру современных бизнес-­процессов и потребовала кардинальных изменений от всех участников рынка: от малых предприятий до крупных корпораций. Цифровые бизнес-­модели сегодня успешно применяют такие гиганты, как автомобильные концерны BMW и Tesla, стриминговая платформа Netflix и многие другие.

Оставаться успешным в рамках собственной ниши, выстраивать производственные процессы на старых рельсах больше невозможно — нужно либо кардинально менять существующую бизнес-­модель, либо готовиться к возможному ослаблению рыночных позиций и даже потенциальному уходу с рынка. Тренд цифровизации, активно внедряющийся в бизнес-­сообщество на протяжении последних десятилетий, привел к устареванию прежних стратегий эффективности. Всего за несколько лет традиционные кинотеатры сместили площадки для просмотра видеоконтента онлайн, географические карты переместились в навигаторы, бумажные книги получили удобные электронные аналоги, услуги туристических агентств потеснили такие гиганты бронирования, как Airbnb и Booking.com, а живое человеческое общение заменили социальные сети и мессенджеры.

Компании, которые оказались не готовы к переменам, столкнулись с неизбежными проблемами: им на смену пришли активные, продвинутые в технологическом плане конкуренты. Например, внедрение удаленного сервиса заказа такси с распределением по классу заказываемого автомобиля, оплатой с помощью банковских карт, возможностью диверсификации поискового запроса привело к обвалу рынка традиционных таксомоторных парков по всему миру, а широкое распространение оперативных и удобных сервисов доставки еды — к тому, что традиционные продуктовые гиганты вынуждены были подстроиться под требования рынка (особенно в связи с пандемией 2020−2021 гг.) и запускать собственные линии быстрой доставки своего товара, расширять производство, увеличивать штат комплектовщиков и операторов заказов.

Важнейшим шагом для гармоничного развития и роста для современных предприятий сегодня становится цифровое моделирование бизнес-­процессов и выстраивание нового бизнес-­мышления в рамках цифровой эпохи. Специалисты признают моделирование бизнес-­процессов с помощью современных ИТ-подходов важнейшим резервом для повышения эффективности и надежности производственных комплексов.
Customer journey map: новый уровень взаимодействия с клиентом

Каналы и точки взаимодействия с клиентом выросли и потребовали трансформации не только бизнес-­процессов обслуживания, но и внутренних операционных процессов. Цифровое бизнес-­моделирование кардинальным образом поменяло механизм работы современного предприятия с клиентом: оно получило возможность построить персонализированный комплекс, ориентированный на индивидуальные клиентские предпочтения. Составление так называемой карты пользовательского пути, или customer journey map, позволило разделить предпочтения клиента на сегменты и глубоко проанализировать его потребности, спрогнозировать его эмоциональный отклик на продукты, услуги и решения компании и будущий уровень потребления.
Из любой точки мира

Благодаря цифровизации компания может выстраивать принципиально иное взаимодействие не только с клиентами, но и со своими сотрудниками, которые теперь могут оперативно отвечать на запросы руководства, избавились от необходимости выполнения рутинных задач и могут уделить больше внимания реализации творческой составляющей в своей деятельности и повышению квалификации в удаленном режиме.
Цифровая трансформация в комплексе

Однако оперативное внедрение новейших цифровых технологий, перестраивание архитектуры предприятия, преобразование бизнеса — необходимое, но недостаточное условие для полноценной трансформации современного предприятия.

Успешный положительный эффект от внедряемых диджитал-­технологий невозможен без комплексных изменений во всех сферах деятельности предприятия (см. рис. 1): от новой политики брендирования и автоматизации производственных и бизнес-­процессов до кардинально иной культуры коммуникаций с клиентом, сотрудниками и партнерами, применения современных подходов к анализу действий конкурентов. Немаловажным фактором становится использование качественного программного обеспечения и выстраивание собственного комплекса программных продуктов, которые смогут активно конкурировать на международном уровне и успешно использоваться на всех стадиях производственного цикла. Например, представить современные производственные процессы в наглядной графической форме (в виде диаграмм и схем) позволит международный стандарт BPMN (Business Process Model and Notation), а его последняя версия PMN 2.0, разработанная Object Management Group, помогла в создании унифицированного языка бизнес-­моделирования и устранила разрыв между потенциальным проектированием и реальным представлением бизнес-­процессов.
Лидеры цифровизации современности

Предприятия, которые не боятся новых задач цифрового времени, уже продемонстрировали стремительный рост и оставили далеко позади своих конкурентов. Согласно показателям индекса цифровизации бизнеса мировых экономик (по состоянию на конец 2018 года), стабильно высокий рост демонстрируют такие крупные державы, как лидер в рейтинге цифровых экономик мира Южная Корея с удельным весом сектора ИТ в ВВП страны в 10−11%, а также Швеция, Япония, США, Великобритания и др. (см. рис. 2).

В рейтинге успешных цифровых экономик Россия пока обозначила довольно скромный результат. Но в последние годы наблюдаются тенденции к изменению текущей ситуации. Несмотря на то, что на путь цифровизации наша страна встала относительно недавно, информатизация бизнес-­процессов с каждым днем охватывает все большее количество компаний: от небольших индивидуальных предпринимательств до крупных корпораций, а утвержденная распоряжением правительства РФ от 28.07.2017 амбициозная программа развития цифровой экономики позволяет надеяться на стабильный и подкрепляемый первыми успехами цифровизации результат.
Новые технологии — новое бизнес-­мышление

Большое количество факторов влияет на успешный итоговый результат. В частности, для гармоничного встраивания чужеродной диджитал-­среды в традиционную экономику необходимо полноценное принятие данных трансформаций бизнес-­сообществом и качественная поддержка цифровых изменений менеджментом компании. Специалисты французской консалтинговой компании Capgemini Consulting и международной бизнес-­школы при Массачусетском технологическом институте в Кембридже США отмечают, что прибыль компании будет расти на рекордные 26% при совместном использовании цифрового моделирования бизнес-­процессов с качественной системой поддержки со стороны менеджмента, а если задачу совершенствования менеджмента компании развивать отдельно от перспективных интернет-­технологий, показатели роста составят всего 9%. Инвестиции исключительно в технологии, без работы с персоналом и над его мотивацией, и вовсе приведут к падению прибыли на 11%.

Неэффективный менеджмент, внутреннее сопротивление сотрудников и руководства грядущим трансформациям, стремление существовать в рамках традиционных маркетинговых стратегий становятся существенными препятствиями на пути к полноценному внедрению цифрового моделирования бизнес-­процессов. С учетом того, что технологические прорывы в последние годы поменяли свою цикличность и заметно ускорились во времени (промежуток между появлением новых информационных технологий сократился с 7 лет до пары месяцев), руководству компании необходимо пристально следить за грядущими изменениями и подстраиваться под ритм времени.
Цифровизация — благо или вызов?

Большое количество цифровых каналов и способов связи, доступность интернет-­технологий даже в отдаленных регионах, стремительный рост каналов коммуникации с потребителем, клиентом и партнерами помогают осознать высокие перспективы цифрового моделирования. Однако эффективность применения данных каналов не является безусловным благом для компании: скорее мы можем считать ее вызовом, и, дав на него своевременный и качественный ответ, компания имеет возможность сохранить и даже упрочить свое положение на рынке и эффективно выделиться среди многочисленных конкурентов.

Результативность применения бизнес-­моделей, построенных на цифровых технологиях, зависит от многих факторов: действий менеджмента, которые должны быть согласованы с последними цифровыми трансформациями в компании, изменения бизнес-­мышления членов одной команды (от руководителя до младшего сотрудника), успешно проведенной автоматизации процессов, внедрения собственного программного обеспечения, отвечающего требованиям времени и прошедшего первичную апробацию.

Анализируя то, каким образом цифровой контекст становится важнейшим фактором роста современных мировых экономик, не следует забывать о растянутости данного процесса во времени — осознать положительные результаты компаниям приходится не сразу: вкладываемые материальные и моральные затраты на необходимые технологические изменения (от приобретения нового оборудования, установки программного обеспечения, обучения сотрудников, устранения технических ошибок, внедрения в клиентскую среду, осознания проблемных ситуаций и реальных результатов и пр.) значительны, однако их окупаемость занимает продолжительный период времени.

Использование информационных технологий позволяет предприятиям увеличить эффективность управления бизнесом, повысить конкурентоспособность по сравнению с традиционными компаниями, которые не включились в глобальные рыночные изменения. Число пользователей интернета, которые создают т. н. «цифровой эффект» за счет установления плотных цифровых связей друг с другом, сегодня приближается к 2 млрд, а количество подключенных к интернету устройств достигло рекордных 33 млрд. Приведенные показатели демонстрируют высокий интерес современного бизнес-­сообщества к выстраиванию принципиально иного механизма взаимодействия с клиентами, конкурентами и партнерами и созданию качественно новых бизнес-­моделей, основанных на лучших традициях цифровой эпохи.
Контакты
+7 495 369-6067

hello@paymo.ru