Интерес мошенников к баллам лояльностиКомпания Gartner
оценивает, что в 2020 году в мире было накоплено более 140 млрд долларов непотраченных баллов программ лояльности. Согласно
оценке онлайн-издания PYMNTS.com, ежегодно не используется (unredeemed) бонусных баллов на сумму около 160 млрд долларов.
Что привлекает внимание как профессиональных киберпреступников, так и тех, кто просто пользуется подвернувшейся возможностью как дополнительным источником дохода. По оценке Gartner, за последний год было украдено более одного миллиарда долларов в баллах, а более 3,1 млрд долл. вовлечены в различные мошеннические схемы.
При этом мошенников не останавливают относительно маленькие суммы и ограниченная ликвидность баллов — в большинстве программ есть возможность поделиться баллами с третьими лицами или сконвертировать их в более ликвидные баллы связанной программы, приобрести подарочные карты, которые потом могут быть перепроданы за реальные деньги. Малый размер похищенного компенсируется меньшей сложностью, меньшим риском поимки и, как правило, меньшими последствиями при раскрытии схемы.
Таким образом, программы лояльности в случае их взлома имеют вполне ощутимый материальный потенциал для злоумышленника.
Среди пользователей программ, особенно самых массовых, как правило, наблюдается заметно меньший уровень осведомленности о возможных опасностях по сравнению с осведомленностью о возможности кражи денег с банковских счетов и карт. Много потребителей не проверяют регулярно остатки на своих счетах лояльности или никогда не использовали свои накопленные баллы. Эти неиспользованные и неконтролируемые баллы и являются основной целью мошенников, которые могут украсть их для собственного использования или продать в сети.
В условиях жесткой конкуренции программы лояльности могут быть единственным инструментом, который позволяет компаниям удерживать клиентов. Мошенничество здесь вызывает не только прямые денежные потери, но и серьезные репутационные издержки, которые, в свою очередь, могут привести к еще большим убыткам — случаи массового фрода в программах лояльности могут подорвать доверие клиентов к определенному бренду и создать условия для оттока покупателей к конкуренту.