ПЛАС: Основной глобальной тенденцией НДО стал устойчивый рост наличных в обращении, наблюдаемый в большинстве стран мира. При этом доля наличных платежей в розничных транзакциях снижалась — в России, по данным ЦБ, она упала с 60% в 2021 году до порядка 30% в 2020 году. Ваша оценка дальнейших перспектив наличных на мировом рынке и в России? В частности, будут ли они оставаться платежным средством в долгосрочной перспективе на фоне дальнейшего роста безналичных технологий?
К. Хоткин: Устойчивый рост наличных в обращении при одновременном снижении доли платежей с использованием наличных выглядит отчасти парадоксально. Предположу, что роль наличных трансформировалась: если ранее наличные выступали прежде всего средством платежа, то сейчас они являются средством накопления. Как известно, у наличных есть два преимущества, которые будут присущи им всегда, — энергонезависимость и конфиденциальность.
В современном мире, когда многие люди ощущают дефицит конфиденциальности, наличные являются защитным механизмом для сохранения приватности хотя бы в части потребления. Сейчас практически каждый шаг и действие человека может быть отслежено — куда он ходит, что смотрит, что читает, что покупает, чем болеет, с кем общается, и т. п. Многие даже не задумываются над данным фактом, но для кого-то это критично.
В свою очередь, энергонезависимость наличных — очень полезное свойство для устойчивости государства в случае каких-то непредвиденных обстоятельств, включая природные и техногенные катаклизмы.
И наконец, как я уже отмечал, иногда наличные — неплохой способ накопления денежных средств, особенно в странах с отрицательной или нулевой ставкой.
Хоть это и не принято говорить вслух, но именно благодаря наличным работает зачастую и серая экономика.
По совокупности всех этих факторов я не думаю, что наличные очень быстро исчезнут.