Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 208 просмотров

Пандемия в Армении. Движитель безналичных платежей и онлайн-торговли

Пандемия в Армении. Движитель безналичных платежей и онлайн-торговли

Бениамин Тадевосян (Beniamin Tadevosyan), генеральный директор и со-основатель Pay, рассказывает о том, как отреагировала на пандемию Армения.

Его интервью мы продолжаем серию репортажей, посвященных текущей ситуации в самых разных странах ближнего и дальнего зарубежья, включая Канаду, Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.

PLUSworld.ru: Как изменилась повседневная жизнь жителей Армении в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией? Как вводимые государством антикризисные меры повлияли на деловую активность и организацию рабочего процесса?

Б. Тадевосян: В Армении режим Чрезвычайного положения был введен с вечера 14-го марта. Он обусловил ряд ограничений на деловую активность и свободу передвижения, при этом в последующие дни ограничительные меры постепенно усиливались. Сейчас границы Армении закрыты для пассажирского транспорта, пассажироперевозки запрещены и на территории страны. Можно передвигаться или на частном транспорте, или на такси. Разрешена работа только предприятий, функционирование которых связано с обеспечением жизнедеятельности – это производство и продажа продовольствия, медицина и т. п. Работают супермаркеты и продовольственные магазины, аптеки, медучреждения, банки. Однако есть и определенные ограничения – например, пожилым людям рекомендуется делать покупки с 10:00 по 12:00, в банках и магазинах появилась разметка на полу, чтобы очередь выстраивалась с соблюдением социальной дистанции, а зачастую даже за пределами помещений, благо погода позволяет. Перед входом в магазин или банк нужно простерилизовать руки антисептиком, а кассиры обслуживают в масках и в перчатках.

Обучение в школах и в вузах переведено в онлайн-режим.

Что касается деловой активности в целом – большинство производственных предприятий приостановили свою работу, закрыты театры, развлекательные заведения. Рестораны и предприятия общепита работают только с доставкой.

Многие компании, в первую очередь в ИТ-сегменте, перевели своих офисных сотрудников на удаленную работу.

Очевидно, что посткризисная реальность будет отличаться от привычной, и бизнес будет перестраиваться под нее. Уже сейчас можно спрогнозировать, что в первую очередь будут востребованы высокотехнологичные решения, удаленные сервисы, и будет развиваться сельское хозяйство. Причем вектор будет меняться с экспорта на удовлетворение потребностей локального рынка.

PLUSworld.ru: Какие изменения платежной индустрии присущие вашему региону на фоне пандемии вы бы могли отметить?

Б. Тадевосян: В Армении хорошо развиты различные платежные технологии, есть удобные инструменты для организации интернет-торговли, однако ввиду некоторых местных особенностей (привычка населения платить наличными, доступность транспорта, небольшие расстояния и т. п.), до пандемии в повседневной жизни они активно не использовались. Сейчас различные сервисы доставки и онлайн-магазины интенсивно продвигают свои услуги. Мы, в свою очередь, предлагаем онлайн-магазинам использовать наши инструменты для принятия платежей по картам и QR. У нас есть решения, позволяющие принимать платежи по картам без каких-либо дополнительных инвестиций и без интеграций – ритейлеру можно даже не иметь своего сайта. Эти решения особенно востребованы магазинами, работающими в Facebook и Instagram. С нашей помощью подписание сервисного договора с банками осуществляется онлайн, подключение и обучение – также онлайн.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии снижение использования наличных при расчетах в рознице?

Б. Тадевосян: Увеличение безналичных платежей, особенно в online торговле, на фоне сложившейся ситуации является естественным. Стоит отметить, что правительство и ЦБ Республики Армения неоднократно настоятельно рекомендовало платить безналичными. ЦБ также принял решение об изъятии старых купюр из обращения для снижения риска передачи вируса с наличными. В этой связи хотелось бы отметить, что кассиры в магазинах наиболее подвержены риску, поскольку они ежедневно обслуживают множество покупателей и через них проходит большое количество наличных. Контактные карты также могут переносить вирусы, поэтому особо большое значение сейчас уделяется бесконтактным и онлайн-платежам. Официальных данных пока нет, но в нашей инфраструктуре количество и объемы транзакций заметно увеличились, и эта тенденция будет сохраняться.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии стремление ритейлеров, включая крупные торговые сети, минимизировать услуги классической инкассации в пользу самоинкассации с помощью АДМ?

Б. Тадевосян: Особых изменений в плане инкассации выручки ритейлеров на данный момент мы не наблюдаем. Для крупных ритейлеров сервисы инкассации предоставляются банками, мелкие и средние ритейлеры сами инкассируют выручку в банки или вносят на счета с помощью cash-in банкоматов или терминалов в рамках самоинкассации.

PLUSworld.ru: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Насколько выросла активность в онлайн-сегменте? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Каков процент кооперации в ритейле онлайн и офлайн?

Б. Тадевосян: Наиболее востребованы сервисы доставки продовольствия. Насколько нам известно, особо популярные сервисы осуществляют доставку на третий день от поступления заказа. В то же время активировались новые игроки, некоторые из них перепрофилировались – например, сервис доставки цветов и подарков сейчас доставляет и продукты питания. Что касается непродовольственных товаров – многие магазины только начали принимать онлайн-заказы. В то же время специализированные онлайн-магазины, уже давно работающие в Facebook и Instagram, так же увеличили свои продажи.

PLUSworld.ru: Отмечается ли рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом? Насколько качественно оказывается данный вид услуги?

Б. Тадевосян: Многие магазины, предприятия фаст-фуда и рестораны сейчас вынуждены перепрофилироваться, искать возможности организовать доставку и принимать онлайн-платежи. Мы активно сотрудничаем с такими компаниями, помогаем им «раскрутить» свои услуги. Специально для этого мы создали общую интернет-площадку, где можно увидеть все онлайн-магазины, сотрудничающие с нами, их специальные предложения, скидки и акции. Очевидно, что те сервисы, которые сейчас «приживутся», станут неотъемлемой частью нашего быта и в будущем.

ПЛАС: Как изменилась логистика, какие технологии используются?

Б. Тадевосян: Ритейлеры обычно организовывают доставку либо своими силами, либо пользуются услугами сторонних компаний (есть несколько таких компаний и сервисов такси, предлагающих такие услуги). Также есть возможность предлагать свои товары через популярные сервисы доставки готовой еды и товаров, у которых есть свои сайты, мобильные приложения, call-центры и курьерские службы.

ПЛАС: Какие изменения уже произошли в сегменте HoReCa? Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе? Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?

Б. Тадевосян: Как я уже отмечал, гостиницы и рестораны (кроме сервисов доставки) сейчас закрыты. Но они готовы возобновить свою работу сразу же после снятия ограничений. Можно надеяться, что к открытию летнего туристического сезона будут сняты ограничения на перемещения как у нас в стране, так и для иностранных туристов. В Армении есть много достопримечательностей, которые стоит посетить, однако «придется» отдать дань местной традиции и совместить культурный туризм с кулинарно-гастрономическим, не забывая при этом, что Армения – родина широчайших палитры известнейших коньяков, а летом еще и будет возможность попробовать чудесные свежие фрукты и овощи.

Так что приезжайте, ждем вас!

По материалам PLUSworld.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных