Журнал ПЛАС » Мнения экспертов »

Wildberries: «Наша цель – справедливый подход»

Как известно, один из крупнейших российских маркетплейсов – Wildberries – принял решение с 16 августа снизить цены на товары при оплате с помощью российских платежных систем – «Мир», Система быстрых платежей (СБП) и SberPay. Таким образом, если смотреть на стоимость товаров, приобретаемых российскими потребителями на ресурсах Wildberries, соотнося итоговые ценники при оплате картами различных платежных систем, получается, что по сути он стал взимать с покупателей некую «комиссию» до 2% при оплате через Visa и Mastercard.

Wildberries: «Наша цель – справедливый подход»

Со своей стороны, международные платежные системы уже заявили о нарушении правил работы со стороны маркетплейса. Собственным мнением поспешили поделиться и банки, при этом каждая сторона трактует его по-своему. Как видится экспертам дальнейшее развитие ситуации? Традиционно стремясь обеспечить разностороннее и объективное освещение событий, мы обсуждаем сегодня эти и другие, на менее острые вопросы с Владимиром Бакиным, финансовым директором Wildberries.

ПЛАС: Ваше видение реальных предпосылок для текущей дискуссии?

В. Бакин: Несколько недель назад мы просто выпустили новость о том, что по картам «Мир», по Системе быстрых платежей и SberPay будет предоставляться скидка, так как их тарифы значительно ниже, благодаря чему россияне могут экономить на покупках. К нашему удивлению, это вызвало эффект «взорвавшейся бомбы»: зарубежные платежные системы обвинили нас в дискриминации. На наш взгляд, международные платежные системы стараются всячески избежать дискуссий о высоких комиссиях. О том, что в Европе, Америке, Азии они устанавливают одни правила, а для нас – другие. Почему там комиссии в несколько раз меньше, чем у нас? Там чем-то отличаются технологии оплаты с помощью банковских карт? Конечно же, нет.

Дело в том, что во многих странах комиссии при оплате картами закреплены законодательно. Там платежные системы не могут просто так по своему усмотрению повысить их. А что же у нас? С апреля 2021 года, как писала пресса, Mastercard заметно увеличил свои тарифы. По нашей информации, по тому же пути, возможно, идет и Visa. При этом объемы интернет-платежей выросли – ведь россияне стали больше заказывать через интернет-магазины – а значит, возросли и доходы международных платежных систем.

Очевидно, что в конечном итоге все эти повышения берутся из кармана покупателей. Рост тарифов приводит и к росту цен, т. е. дополнительно способствует инфляции. Помимо покупателей, высокие тарифы больно ударяют и по российским предпринимателям, которые во время пандемии были вынуждены уйти в онлайн, и для многих он стал настоящим спасением. Им приходится или повышать цены, или жертвовать своей рентабельностью.
Но есть и альтернатива – можно предложить покупателям самим выбирать наиболее выгодные им платежные инструменты. Что мы и сделали – и подобная практика применяется и в других странах.

ПЛАС:Насколько соответствует законодательству указание различных цен на товар?

В. Бакин: Полностью соответствует, что было подтверждено и профильными ведомствами. Хочу привести вам простой и понятный пример – вы идете в ближайший продуктовый магазин у дома и видите там несколько цен на один товар: с учетом скидки при предъявлении карты магазина и без, чуть повыше. Это нарушение? Конечно же, нет. И хотя эти две цены в розничном магазине уже никого не удивляют, то в онлайне это еще инновационная история, которая, возможно, пока не всем понятна.

Что касается нашей ценовой политики, то цена на товар на сайте указана уже с учетом скидки по российским платежным системам, что не запрещено законодательством. Но, безусловно, может быть применен и альтернативный вариант – как, например, когда расплачиваетесь в розничном магазине без карты лояльности.

ПЛАС:В чем заключается истинная цель вашей акции?

В. Бакин: Мы считаем, что было бы честно предложить покупателю прозрачное ценообразование – и, соответственно, выбор и возможность сэкономить. Например, сейчас вы можете выбрать географию доставки, способ доставки – курьером или в пункт выдачи, срочность доставки – экспресс или обычную – и от всего этого зависят ваши расходы на покупку товара. Но почему вам не позволяют изменить способ оплаты на более дешевый?

Отмечу, что сейчас во всем мире идут споры о высоких комиссиях платежных систем. Только в августе Amazon установила в Сингапуре и в Австралии наценку 0,5% при оплате картой Visa и рекомендовала рассмотреть другие платежные инструменты, а в США Антимонопольное управление одобрили ограничение тарифов международных платежных систем.

ПЛАС:Вы готовы к переговорам с Visa и Mastercard? Начались ли они уже?

В. Бакин: Мы открыты к любым переговорам и обсуждению любых вопросов. Пока их не было.

ПЛАС:Если вам будет предложена более низкая комиссия, будете ли вы готовы отказаться от новой ценовой политики?

В. Бакин: Здесь стоит отметить, что снижение комиссий – это даже не наша задача, а, скорее, международных платежных систем. Как только их комиссии будут сопоставимы с тарифами российских платежных систем – по сути, тогда и не будет разницы, какой картой пользователю оплачивать. Справедливый подход – это и есть наша цель.

ПЛАС:Договаривались ли вы о скидках с «Миром» и другими российскими платежными системами? Ведь они, по сути, и стали главными бенефициарами этой истории?

В. Бакин: Это полностью наша инициатива – не было каких-либо договоренностей ни с кем. Бенефициарами российские платежные системы стали только лишь потому, что предлагают более конкурентные тарифы, которые и выбирают россияне. Честная конкуренция без навязывания услуг – это и есть основа рыночной экономики.

В целом за вторую половину августа объемы платежей по картам «Мир» выросли на 62%, через SberPay – в 5,4 раза, через Систему быстрых платежей – в 2,8 раза. ПС «Мир» уже обогнала зарубежные платежные системы и заняла первое место по популярности на Wildberries.
Мы полагаем, что уже этой осенью SberPay займет второе место по объемам платежей после «Мира», а СБП – третье.

ПЛАС:Как реагируют покупатели? Отразилась ли новая ценовая политика на продажах?

В. Бакин: Любой новый подход – даже тот, который уже активно используется в зарубежных странах – скорее, непривычен для покупателей, так как им нужно перестраиваться. Но результаты говорят сами за себя: платежная система «Мир» уже на первом месте в Wildberries. Что же касается наших собственных операционных результатов, то количество заказов в августе 2021 г. выросло в 2,7 раза год к году.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных