Смартфон как терминал: как технология SoftPOS меняет платежи

Классический протокол NFC превратил смартфоны в многофункциональные устройства осуществления и приема платежей. Клиентам они заменяют наличные и банковские карты, а бизнесу — сложные с точки зрения обслуживания банковские терминалы. При этом предпринимателю достаточно просто скачать ПО на свой смартфон с Android и выбрать подходящий банк-эквайер. Это открыло огромные возможности для служб доставки, микробизнеса и самозанятых. Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента QIWI, рассказывает, как появилась технология SoftPOS, какие у нее перспективы и особенности развития в России.

Смартфон как терминал: как технология SoftPOS меняет платежи

Смартфон уже давно заменил кошелек: Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay стали весомой альтернативой наличным или банковским картам, особенно в условиях пандемии и роста популярности бесконтактных транзакций. Сама технология использования смартфона как способа оплаты основана на протоколе Near Field Communication (NFC).

Но в 2018 году Visa совершила революцию иного порядка: предложив уже бизнесу использовать смартфоны в качестве терминалов для оплаты. Пилотный проект был запущен в Канаде, а спустя год технология SoftPOS была презентована на выставке IFA (Internationale Funkausstellung Berlin) в Берлине. По своей сути технология SoftPOS предлагает программное решение для мобильных приложений, позволяющее бизнесу принимать бесконтактные платежи с карт или кошельков NFC на свои личные смартфоны без необходимости в каком-либо дополнительном оборудовании.

Как ни странно, но спрос на новую технологию в России подстегнуло правительство. Новые законодательные требования из ФЗ №54 обязали абсолютно всех предпринимателей использовать онлайн-кассу и передавать данные о транзакциях в ФНС. Под поправки попали многие компании, осуществляющие деятельность вне торгового помещения: от курьеров и служб доставки до перевозчиков. Причем, в случае, если выручка за год превышает 40 млн рублей, то предприниматель обязан предложить клиентам оплату по карте национальной платежной системы.

QIWI, в числе первых компаний, работающих с технологией, запустила решение для бесконтактного приема денежных средств с бесконтактных карт или устройств, поддерживающих электронные кошельки Google Pay и Apple Pay — в перспективе это даст возможность финансово недообслуженным сегментам рынка, традиционно имеющим дело с наличной оплатой товаров и услуг, получить надежное и удобное цифровое платежное решение.

Технология SoftPOS для МСБ поддерживает облачную фискализацию и отправку клиентам электронных чеков. Это открывает большие возможности для многочисленных служб доставки, переживающих бурный рост в постпандемийном мире, и офлайн-продавцов. В России, согласно действующим законам, чек достаточно показать покупателю с дисплея электронного устройства, либо по желанию клиента отправить на email, телефон или отсканировать QR-код.

Из недостатков — сейчас технологию можно использовать только на новом поколении смартфонов на базе Android, но не на iPhone. Что касается безопасности транзакций, то платежные терминалы должны соответствовать определенным требованиям EMV с точки зрения удобства бесконтактного использования, в то время как смартфоны соответствуют менее строгим стандартам протокола NFC. Однако международная сертификация у SoftPOS уже есть: технология гарантирует безопасность от взломов, проникновения в систему и перехватов транзакций.

Технология SoftPOS оказалась востребованной в условиях ускорившейся диджитализации торговли и повышенного спроса на бесконтактные платежи во время и после пика пандемии. Использовать смартфон как платежный терминал намного проще, чем современные POS-терминалы или и mPOS-устройства. Предпринимателям, особенно тем, кто занимается сферой услуг или кастомными продажами, не потребуется закупка и настройка терминалов, а также не нужно ничего обслуживать — смартфон всегда под рукой, а прием оплаты — скорее лишь дополнение, нежели его основной функционал. Технологию активно использует и относительно новая категория предпринимателей — самозанятые, так как это позволяет упростить проведение транзакций за офлайн-услуги. При использовании SoftPOS подключение к эквайрингу, выбор банка и подача документов происходит через приложение на смартфоне через единый PSP-сервис.

Итоговая стоимость обслуживания смартфона как терминала с технологией SoftPOS для предпринимателя будет складываться из закупочной цены устройства, а также условий выбранного банка-эквайера и договора с ОФД. Встроенное ПО — бесплатное. Облачная фискализация предполагает аренду одного или нескольких кассовых аппаратов у компании, предоставляющей услуги аренды кассы в облаке.

Поскольку технология относительно новая, объемы транзакций по-прежнему соответствуют скорее пилотным проектам, нежели глобальным. На европейском рынке на сегодняшний день насчитывается порядка 50 миллионов продавцов и всего 17 миллионов POS-терминалов. Это означает, что около 35 миллионов микро- и мелких торговцев получат выгоду от новой SoftPOS технологии. В то же время уровень проникновения смартфонов де-факто составляет 100%, а уровень проникновения бесконтактных карт на большинстве европейских рынков составляет 90%.

Внедрение SoftPOS существенно демократизирует коммерческую деятельность, при этом соблюдая все необходимые законодательные требования к отчетностям и ведению торговли. Использование смартфона в качестве терминала позволит максимально упростить оплату офлайн-услуг, работы самозанятых и получение чаевых. Меняется и пользовательский опыт, причем как со стороны клиентов, так и со стороны продавцов: теперь что-то продать или купить можно, если есть два смартфона.

По материалам QIWI

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных