Журнал ПЛАС » Мнения экспертов »

Облако для банка. Нужна ли финансовым организациям облачная инфраструктура?

Алина Пархоменко, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM, рассматривает особенности использования облачной инфраструктуры в секторе финансовых услуг, а также анализирует, чем полезны для банка такие решения.

Облако для банка. Нужна ли финансовым организациям облачная инфраструктура?

«Облако нельзя собственный сервер»: что выбрать банку

Еще 10–15 лет назад облачная инфраструктура для российских компаний была чем-то новым и малоизученным направлением. Сейчас же она активно развивается. По результатам исследования iKS-Consulting, в 2020 году по сравнению с 2019-м рынок облачных инфраструктурных сервисов в России вырос на 38%. В 2021-м рост составил еще 38,3%, а в ближайшие годы динамика снизится, но все равно останется высокой — до +27-32% в зависимости от сегмента. К облачной инфраструктуре обращаются компании самых разных сфер, включая банки и финансовые организации.

Особенности облачной инфраструктуры в банковском секторе

Еще в 2014 году в журнале «Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки» вышла статья «Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России». В ней говорилось, что эти перспективы «огромны» — и по прошествии времени можно сказать, что прогноз сбылся. Конечно, с тех пор технологии изменились, как и наша жизнь в целом, однако перечисленные особенности использования облаков по-прежнему актуальны.

Главное достоинство облачной инфраструктуры — возможность получить отказоустойчивую платформу без приобретения дорогостоящего оборудования и без необходимости его обслуживать, ремонтировать, модернизировать — эти задачи берет на себя провайдер услуг. Благодаря облакам мощности легко масштабируются — их можно увеличивать при высоких нагрузках или при росте активности клиентов (например, во время акций) и, соответственно, уменьшать в периоды затишья. И компании не нужно для этого набирать или сокращать команду ИТ-специалистов.

Облачная инфраструктура позволяет оптимизировать штат и рационально использовать ресурсы, оплачивая только оказанные услуги, тогда как собственная инфраструктура зачастую используется в лучшем случае на 50%. В упомянутой статье 2014 года отмечалось преимущество, которое стало особенно актуальным в 2020–2021 годах, — удаленный доступ из любой точки, где есть стабильный интернет.

Аспектами, вызвавшими наибольшие опасения относительно применения облаков в финансовом секторе, была их безопасность и соответствие нормативным требованиям. Эти вопросы достаточно долго не давали банкам в полной мере использовать облачную инфраструктуру, причем не только в России — те же проблемы стали двумя главными вызовами в переходе на облака, отмеченными в докладе консалтинговой компания Capgemini «Облачные вычисления в банковском деле» 2017 года.

Конечно, финансовые организации не могут внедрять непроверенные с точки зрения безопасности решения. Но с течением времени провайдеры облачной инфраструктуры доказали ее надежность и защищенность, которые порой даже выше, чем у собственной инфраструктуры компаний. В результате банки все активнее прибегают к облачным услугам. По оценкам Accenture, в 2021 году 58% ИТ-систем банки размещают в облаке, а главное — выручка использующих облачные сервисы растет примерно в два раза быстрее, чем у более «консервативных» конкурентов.

Стоит ли банку переходить на облачную модель

Сами по себе облака — инструмент, который позволяет рационально использовать ресурсы, связанные с развертыванием и обслуживанием инфраструктуры. Ответственность за ее работоспособность берет на себя провайдер, и уровень услуг у него зачастую выше, чем у собственного ИТ-отдела.

Но эти инструменты не помогут, если у организации проблемы с бизнес-моделью или бизнес-процессами, продвижением, коммуникациями и пр., потому что за такие вопросы cloud-инфраструктура не отвечает. Соответственно, перед модернизацией стоит определиться, какие конкретно задачи планируется решать при помощи облаков: хранение и обработка данных, резервное копирование, организация удаленных рабочих мест, разработка и тестирование новых приложений или сервисов и многое другое.

Понимание, для чего будет использоваться облако, поможет выбрать подходящее решение из представленных на рынке.

Какое облако выбрать

Многим компаниям подходят публичные облака — клиент арендует защищенное место в облаке, получая дисковое пространство, вычислительные мощности, операционную систему. Однако банкам нужен повышенный уровень защиты, поэтому они чаще обращаются к private cloud. В отличие от публичного, частные облака — изолированные, что повышает уровень безопасности. Например, у компании ITGLOBAL.COM они изолированы и на физическом, и на сетевом уровне.

Еще одно преимущество private cloud — оно может быть развернуто как у провайдера, так и в ЦОД клиента, и для финансовых организаций второй вариант бывает предпочтительнее. Часто они не полностью переходят на облачную инфраструктуру, а объединяют ее с собственными серверами, создавая гибридную систему.

У «себя» банки обычно оставляют базы данных и критически важные сервисы (хотя последние могут дублироваться и храниться на «облаках» — для надежности). В свою очередь, на облачную инфраструктуру переносятся среды разработки сайтов и приложений, организуются удаленные рабочие места, функционируют дополнительные сервисы и прочее.

Банки также должны следовать требованиям законодательства при задействовании облачной инфраструктуры. В частности, государство регулирует вопросы, касающиеся безопасности сбора, хранения и передачи данных. Основная часть требований перечислена в Приказах ФСТЭК. Впрочем, как правило, ответственные финансовые организации и сами тщательно следят за безопасностью.

В последнее время растет востребованность MIT (Managed IT). Это не просто место в облаке, а комплексное ИТ-решение, включающее управление сервисами, настройку резервного копирования, мониторинг, чтобы все системы работали должным образом, а также устранение проблем и инцидентов при необходимости.

Что на практике дает банкам облачная инфраструктура

«Тинькофф»

«Тинькофф» — первый в России онлайн-банк, со временем ставший онлайн-экосистемой. Также он один из немногих, для кого переход на удаленный режим из-за локдауна не вызвал проблем — все процессы для дистанционной работы были налажены еще до весны 2020-го. Однако во время пандемии нагрузка значительно возросла, и компании потребовались дополнительные серверные мощности — в частности, для резервирования. Банк принял решение использовать для этих целей частное облако.

Таврический банк

Частное облако выбрал для себя и Таврический банк — он развернул здесь резервную площадку для тестовой среды. Банк использует облачную инфраструктуру для разработки собственного мобильного приложения и для репликации СУБД ORACLE.

Сбер

Сбер развивает собственную облачную инфраструктуру — SberСloud. Она объединяет все элементы цифровой экосистемы группы, а также сервис AI Cloud и вычислительные ресурсы «Кристофари» — российского суперкомпьютера. Помимо прочего, группа Сбер использует AI Cloud и «Кристофари» для развития искусственного интеллекта в своей экосистеме — например, эти технологии нужны для аналитики поведения пользователей или для распознавания человеческой речи в голосовых помощниках и голосовых интерфейсах. Также в облаке Сбер хранит и обрабатывает большие данные петабайтного объема — для этого было создано хранилище Data Warehouse Service.

На что банку обращать внимание при выборе провайдера

  • Обязательное требование для банков: провайдер должен обеспечивать услуги как минимум в соответствии с требованиями закона 152-ФЗ «О персональных данных». Но и другие лицензии приветствуются — как свидетельство высокой защищенности инфраструктуры. Например, у ITGLOBAL.COM также есть лицензии ФСТЭК и ФСБ, решения отвечают правилам для работы с гостайной.
  • Конечно, важны набор услуг, предоставляемые сервисы и инструменты. Хорошего провайдера отличают гибкость, легкость в масштабируемости инфраструктуры для клиента, поддержка 24/7.
  • Надежность и защищенность облаков. Сюда же отнесем репутацию провайдера. Для финансовых организаций важна гарантия, чтобы все данные будут в безопасности.
  • Географическая близость серверов к местонахождению клиента — физическое расстояние напрямую влияет на скорость. Если у компании есть филиалы или она планирует расширяться, ей стоит найти провайдера с распределенными площадками, в том числе за рубежом.
  • Гибкая тарификация — обычно предлагается оплачивать или фиксированный объем услуг (дисковое пространство, ресурсы), или фактически оказанные.
  • Стоит также обратить внимание на опыт компании, с какими категориями клиентов она работает, кто ее партнеры. Это говорит об экспертизе провайдера и о том, какие решения он сможет предложить организациям с разными задачами и потребностями.
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных