Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 172 просмотра

Отмена комиссий за платежи в адрес ЖКХ для пенсионеров и льготников. Гладко только на бумаге?

Итак, ко второму чтению законопроект о запрете брать комиссию за оплату ЖКУ преобразился: теперь банкам, Почте России и БПА запрещено брать комиссию только с пенсионеров и получателей субсидий. Но как в момент платежа будет происходить идентификация того, является ли этот человек пенсионером? И не приведет ли это к тому, что пенсионеры смогут подрабатывать на услуге «оплачу вашу квартиру без комиссии»? Как отреагируют банки на это нововведение – не потеряют ли они интерес к этому сервису, если он окажется неприбыльным? Мы предложили экспертам прокомментировать ситуацию.

Виктор Достов, председатель Ассоциации «Электронные деньги»:

Мы считаем, что ко второму чтению законопроект стал более сбалансированным. От комиссий будут освобождены те клиенты, которые действительно в этом нуждаются. Полная их отмена могла бы крайне негативно повлиять на сеть приема платежей за ЖКУ.

Конкретные методы определения того, относится ли плательщик к льготной категории, будут выработаны отраслью совместно с регуляторами.

Тут может быть несколько решений: можно проверять статус клиента по специальной базе данных, получать сведения от расчетного центра, ГИС ЖКХ или как-либо иначе. На мой взгляд, освобождение от комиссии должно распространяться именно на того, кто прописан в объекте недвижимости, иначе не избежать злоупотреблений.

Не думаю, что подмена плательщика станет распространенным мошенничеством. Прописывать в свою квартиру постороннего человека для того, чтобы сэкономить в среднем около 1% от платежа – вряд ли привлекательно для домовладельца.

Мария Красенкова, независимый эксперт с 15-летним опытом работы в ведущих банковских и платежных структурах России и мира:

В июле моя 75-летняя мама, как и большинство граждан России, получит платежки с заметно подросшими тарифами на ЖКХ. И, конечно, если хотя бы частично рост ее расходов окажется компенсирован, например, отменой комиссий, это, несомненно будет воспринято ею позитивно.

При этом чтобы не произошло отказа от обслуживания ЖКХ платежей на стороне банков, Почты России и банковских платежных агентов было бы неплохо помимо бесплатности предусмотреть в законе и обязательность предоставления этого сервиса по аналогии, например, с тем, как оформлена обязательность для банков подключения СБП.

Иначе граждане в ближайшее время могут столкнуться с банальной невозможностью произвести оплату, поскольку сервис по обслуживанию платежей за ЖКХ станет для участников платежного рынка убыточным и высокорискованным – непонятно, как организации должны проверять наличие у человека права на бесплатную оплату (как понять, к примеру, что человек военный пенсионер, или что у его семьи низкий совокупный доход?) и права на оплату ЖКХ по конкретной жилплощади (как определить, что здание или помещение находится у гражданина в собственности, аренде или он проживает по месту прописки?).

Вспомните, как это было с медицинскими масками в разгар эпидемии. Как только аптекам пригрозили, что за продажу масок по высоким ценам они будут наказаны, то большинство аптек просто перестали закупать у оптовиков маски. Также и игроки платежного рынка могут отказаться работать себе в убыток.

По материалам PLUSworld.ru

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных