КЕЙСЫ
 

Универсальный инструмент оптимизации эквайринга

Как известно, сегодня на рынке в очередной раз обострились дискуссии вокруг размеров эквайринговых комиссий. На этом фоне представляется актуальным рассмотреть те факторы, которые влияют на доходность эквайринга, а также подходы и инструменты, позволяющие объективно анализировать эффективность эквайринговых операций.
На доходность эквайринга влияет много факторов, большинство из которых находится вне зоны влияния эквайеров. Минимальные изменения комиссий платежных систем или некорректная настройка параметров процессинговой системы могут стать причиной серьезных убытков, которые накапливаются незаметно и за продолжительное время могут вырасти до существенных размеров.

Доходы эквайрера могут увести в минус и большое количество премиальных карт, и низкий средний чек, и значимая доля иностранных карт, и многое другое. Контроль за доходностью каждой торговой точки становится важной частью стратегии банка по повышению эффективности эквайрингового бизнеса. Отследить точки убыточности в общем портфеле эквайера без специализированного решения невозможно.

Сегодня мы поговорим о новом продукте компании OpenWay — OW Analytic — системе анализа эффективности эквайринговых операций, которая может помочь финансовой организации быстро и точно получить информацию о стоимости обслуживания того или иного предприятия, входящего в эквайринговый портфель.
Вследствие многообразия тарифов международных платежных систем и их систематического изменения расчет себестоимости эквайринга является непростой задачей. Иногда речь идет о снижении ставок для стимулирования тех или иных сегментов бизнеса, но чаще это ­все-таки изменения в сторону повышения операционных комиссий либо ставок assessment fee самих платежных систем, независимо от того, идет ли речь о Visa, Mastercard или иной системе.

Для примера давайте пройдемся по последним изменениям: с 1 апреля 2021 года Mastercard обновила размеры межбанковских комиссий для некоторых видов операций.

На 0,5% увеличилась межбанковская комиссия по картам Mastercard для онлайн-продаж.

Далее произошло заметное увеличение ставки для предприятий, работающих в сфере коммунального хозяйства: вместо 5 руб­лей — 0,5% от суммы операции, что с учетом среднего размера такого типа платежей значительно увеличило расходы эквайера.

Кроме того, появился новый, еще более дорогой карточный продукт для эквайреров — Mastercard Titanium, где межбанковская комиссия за обслуживание операций составляет 2,45%.

Справедливости ради надо отметить, что Mastercard ввела пониженный тариф межбанковской комиссии для операций оплаты услуг такси и аренды автомашин — 1,2%.

Другая платежная система — Visa — наоборот, ввела несколько новых условий, которые снижают расходы на эквайринг в отдельных типах бизнеса. Так, расширилась программа для микробизнеса, упростилась регистрация туристических агентств в программе получения пониженной межбанковской комиссии в 1%.

Ну и наконец — теперь не нужно специально регистрировать точки быстрого питания для участия в программе с пониженной ставкой комиссии в размере 0,5%, но при этом ставка будет применяться только к операциям до 500 руб­лей, что, как правило, ниже средней суммы в таких предприятиях и может свести на нет введенное улучшение для эквайреров и их клиентов. При таких многовекторных изменениях тарифов эквайреру очень сложно вычислить итоговое влияние новых факторов на изменение доходности того или иного клиента.

Надо отметить, что эквайринг для большинства банков на российском рынке так и не стал бизнесом. Он скорее является неотъемлемой частью обязательного перечня услуг и, по мнению многих банков, не обязан приносить доход, а иногда является дотационным за счет других услуг, используемых клиентами. Но даже для такой модели бизнеса критически важно точно знать, сколько денег банк теряет на эквайринговом обслуживании того или иного клиента.

Для того чтобы управлять доходностью эквайринга, необходимо располагать инструментом, позволяющим точно определять маржинальность каждого клиента и бизнеса в целом.
Иллюстрации демонстрируют факторы, влияющие на маржинальность однотипных торговых предприятий (в частном случае — двух отелей). Мы видим, что они настолько разнородны, что учесть их без использования специализированного решения может быть весьма затруднительно.

Долю того или иного фактора в маржинальности торговой точки и позволяет определить решение от OpenWay. Эти данные впоследствии очень легко использовать для оптимальной настройки эквайринговых параметров
Компания OpenWay внедрила новый продукт OW Analytic в нескольких банках и убедилась, что он в полной мере отвечает требованиям и даже превышает ожидания аналитиков банков по визуализации результатов работы по эквайрингу. Наблюдая в динамике доходность по каждому клиенту, эквайеры могут принимать грамотные решения для оптимизации портфеля банка.
Рассмотрим несколько примеров использования решения.

Система проинформирует о попадании в зону убыточности того или иного торгового предприятия и поможет исследовать причины этого явления.

При обращении торгового предприятия с вопросом о снижении комиссии банк при принятии решения может ориентироваться на данные калькулятора OW Analytic, позволяющие рассчитать изменение доходности при использовании новой ставки. Подобный подход применим и при прогнозировании доходности новых клиентов.
В создании и сопровождении нового решения OpenWay принимают участие эксперты рынка с солидным банковским опытом, которые последовательно консультируют специалистов банка на любом этапе использования продукта. Насколько нам известно, ни одна российская компания не предлагает ни подобной системы, ни похожего сервиса, позволяющего контролировать, управлять и, в конечном итоге, повышать доходность своих эквайринговых портфелей.
В завершение хочется отметить, что OW Analytic будет также полезен для расчетов себестоимости любых видов платежей, включая платежи через СБП, а также P2P-операций и АТМ-транзакций, в том числе для расчета доходности каждого устройства.

Все вышесказанное иллюстрирует лишь частный случай использования решения, которое возможно конфигурировать для анализа всех направлений платежного бизнеса. Впрочем, об этом мы планируем поговорить отдельно в следующих номерах журнала «ПЛАС».
Контакты