Журнал ПЛАС » Мнения экспертов »

NFT-токены как пропуск в цифровой VIP-клуб 21 века

2021 год начался с очередных рекордов на крипторынке: новый all-time-high биткоина, курс которого достиг на торгах рекордных 42 тыс. долл., повлёк за собой и рост курса альткоинов во главе со второй в мире по уровню капитализации криптовалютой Ethereum, выросшей в цене с начала года более чем на 100% и постепенно подбирающейся к «психологической отметке» в 2 тыс. долл.

Примечательно то, что подход к рекламированию первой криптовалюты в США весьма прямолинеен: на билбордах размещают баннеры с текстом, информационный посыл которых сводится к констатации факта обесценивания доллара и предложению биткоина в качестве единственного залога сохранности и приумножения средств. На автобусах всё чаще размещаются прокламации в стиле «если вы видите это сообщение – пора покупать биткоин» и т. п.

Так или иначе, перспектива лёгкой наживы до крайности раздразнила финансовый «аппетит» огромного количества людей, в том числе и располагающих значительными суммами. Криптоиндустрия привлекает их не только потенциальными прибылями, но и возможностью потешить своё самолюбие присоединением к одному из трендовых криптосообществ, объединяющих держателей того или иного цифрового актива – многие до сих пор воспринимают их как своего рода закрытые VIP-клубы для посвящённых.

Возможно, именно благодаря изрядному повышению спроса на всё, что связано с криптовалютами, в 2021 году стал набирать обороты новый тренд – NFT-токены. Портал PLUSworld.ru попросили президента блокчейн-компании PointPay Андрея Святова рассказать о них поподробнее.

NFT – это аббревиатура от «non-fungible token», которая переводится с английского как «невзаимозаменяемый токен». Если по тем или иным причинам произойдет утеря, например, одной монеты биткоина (кстати, BTC являются как раз взаимозаменяемыми), то какого-либо существенного влияния на сеть это не окажет. Постепенно майнеры сгенерируют новые монеты, которые поступят в оборот и начнут циркулировать на рынке.

Поведение инвесторов, многим из которых не понаслышке известно об огромной доходности вложений в те или иные криптоактивы, вполне естественно. Желание выделиться, похвастать чем-то уникальным и неповторимым перед своими друзьями-криптоэнтузиастами создает спрос на раритетные невзаимозаменяемые NFT-токены, которые уже сейчас можно причислить к новому классу виртуальных активов.

Сами по себе NFT-токены не являются чем-то принципиально новым. Так, в 2017 году на рынке появились «цифровые котики» CryptoKitties, каждый из которых обладал неповторимой окраской, причудливой формой глаз, ушей и усов. Самый дорогой «котик», обладавший уникальным «генотипом», был продан на аукционе за 155 тысяч долларов.  Пользователи, «разводившие котиков» на блокчейне, зарабатывали на этой, казалось бы, безобидной виртуальной игре вполне реальные деньги. Успели даже «уронить» пока ещё низкопропускной блокчейн Ethereum – слишком большое количество транзакций привело к резкому росту комиссий внутри сети.

При этом каждый «зверёк» ассоциировался с соответствующим NFT-токеном стандарта ERC-721. Но есть и другие стандарты токенов подобного рода: например, токены стандарта ERC-1155 могут быть выпущены в нескольких экземплярах, а ERC-988 идеально подходят для создания игровых персонажей, которые владеют несколькими игровыми предметами.

Подход с тех пор особо не менялся, а вот хайпа вокруг этой темы стало существенно больше. Всё чаще появляются новые NFT-проекты и маркетплейсы, которые набирают всё большую популярность.

Обычно реализация уникальных «вещей» происходит через аукцион, на котором владелец назначает стартовую цену за лот: кто больше предложит, тому она и достанется. Одним из первых и самых популярных маркетплейсов является блокчейн-аукцион OpenSea.

Наиболее целесообразным на сегодняшний день видится развитие NFT-экономики в следующих сферах общественной и трудовой деятельности человека.

Гейминг. Игроки готовы платить за то, чтобы иметь возможность играть уникальным NFT-персонажем, одетым в эксклюзивную «одежду» и обладающим неповторимым «оружием». Перспективным направлением в развитии NFT-гейминга представляется интероперабельность, позволяющая использовать предметы или персонажа в различных игровых средах за пределами той игровой «песочницы», где этот персонаж или предмет были созданы.

Предметы коллекционирования. Эксклюзивных предметов хватает и в «аналоговом» мире – в оффлайне. Если человек хочет продать на аукционе коллекционную бутылку вина, дизайнерскую посуду, эксклюзивную одежду, созданную известным модельером, или любой другой «штучный товар» – с этой задачей прекрасно справятся NFT-токены: эмитент может включить информацию о продаваемом предмете в описание своего токена, доступное к просмотру в обозревателе блоков.

Шоу-бизнес. Поклонники и фанаты – хлеб насущный для «звезд» ютуба, стримеров и тиктокеров. Возможность пообщаться со своим кумиром в прямом эфире или даже тет-а-тет – идеальная среда роста для NFT. Несмотря на то, что эти действия можно осуществить и без эмитирования «звездой» собственных NFT-токенов, именно они могут стать своеобразным цифровым автографом с ограниченным предложением. Фанат всегда сможет доказать, что действительно обсуждал с Илоном Маском запуск ракеты на Марс или общался голосом с Павлом Дуровым.

Образование. Каждый год тысячи работодателей по всему миру сталкиваются с проблемой подделки дипломов потенциальными кандидатами на открытые вакансии, и эти махинации чаще всего вскрываются далеко не сразу. Проблема подделки дипломов, сертификатов и других документов легко решается посредством выпуска NFT-токенов, которые отображали бы необходимую информацию в блокчейне. Фактически механизм для этого уже разработан и даже отлажен – осталось лишь внедрить инструмент в систему образования и другие смежные отрасли. ВУЗы могут раз в год (а любые другие государственные учреждения – по мере необходимости) выпускать NFT-токены, за которыми будут закреплены все идентификационные данные.

Digital-искусство. Пикассо и Рембрандт, вероятно, грустно вздохнули бы, узнав о развитии цифровых технологий, которое привело к тому, что  художники теперь пишут картины не на холстах, и сами шедевры создаются не кистью, а с помощью специальных дизайнерских программ. Спрос на цифровые картины растёт с каждым годом. Особой популярностью пользуются оккультные тематики и изображения животных. Например, пиксельную обезьянку в кепке в январе 2021 года продали за 140 ETH (150 тыс. долл. на момент совершения покупки). Как признается сам покупатель, таким образом он хотел подчеркнуть свой статус в цифровом мире. То самое, о чем упоминалось выше – прослеживается четкая аналогия с членством в элитном клубе.

Объяснить этот изворот человеческой психологии можно, вспомнив о швейцарских часах Rolex, которые богатые люди покупают почти исключительно для того, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус и сделать акцент на своей принадлежности к определённому кругу лиц. Но как можно это сделать в цифровом мире? Ответ очевиден – разместить купленную digital-картину в качестве аватара, например, в твиттере. Каждый с помощью блокчейна сможет проверить, действительно ли она принадлежит владельцу аккаунта.

NFT-токены – это своего рода Rolex’ы 21-го века: престижная «фишка», открывающая дорогу к целому ряду возможностей и привилегий, недоступных «простым смертным».

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных