КЕЙСЫ
 

ВТБ роботизировал
обработку наличных

ВТБ в партнерстве с компанией ДИИП 2000 предложил рынку принципиально новый подход к  обработке денежной наличности.
Владимир Ульихин
генеральный директор ООО ТПК «ДИИП 2000»
Елена Чигиринская
начальник управления кассовых сервисов департамента операционной поддержки бизнеса — вице-президент ВТБ
Тренды в развитии денежного оборота

Озвученные Банком России основные направления развития наличного ­денежного обращения (НДО) на 2021‑2025 гг. поставили перед участниками рынка целый ряд задач: совершенствование бизнес-­процессов и отношений между участниками НДО, повышение эффективности и надежности инфраструктуры отрасли, в т. ч. за счет внедрения современных технологий в таком весьма консервативном, как может показаться на первый взгляд, сегменте, как работа с наличными. Уже сегодня инновационные решения позволяют ведущим российским банкам значительно оптимизировать свои бизнес-­процессы. Одним из лидеров роботизации в сфере НДО выступил ВТБ в партнерстве с компанией ДИИП 2000, предложив рынку принципиально новый подход к обработке денежной наличности.
Курс на роботизацию: прорывной кейс ВТБ

ВТБ сегодня — один из лидеров банковского сектора РФ по обороту наличности. В периметре экосистемы наличного ­денежного обращения обрабатывается порядка 33 трлн руб­лей.

В 2020 году банк запустил уникальную не только по российским, но и по мировым меркам роботизированную линию по обработке денежной наличности. Использование роботов заставило принципиально переосмыслить такие базовые экономические понятия, как производительность труда, скорость окупаемости вложенных инвестиций, выработка на одного сотрудника.

Предпосылками для разработки такого инновационного подхода стала острая необходимость повышения производительности в обработке значительного потока поступающей в банк наличности с одновременным снижением себестоимости и минимизацией операционных рисков.

Эта задача потребовала поиска принципиально новых подходов и решений. Сотрудники департамента операционной поддержки бизнеса ВТБ проделали серьезную работу по анализу функционирования различных участков кассовых центров, на которых осуществляются стандартные операции по обработке, сортировке и упаковке денежной наличности, и пришли к выводу, что можно объединить отдельные участки работ в единую роботизированную линию, значительно повысив эффективность кассового производства.

Так возникла идея применения в работе роботизированного участка пересчета наличных (РУП), оснащенного роботом-­манипулятором.
ДИИП 2000 — один из лидеров рынка технологических решений для НДО

Для реализации нового проекта команда ВТБ обратилась в компанию ДИИП 2000, которая в своей работе целенаправленно делает акцент на использование инновационных технологий, считая, что будущее — за роботизацией.

«Мы активно демонстрируем свои возможности, к нам обращаются за консультациями, в том числе европейские и американские заказчики. Мы встречаемся со здоровым консерватизмом в банках и замечаем, что не все готовы менять методики обработки наличности и рассматривать новации в этих процессах. Наши предложения будут интересны тем, кому требуется обрабатывать большие объемы денег, рассматривая процесс обработки денежной наличности в том числе и как бизнес. Поэтому проект команды ВТБ нас заинтересовал не только с коммерческой точки зрения, но и с профессиональной. Это был определенный вызов, который мы приняли», — рассказывает журналу «ПЛАС» о начале работы над проектом Владимир Ульихин, генеральный директор ООО ТПК «ДИИП 2000».

Для того чтобы выполнить задание банка, компания ДИИП 2000 провела анализ текущих процессов.

Каждый этап обработки наличных был переведен с «языка ручного труда» на «язык робототехники». Основная сложность и в то же время основная задача состояла в том, чтобы добиться «прямого копирования» новой роботизированной системой всех операций, которые выполняет кассовый работник банка.

Специалистам компании ДИИП 2000 для решения поставленной задачи пришлось совершить настоящий технологический прорыв.

Чтобы процесс работы с наличными сделать непрерывным, исключающим простои при работе высокотехнологичных счетно-­сортировальных машин, частота выполнения одной типовой операции кассиром должна быть не более 5‑6 секунд в режиме 24/7/365. Справится ли с такой задачей кассир? Ведь в его обязанности входит не только закладка банкнот в сортировщик, но и выполнение других этапов процесса обработки наличности. Выявив «слабое» место, вендор предложил применить для обработки денежной наличности в кассовых центрах опыт автопрома, где работа роботов-­манипуляторов уже давно активно используется для монотонных и требующих высокой точности операций: сварки и покраски. Но при этом соблюдаются строжайший контроль скорости операций, точность их выполнения и главное — качество. Робот-манипулятор способен выполнять сложные операции с банкнотами в доли секунды, он не устает от монотонных однообразных операций, не ходит на обед, не болеет, ему не требуется отдых, и при этом его нет в расчетной ведомости на получение заработной платы.

