С каждым годом финансовые сервисы становятся все более востребованными
— количество их пользователей во всем мире возрастает на
15‑20% ежегодно, а объем транзакций в рамках платежей, переводов,
обращения с личными и корпоративными финансами —
на
20%. Вместе с развитием финансовых сервисов все более
широкое развитие в финансовых организациях находят и информационные
технологии. С чем связана их востребованность? Причин здесь
сразу несколько.
Причина № 1
Информационные технологии позволяют финансовым организациям
значительно сокращать себестоимость своих продуктов и сервисов.
Например, один крупный российский банк благодаря роботизации
рутинных процессов ежегодно экономит, согласно его утверждению,
до 100 млн рублей только на этой статье расходов.
Причина № 2
Информационные технологии помогают финансовым организациям
предоставлять клиенту более качественное и удобное обслуживание,
продукты по конкурентным ценам, а также свои новинки. Яркий
пример — разнообразные виртуальные помощники. К настоящему
моменту они даже могут, основываясь на анализе трат и предпочтений
клиента, начислять ему разнообразные бонусы, делать специальные
предложения, предлагать различные варианты оптимизации расходов
и налоговых возвратов. Другой пример — аналитика Больших
данных. Благодаря этому направлению банки уже имеют возможность
предлагать клиентам свои продукты на более выгодных условиях
или же, например, могут предлагать сложные продукты, например,
открыть брокерский счет и т. п.
Причина № 3
Правильно подобранные информационные технологии не требуют
от финансовых организаций перенастройки всей системы, будь
то внутренние процессы в компании или коммуникация с клиентами.
Они гармонично дополняют функционирующую ИТ-инфраструктуру
коммерческих банков, не мешая ее основополагающим элементам.
Например, если банковская core-система (она же АБС, она
же «машина проводок») поддерживает открытые API, то с соблюдением
стандартов этих API вовне можно сделать сколь угодно сложную
логику бизнес-системы, будь то подсистема учета кредитных
договоров, банковских гарантий или инкассация.
Как видно, динамичное развитие информационных технологий
в финансовых организациях — процесс более чем естественный.
Об этом говорит и достаточно активное распространение таких
финтех-инноваций, как, например, цифровые карты, различные
сервисы безналичной оплаты, платформы биометрии, а также
некоторые решения на основе искусственного интеллекта. В
перспективе нескольких ближайших лет масштабы их использования
сильно возрастут. Почему? Это станет понятно, если внимательнее
присмотреться к каждому из упомянутых решений по отдельности.