Вследствие многообразия тарифов международных платежных
систем и их систематического изменения расчет себестоимости
эквайринга является непростой задачей. Иногда речь идет
о снижении ставок для стимулирования тех или иных сегментов
бизнеса, но чаще это все-таки изменения в сторону повышения
операционных комиссий либо ставок assessment fee самих платежных
систем, независимо от того, идет ли речь о Visa, Mastercard
или иной системе.
Для примера давайте пройдемся по последним изменениям: с
1 апреля 2021 года Mastercard обновила размеры межбанковских
комиссий для некоторых видов операций.
На 0,5% увеличилась межбанковская комиссия по картам Mastercard
для онлайн-продаж.
Далее произошло заметное увеличение ставки для предприятий,
работающих в сфере коммунального хозяйства: вместо 5 рублей
— 0,5% от суммы операции, что с учетом среднего размера
такого типа платежей значительно увеличило расходы эквайера.
Кроме того, появился новый, еще более дорогой карточный
продукт для эквайреров — Mastercard Titanium, где межбанковская
комиссия за обслуживание операций составляет 2,45%.
Справедливости ради надо отметить, что Mastercard ввела
пониженный тариф межбанковской комиссии для операций оплаты
услуг такси и аренды автомашин — 1,2%.
Другая платежная система — Visa — наоборот, ввела несколько
новых условий, которые снижают расходы на эквайринг в отдельных
типах бизнеса. Так, расширилась программа для микробизнеса,
упростилась регистрация туристических агентств в программе
получения пониженной межбанковской комиссии в 1%.
Ну и наконец — теперь не нужно специально регистрировать
точки быстрого питания для участия в программе с пониженной
ставкой комиссии в размере 0,5%, но при этом ставка будет
применяться только к операциям до 500 рублей, что, как
правило, ниже средней суммы в таких предприятиях и может
свести на нет введенное улучшение для эквайреров и их клиентов.
При таких многовекторных изменениях тарифов эквайреру очень
сложно вычислить итоговое влияние новых факторов на изменение
доходности того или иного клиента.
Надо отметить, что эквайринг для большинства банков на российском
рынке так и не стал бизнесом. Он скорее является неотъемлемой
частью обязательного перечня услуг и, по мнению многих банков,
не обязан приносить доход, а иногда является дотационным
за счет других услуг, используемых клиентами. Но даже для
такой модели бизнеса критически важно точно знать, сколько
денег банк теряет на эквайринговом обслуживании того или
иного клиента.
Для того чтобы управлять доходностью эквайринга, необходимо
располагать инструментом, позволяющим точно определять маржинальность
каждого клиента и бизнеса в целом.