Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 314 просмотров

Светлана Георбелидзе: Гостеприимство Грузии не убьет ни один вирус!

В этом уверена Светлана Георбелидзе, эксперт в сфере финансовых услуг и платежных технологий, которая рассказывает о ситуации в Грузии, открывая нашу серию репортажей из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Также мы предлагаем вам узнать, как обстоят дела с пандемией в других странах, включая Канаду, Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению и Армению.

PLUSworld.ru: Как изменилась повседневная жизнь людей в Грузии в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией?

С. Георбелидзе: Для предотвращения дальнейшего распространения коронавируса в стране еще несколько недель назад были введены карантин и комендантский час (с 21:00 до 06:00 утра), не работают общественный транспорт, магазины, кафе и рестораны (кроме тех торгово-сервисных предприятий, которые обеспечивают доставку). Лицам старше 70 лет запрещено выходить из дома, кроме похода в ближайший продуктовый, аптеку или медучреждение.
Для населения в целом происходит некая перезагрузка ценностей, что находит отражение в поведении людей и укладе их повседневной жизни. Большинство жителей Грузии относятся к самоизоляции с пониманием и ответственностью, тем самым сокращая риск распространения коронавируса. Это дается непросто, ведь жители страны, где двери в каждом доме открыты для гостей, по природе душевный и гостеприимный народ со своими уникальными традициями и застольями.

Но при этом приятно видеть, что многие бизнес-структуры в Грузии взяли социальную ответственность на себя помогать и поддерживать население. Очень много пожертвований было сделано и продолжает поступать в фонд по борьбе с коронавирусом. Многие производства быстро переоборудованы под выпуск антисептиков и средств защиты, которые передаются в больницы бесплатно в виде помощи. Целый ряд гостиниц переоборудованы в карантинные зоны.

Многие руководители крупных компаний урезают собственную зарплату, чтобы сотрудники, чья работа не может быть выполнена удаленно, продолжали получать заработную плату, тем более что последние работают с повышенной нагрузкой – в основном помогают медицинским работникам, учителям, работникам транспорта и супермаркетов.

PLUSworld.ru: Как вводимые государством антикризисные меры повлияли на деловую активность и организацию рабочего процесса?

С. Георбелидзе: Правительство Грузии вовремя отреагировало на пандемию, введя ряд непривычных для людей, но необходимых запретов на некоторые моменты повседневной жизни. Как показал последний месяц, эти шаги оказались эффективными, и Грузия попала в число стран, показательных в плане введению и предотвращению мер против коронавируса.

Сейчас очень сложное время для любого бизнеса. Старая система управления в офисах утратила свою необходимость и быстро внедряется онлайн-менеджмент. Стало очевидным, что для стабильной работы не всегда нужен огромный офис с большим штатом сотрудников. Многие работодатели, в том числе и банки, оперативно перешли на удаленную работу.

В государственных структурах уже много лет как налажены электронные каналы коммуникаций, документооборот и отчетность для бизнеса, а также предоставление госуслуг для частных лиц, и эти системы постоянно совершенствуются.

Стало очевидным, что выживут только те компании, которые не ждут окончания кризиса, а быстро меняют свои стратегии и перестраивают свои бизнес-процессы на новую реальность с удаленным обслуживанием.

Думаю, что после отмены карантина перед владельцами бизнеса встанет вопрос: а стоит ли и дальше тратить столько денег на аренду и обеспечение офисов, на укомплектование рабочих мест, нужно ли им такое большое количество сотрудников, если при грамотном управлении большинство задач можно выполнять удаленно или сделать автоматизированными. На первый план выйдут совершенные системы мгновенных платежей, открытые стандарты, безопасность транзакций, защита персоданных, удобство и разнообразие платежных средств.

ПЛАС: Какие изменения платежной индустрии присущие вашему региону на фоне пандемии вы бы могли отметить?

С. Георбелидзе: Любой кризис приносит много потерь, а тем более сегодняшний «вирус-убийца». Однако нельзя забывать, что любой кризис открывает и новые возможности для бизнеса. От скорости перестройки компаний на «новые правила» игры с предоставлением удаленных сервисов и услуг зависит теперь, кто останется в бизнес-пространстве, а кто его покинет. Сегодняшний кризис вывел на первый план важность хорошо функционирующих удаленных платежных услуг. Многие банки и финтех-компании были к этому практически готовы, поскольку давно оказывают удаленные финансовые услуги, фокусируясь на технически подкованное поколение tech-savvy generation. В республике уже несколько лет как внедрены бесконтактные и мобильные платежи с использованием технологии токенизации, Apple Pay, инновационные способы оплаты с помощью платежных приложений браслетами, часами, кольцами и т. д.

