Процесс должен быть гибким и не одноразовым
Принципиально новый подход к решению вопросов интеграции был предложен и осуществлен компанией MobilPay при объединении банков РНКБ и Крайинвестбанка, Бинбанка и МДМ-банка (вместе с Москомприватбанком и др. банками, входящими в холдинг). А сейчас встал вопрос об интеграции систем объединяющихся банков БФК-Открытие и Бинбанка.
Начну с того, что наша стратегическая концепция любого такого объединения – интеграция систем должна быть процессом гибким и не одноразовым.
Что это значит? И что для этого нужно?
Во-первых, это значит, что развитие комплексной системы банка происходит постоянно, и добавляемые или модернизируемые компоненты/системы должны интегрироваться в общую систему банка в любом случае, а не только при объединениях, давая заметный ожидаемый результат. Во-вторых, при объединении банков задача усложняется только количеством компонент и наличием «похожих» компонент, различных во множестве деталей. Именно это множество деталей, как правило, очень важных для хорошей работы системы, и вызывает основные споры и колебания при принятии решений. Как избежать здесь зависимости от «человеческого фактора», есть ли способ сделать этот процесс объективным?
Прежде всего уместно задать вопрос: кто будет «главным интегратором», т. е. кто готов в конечном счете отвечать за результат работы интегрированной системы? Для этого следует посмотреть функционал мониторинга – если не всей комплексной системы банка, то хотя бы одного из каналов обслуживания клиента. В банке на сегодняшний день их всего четыре: оперкассы, система дистанционного банковского обслуживания через банкоматы и платежные терминалы (ДБО), интернет-банк и мобильные приложения. Канал ДБО в нашем случае самый показательный.
Сейчас в банках наметились попытки выстроить в рамках концепции омниканального обслуживания «единый канал» с целью объединить информацию о клиенте и его услугах, дать клиенту возможность выполнения услуг в различных каналах обслуживания по единым правилам и т. д. Но в такую омни-систему невозможно заложить специфику работы каждого канала со своими устройствами и возможностями. Поэтому первый уровень интеграции комплексной банковской системы выглядит так: сначала омни-сис-тема ведения общих реестров (клиентов, банковских услуг, выполненных операций, условий оказания услуг и т. д.), а далее – четыре канала обслуживания клиентов со своим мониторингом, диагностикой проблемных ситуаций и управлением обслуживания клиентов. И у каждого канала – свои устройства и средства управления, своя интегральная ответственность за все выполненные в канале операции, за обработку сбоев и гарантированную сохранность данных, своя статистика и аналитика операций и т. д. И каждый из этих каналов использует собственные системы управления эксплуатацией входящих в него компонент/систем.
Теперь рассмотрим канал ДБО как самый технически сложный из-за большой степени автоматизации обслуживания клиентов и использования достаточно сложных технических устройств. В работе данного канала – системы ДБО банка – участвуют:
- Банкоматы и платежные терминалы, депозитарные машины и т. п. (далее – АТМ). Каждый терминал обладает набором специальных, технически сложных устройств от разных производителей оборудования;
- Процессинг обработки карточных операций (своих и «чужих» банковских карт).
- Платежно-интеграционный сервер (хаб), обеспечивающий, в частности, онлайн-платежи;
- АБС банка (главная финансово-бухгалтерская компонента во всех каналах).
- CRM-система работы с банковскими продуктами, клиентами и партнерами банка;
- Вспомогательные системы банка (call-центр, инкассация и др.).
Кроме того, эта система ДБО взаимодействует также с внешними системами, среди которых:
- Биллинговые онлайн-системы провайдеров услуг (таких как Билайн, МТС, Мегафон и др.);
- Биллинговые онлайн-системы агрегаторов платежных услуг (таких как «Элекснет», ФСГ и др.);
- Онлайн- и офлайн-системы прямых поставщиков услуг (ДПУ-услуг), в т. ч. госуслуг и услуг бюджетных организаций;
- Офлайн-системы поставщиков регулярных услуг (университеты, школы, детские сады, фитнес-центры, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и многие другие).
Взаимодействие этих систем с учетом всевозможных сбоев, наличия весьма сложных параметров платежных операций, необходимости считывания ряда исходных данных, полученных от поставщика услуг (например, считывания QR-кода квитанции или полученных от поставщика данных о начислениях и задолженности) – довольно сложный процесс, который должен контролироваться от начала до конца, без тупиковых ситуаций, с автоматической обработкой всех сбойных ситуаций, с обеспечением безопасности и защитой интересов банка и клиента. Кроме того, процесс должен быть удобным, динамичным, легко развиваемым, устойчивым и т. д., и т. п.
Нужно ли говорить, что поставщики ПО для всех компонент/систем ДБО стараются максимально удовлетворить бизнес банка в обеспечении сразу всех этих требований – по мере своих сил и возможностей. Именно в деталях этого обеспечения и кроются трудности в принятии решения: какой системе, какому поставщику ПО отдать предпочтение?