На первом этапе решение повысить эффективность производства посредством использования роботов вызвало настороженную реакцию, но после внедрения и первых успешных испытаний роботы-­помощники стали частью команды ВТБ.

Как рассказывает Елена Чигиринская, начальник управления кассовых сервисов департамента операционной поддержки бизнеса — вице-президент ВТБ, для этого пришлось пройти все классические фазы процесса изменений от отрицания до принятия.

«Первоочередной задачей для нас стала трансформация психологии людей, преодоление их опасений и волнений. ВТБ ориентирован на принципы социальной ответственности, поэтому мы пошли по пути переквалификации и сохранения кадров. После перепрофилирования мы смогли усилить ими другие ключевые участки работы. По итогам автоматизации рутинных операций в цепочке обработки наличных остались сотрудники, которые прошли курсы повышения квалификации и перешли от ручного труда непосредственно к управлению роботизированным процессом», — подчеркивает Елена Чигиринская.
Несколько лет назад была внедрена ячейка первого поколения 1.0. Сейчас для ВТБ мы внедрили ячейку 2-го поколения 2.0, значительно отличающуюся по производительности и по эргономике
Владимир Ульихин
генеральный директор ООО ТПК «ДИИП 2000»
Проект «Робот для пересчета наличных»

Полигоном для испытания новой технологии обработки наличных стал кассовый центр «Пролетарский». В рамках нового проекта там были введены в эксплуатацию два роботизированных участка пересчета банкнот («CashLine»), реализованные на базе счетно-­сортировальных машин (ССМ) Cummins Allison и робота-­манипулятора Fanuc.

Принципиально новая технология для обработки денежной наличности представляет собой компактное решение — модуль площадью 4 кв. м. Комплекс позволяет обрабатывать свыше 300 тыс. листов в смену, с проверкой банкнот на подлинность и платежность, с сортировкой по заданным критериям (вид валюты, номинал банкноты, степень ветхости и т. п.) и отбраковкой в отдельные карманы банкнот, требующих дополнительной экспертизы.

Сердце комплекса, робот-­манипулятор Fanuc, осуществляет быстрое перемещение отсортированных банкнот между элементами комплекса и оснащен инновационной системой компьютерного зрения, новейшими технологиями безопасности, контроля и мониторинга, что позволяет оперативно выявлять сбойные и нештатные ситуации (падение банкнот, появление недопустимых объектов в запретных зонах комплекса и т. п.) и сигнализировать о возникшей ситуации оператору комплекса.

Со стороны работа комплекса выглядит завораживающе, она состоит из следующих этапов: в начале процесса оператор закладывает в специальные боксы подготовленные к пересчету наличные деньги, разделенные идентификационными карточками со штрихкодом. Все дальнейшие этапы обработки наличных робот выполняет автономно: осуществляется вложение разделенных по блокам наличных денег в счетно-­сортировальную машину для пересчета, сам пересчет, выявление ветхих, неплатежеспособных и сомнительных банкнот, формирование и обандероливание банкнот одного номинала. Итог работы комплекса — сформированные корешки банкнот, которые можно использовать в дальнейшем цикле оборота наличных.

При этом роботы-­помощники не просто выполняют набор функций по заданному алгоритму. Программное обеспечение комплекса интегрировано с ИТ-инфраструктурой банка — все результаты пересчета передаются в систему автоматически, что еще более ускоряет процесс учета поступающей в кассовый центр наличности.

Как отмечает Елена Чигиринская, в результате внедрения РУП в КЦ «Пролетарский» был достигнут значительный экономический эффект. Благодаря использованию роботов производительность мощностей КЦ «Пролетарский» возросла на 20%, а себестоимость обработки денежной наличности снизилась на 51%. Как следствие, рост производительности позволил удвоить объемы пересчета. Сегодня из 450 пачек, которые в смену обрабатывает кассовый центр, обработку 400 производит именно робот. Остальные банкноты, которые требуют отдельной сортировки и экспертизы, пересчитываются кассирами.

Реализация проекта и дальнейшее технологичное переоснащение кассовых центров банка позволит создать гибкую систему управления себестоимостью НДО в банке. А это, в свою очередь, открывает новые возможности для предоставления еще более качественных услуг клиентам, что является приоритетом стратегического развития ВТБ на ближайшие годы.
Контакты
Фотоматериалы предоставлены Банком ВТБ (ПАО) и ООО ТПК «ДИИП 2000».