КЕЙСЫ
 

Сервис-бюро НРД — простой способ подключения к СПФС Банка России

СПФС как канал обмена финансовыми сообщениями становится полноправной альтернативой SWIFT для банков СНГ.
Александр Нам
Управляющий директор по технологическим сервисам НРД
Руководитель направления развития технологических сервисов НРД
Павел Степанов
«Национальный расчетный депозитарий»
Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» — крупнейший расчетный депозитарий России, входящий в группу «Московская Биржа», обслуживает биржевые и внебиржевые сделки со всеми видами эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, а также предоставляет расчетные банковские услуги, включая денежные расчеты по сделкам участников.

НРД учрежден 27 июня 1996 года. Суммарная стоимость активов на хранении в НРД по итогам 2020 года достигла 63,6 трлн руб. НРД признан Банком России системно значимым расчетным депозитарием и системно значимым депозитарием. Платежная система НРД имеет статус системно и национально значимой.

НРД предлагает своим клиентам широкий спектр услуг, включая депозитарные услуги, расчетно-кассовое обслуживание, регистрацию внебиржевых сделок (репозитарий), информационные услуги, услуги по управлению обеспечением и технологические сервисы, в т. ч. подключение к сервис-бюро SWIFT, Платформе передачи финансовых сообщений (Транзит 2.0), с мая 2020 года НРД получил статус сервис-бюро Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России.
Сервис-бюро — расширяя возможности подключения к СПФС

Самостоятельное подключение банка к СПФС предполагает создание соответствующей высоким требованиям Банка России инфраструктуры, основным элементом которой является организация выделенного канала связи, техническое обеспечение рабочего места для АРМ КБР-СПФС, обеспечение информационной безопасности и интеграция с АБС Банка.

Для того чтобы предоставить дополнительные сервисы, расширить географию присутствия СПФС, в том числе за счет организаций с небольшим объемом трафика финансовых сообщений, Банк России реализовал в СПФС сервис-бюро.

Решение о создании сервис-бюро соответствует лучшей мировой практике. Так, например, подключение к SWIFT через институт сервис-бюро — надежных высокотехнологических специализированных компаний — распространено в мире и позволяет значительно сократить временные и финансовые издержки на подключение к системе. Российский регулятор использовал концепцию сервис-бюро, выделив его в отдельный вид пользователя СПФС, у которого имеется возможность направлять сообщения не только по своим финансовым операциям, но и по финансовым операциям своих клиентов. Такое сервис-бюро работает по принципу единого окна, обратившись в которое, можно подключиться к СПФС, снизив свои временные и финансовые затраты, а также получив дополнительные сервисы. При этом в рамках СПФС пользователь, подключившийся через сервис-бюро, будет иметь такие же возможности, как если бы он подключился напрямую.

Первым сервис-бюро СПФС в Российской Федерации стал Национальный расчетный депозитарий (НРД), который смог в сжатые сроки предложить рынку комфортные и привлекательные условия подключения к СПФС. НРД уже обладал значительным опытом в подключении клиентов по модели сервис-бюро к глобальной сети SWIFT (на конец 2020 года НРД имел более 65 клиентов сервис-бюро SWIFT).

Процесс подключения к СПФС через сервис-бюро состоит из трех основных шагов.

На первом этапе потенциальному пользователю нужно предоставить минимальный пакет документов для направления НРД в Банк России уведомления о включении нового клиента в состав участников СПФС: анкету, устав, документ, который в соответствии с национальным законодательством свидетельствует о регистрации юридического лица (для российских пользователей — выписка из ЕГРЮЛ). Клиент передает документы в НРД, получает необходимые консультации, при необходимости вносит уточнения в анкету, и далее НРД самостоятельно направляет документы клиента в Банк России.

На втором этапе, после получения согласия Банка России на подключение нового пользователя к СПФС, выполняются заключение договоров с НРД и техническая настройка.

Третий шаг — тестирование системы.

Как отмечает Александр Нам, управляющий директор по технологическим сервисам НРД, Национальный расчетный депозитарий в статусе сервис-бюро предложил рынку взаимодействие с организациями — пользователями СПФС через независимую технологическую платформу, обеспечивающую быстрое и безопасное взаимодействие участников.

Обмен сообщениями между клиентом и НРД организуется на базе собственной сети электронного документооборота НРД (ЭДО НРД). При этом НРД располагает развитой инфраструктурой и эффективной современной системой управления рисками.

Специальное ПО сервис-бюро предусматривает как рабочий интерфейс пользователя, так и выполняет задачи интеграции с автоматизированной банковской системой (АБС) банка.

Что немаловажно — ПО сервис-бюро позволяет конвертировать информацию из формата, привычного клиенту сервис-бюро, в формат SWIFT, благодаря чему доработка АБС клиента до возможности работы в форматах SWIFT не требуется: программными средствами осуществляются конвертация данных клиента сервис-бюро в формат SWIFT, шифрование сообщений и их дальнейшая отправка. При направлении сообщений может применяться публичный канал связи с шифрованием данных, обеспечивающих недоступность передаваемой информации третьим лицам. Для защиты данных применяются сертификаты безопасности, выпускаемые Московской биржей, обеспечивающей связь для взаимной аутентификации между инфраструктурой клиента и центральным сервисом НРД.
Подключение к СПФС через НРД — ключевые преимущества

НРД имеет большой опыт работы в качестве одного из крупнейших сервис-бюро SWIFT: сотрудники обладают сертификатами SWIFT в соответствии с программой SIP, а также опыт глубокой экспертизы в части SWIFT форматов 15 022 и ISO 20 022.

Национальный расчетный депозитарий — инфраструктурный институт финансового рынка России, гарантирующий передачу данных между площадками в режиме реального времени, в т. ч. за счет дублирования каналов связи и центров обработки данных. Для своих клиентов НРД предоставляет возможность использования как интернета, так и выделенных каналов связи, а также обеспечивает техническую поддержку с 7:30 по 24:00 (МСК).

Это делает подключение к СПФС через НРД простым и надежным инструментом, способным в полной мере решать важные задачи небольших кредитных организаций и компаний реального сектора экономики.

Дополнительно для пользователей созданы условия быстрой интеграции ПО Сервис-бюро (НРД) с ПО пользователя: уже на первом этапе внедрения клиенты смогут выполнять процедурные этапы подключения к СПФС — протестировать канал, настроить компонент, а затем оперативно масштабировать настроенную инфраструктуру на «боевую» версию.

Наличие прямого договора с Банком России и выстроенная процедура согласования новых пользователей позволяют НРД оперативно проводить процессы интеграции новых клиентов в СПФС.

Как подчеркивает руководитель направления развития технологических сервисов НРД Павел Степанов, «клиент, подключившись к СПФС через НРД, получает возможность самостоятельно определять, какой канал для определенного вида финансового сообщения он хочет использовать. ПО Сервис-бюро дает уникальную возможность использовать СПФС как в виде основного, так и в виде резервного канала, делая переключение потоков финансовых сообщений с одного канала на другой незаметным для пользователя».

Именно развитые технологические возможности НРД и нацеленность на результат позволили компании предложить участникам рынка простой и безопасный способ подключения к СПФС.

По словам Александра Нама, первыми банками-участниками СПФС, подключившимися через Сервис-бюро НРД, стали ЗАО «Промышленный строительный банк» (Армения) и ЗАО «Банк Азии» (Киргизия). Все новые участники СПФС отмечают удобство и экономичность нового сервиса, а также расширение возможностей по передаче финансовых сообщений через СПФС: клиенты сами определяют, по какому каналу они отправляют финансовые сообщения, при этом все больше пользователей СПФС отдают предпочтение именно новой схеме подключения.

Таким образом, НРД открывает новые возможности для зарубежных участников по подключению к СПФС, значительно улучшая клиентский опыт, сохраняя высокий уровень надежности и безопасности.

В ближайших планах НРД — реализация возможности разбивки файлов, превышающих максимальный размер, предусмотренный СПФС, на несколько отдельных, а также ряд других новшеств, которые позволят системе стать еще более эффективной.
Снижение затрат на трансграничные переводы и не только

Как уже отмечалось, отправка сообщений через СПФС позволяет повысить маржинальность платежного бизнеса за счет существенного снижения затрат на трансграничные переводы.

У ряда участников рынка очевидная привлекательность сервисов НРД даже вызывает логичный вопрос: не получится ли так, что со временем Сервис-бюро сможет забрать у российских банков ту часть бизнеса, которая связана с предоставлением услуг зарубежным контрагентам? Как подчеркивает Павел Степанов, такие опасения напрасны, поскольку финансовые институты не предлагают клиентам услуги по транспорту финансовых сообщений. Они предоставляют и продают услуги по обслуживанию корреспондентских счетов, совершению расчетов и иному банковскому обслуживанию — как раз тот перечень сервисов, который отсутствует в портфеле НРД.

Расширение присутствия СПФС за счет развития института сервис-бюро — позитивный момент как для СПФС, так и для участников рынка, который позволит за счет высокой технологичности существенно снизить затраты на трансграничные переводы, обеспечивая при этом задачу национальной безопасности платежной системы России.
Более подробно узнать о системе передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) и преимуществах подключения к СПФС через сервис бюро НРД вы сможете, посмотрев запись вебинара, который прошел в марте 2021 года для банков СНГ.
Контакты