Грузия всегда была прогрессивной и технологически инновационной страной, а за последние 10–15 лет она сделала существенный прорыв в сфере платежных инноваций, став 2-м страновым рынком в мире по проникновению бесконтактных платежей. Каждые 9 транзакций из 10 – это бесконтактные платежи. В стране запущены современные цифровые технологии оплаты Face ID, которые наверняка найдут более широкое применение после пандемии.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии снижение использования наличных при расчетах в рознице?

С. Георбелидзе: Сейчас как никогда активно происходит уход от использования наличных денег к бесконтактным и удаленным платежам. Грузия как инновационная страна технологически хорошо подготовлена для ведения удаленного бизнеса.

Люди активно пользуются картами в магазинах, в интернете, делая онлайн-покупки на грузинских и зарубежных сайтах. Согласно данным Нацбанка Грузии, безналичные транзакции по картам в 2019 году составили 34% от общего объема розничных платежей, и это на 49% больше показателей прошлого года. Причем объем интернет-платежей к общему объему составляет 20%, рост за 2019 год составил 30%.

Несмотря на временные трудности, рост безналичных платежей и онлайн-продаж в 2020 году будет значительно опережать рост платежей наличными.

Сейчас, когда наблюдается вынужденный онлайн-бум во всем мире и во всех сферах, на наших глазах происходит революционный переход к новой бизнес-культуре удаленных платежей. Скоро пандемия уйдет, а новый формат ведения бизнеса останется, останется и привычка пользоваться онлайн-услугами, удаленно платить тоже будет нормой для каждого.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии стремление ритейлеров, включая крупные торговые сети, минимизировать услуги классической инкассации в пользу самоинкассации с помощью АДМ?

С. Георбелидзе: Самоинкассация была востребована мелкими и средними ритейлерами и до пандемии. Что касается крупных торговых сетей – то многие банки предлагают инкассационные услуги порой даже бесплатно, получая взамен при этом бесплатные ресурсы для кредитования.

PLUSworld.ru: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Насколько выросла активность в онлайн-сегменте?

С. Георбелидзе: С апреля 2020 года правительство запретило все онлайн-продажи за исключением доставки продуктов, еды и фармацевтической продукции. Это вынужденная мера, поскольку речь идет о масштабной системе и длинной цепи взаимодействий и предоставлению средств индивидуальной защиты сотрудникам офисов, складов, поставщиков и служб доставки.
Уже составляется список компаний, отвечающих новым требованиям, и они получат разрешение на продолжение деятельности. Думаю, что несмотря на вынужденные временные меры, покупательская активность быстро восстановится и будет в дальнейшем только расти, особенно в онлайн-сегменте.

PLUSworld.ru: Отмечается ли рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом? Насколько качественно оказывается данный вид услуги? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Как изменилась логистика, какие технологии используются?

С. Георбелидзе: Онлайн-заказы и доставка товаров и продуктов питания, а также аптека на дом – это, пожалуй, самые востребованные сейчас сервисы. Для оплаты, как я уже отмечала, используются мобильные приложения, кошельки, Apple Pay, платежные часы, браслеты и т. д.

Ритейлеры стремятся сократить время подготовки товара к доставке. С самого начала в докризисное время доставка фаст-фуда, например, составляла 10–15 минут, а в кризис дошла до 1 часа. Но ритейлеры активно работают над логистикой, так как конкуренция сейчас особенно острая, и идет настоящая борьба за выживание бизнеса.

PLUSworld.ru: Какие изменения уже произошли? Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе?

С. Георбелидзе: Более 20% ВВП Грузии приходится на туризм, а гостиничный и ресторанный бизнес – неотъемлемая часть доходов от туризма. По данным Администрации национального туризма, в 2019 году Грузию посетило 9,3 млн гостей что в 2,5 раза больше, чем численность населения самой страны. А доходы бюджета от туризма составили более 3 млрд долларов. Так как это существенная часть нашего бюджета, правительством обещаны и разрабатываются меры для компенсации потерь и помощи бизнесу в сегменте HoReCa. Думаю, мы скоро о них узнаем.

PLUSworld.ru: Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?

С. Георбелидзе: Гостеприимство Грузии не убьет ни один вирус и ни один кризис. Грузинское гостеприимство это врожденное чувство каждого грузина и историческая традиция каждой грузинской семьи вне зависимости от социального статуса. Самое главное – быстро восстановить транспортное сообщение и в первую очередь авиаперелеты между странами! Будем надеяться, что это произойдет уже летом, после снятия карантина и возвращения населения к обычному образу жизни. Желаю всем скорейшего выхода из всеобщего карантина и, конечно же, крепкого здоровья!

По материалам PLUSworld.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных